Виктор Терехов: Скоро годовщина нашей с женой свадьбы. С этим этим событием у нас связаны и радостные, и печальные воспоминания.
Проблема жилья решена
В июле 1981 года мы с женой отправились в свадебное путешествие. Поначалу
всё складывалось просто прекрасно: свадьба в Грибоедовском Дворце бракосочетания, банкет в ресторане Центрального Дома Архитекторов, где я тогда работал. Помню, когда ехали из ЗАГСа начался такой сильный ливень, что на Садовом кольце машины просто встали, говорят что дождь на свадьбу – хорошая примета.
«Второй день» празднования мы решили не организовывать, а с утра улетели в Сухуми, где я отдыхал в 1976 году. Помня о том, с какими сложностями я тогда
столкнулся в поисках жилья, мы решили его найти заранее. У моей соседки по коммунальной квартире тёти Нюни там жила старая знакомая, которая в канун 8 Марта нередко приезжала в гости в наш Мерзляковский переулок, привозя с собой огромные чемоданы, доверху набитые мимозой. Потом собирала цветы в букеты и продавала. У них с мужем был свой дом около Сухуми, вот они-то и согласились сдать нам комнату.
Здесь я подхожу к грустной части повествования. Как говорил персонаж Меньшова в «Любовь и голуби»: «Часть третья, печальная».
Без денег и паспортов
До Сухуми мы долетели без проблем. Из аэропорта нам надо было доехать до города на автобусе-экспрессе.
На посадке было столпотворение, я тащил чемоданы, а жена несла большую сумку, в которой, в частности, находилась косметичка с деньгами, документами и билетами на обратный рейс.
Добравшись до пункта назначения, мы через некоторое время к своему ужасу обнаружили, что косметички в сумке уже нет. Убитые горем мы поплелись в местное отделение милиции. Начальник отделения сочувственно посмотрел на нас. Оказалось, такие ситуации у него чуть ли каждый день случаются.
Он сказал:
- Паспорта скоро подбросят, а о деньгах забудьте.
Потом спросил, куда мы направляемся, вызвал служебную машину и приказал
отвезти нас по адресу. Нас привезли к хозяевам, объяснили ситуацию,
хозяйка поахала и сказала, что денег за жильё с нас брать они не будут. На
следующий день мы позвонили домой, «обрадовали» родителей и попросили
выслать деньги переводом на имя хозяйки - сами мы их получить не
могли, так как паспортов у нас не было. Кроме того, предупредили
родителей жены, что надо поменять замки на входной двери, поскольку
ключи от их квартиры были в той же косметичке.
Мяса не было ни в каком виде
Дом, где мы поселились, находится в посёлке Келасури (сейчвс Кялашир). Вдоль
него протекает одноименная река, которая является административной границей двух районов: Сухумского и Гульрипшского, через нее перекинут прекрасный Келасурский мост XIX века. От посёлка - вдоль всего побережья - до центра Сухуми ходил троллейбус. Речка с сильным течением, мелкая, но однажды во время дождя она вышла из берегов и затопила улицу.
Настроение, конечно, у нас было далеко не праздничное. К тому же я был неприятно удивлён тем, как за несколько лет ухудшилось снабжение в городе. За молочными продуктами я ходил в магазин по утрам, потом уже ничего не оставалось. Ничего мясного в магазинах не было совсем, ни в каком виде. Даже пельмени в кафе подавали без мяса. Только в ресторанах мы несколько раз за отдых его отведали. Хорошо ещё, что мы захватили с собой из Москвы пару батонов копчёной колбасы.
Мы часто посещали кафе-мороженое, возле гостиницы «Абхазия» и пили вкуснейшую газировку, которую продавали неподалёку с тележки, стоила она 8 копеек и была такой холодной, что зубы ломило. За ней всегда стояла большая очередь.
Грузинские вина
В общем, мы обходились овощами, выпечкой и вином. Вот с последним никаких проблем не было, мы даже домой привезли сумку вина разных сортов.
Это сейчас можно многое что из вин купить и за бокалом «Барбареско» или
«Шабли» рассуждать о том, что в СССР не было хороших вин. А тогда
Евтушенко, у которого был свой дом в Гульрипше, написал стихотворение
«Грузинские вина»:
"Мукузани" горчащая тяжесть
об истории Грузии скажет.
Ненавязчиво вас пожалевши,
сладость мягкую даст "Оджалеши"...
...Бурдюком отдает еле-еле
и пастушьим костром - "Ркацители".
"Телиани" в себе воплотило
благородную кровь Автандила.
Лгать нельзя с этой самой поры,
если вы свой язык обернули
красным бархатом "Киндзмараули"
или алой парчой "Хванчкары"!
А свои размышленья про "чачу"
я уж лучше куда-нибудь спрячу.
Плывешь к берегу, а расстояние увеличивается
Имелся еще один минус: семья, в доме которой мы снимали комнату, была
по каким-то причинам в многолетней ссоре между собой. Мы жили на втором этаже, на половине старшего поколения, куда вела наружная лестница вдоль стены дома. А семья их сына с внуками жила на первом этаже, где были общая кухня с холодильником и туалет. Младшие с родителями совсем не общалась, что сильно напрягало, хотя к нам все относились хорошо. Из дома мы старались уходить после завтрака и возвращаться туда уже вечером, проводя время на пляже или в городе.
Первоначально мы купались около нашего посёлка. Но река неподалеку
впадала в море и купаться было опасно - течение незаметно сносило тебя, и выбираться к берегу с непривычки было сложно. Первый раз я жену даже буксировал к суше, хотя она плавает неплохо. Если смотреть с возвышения на новичка, попавшего в такой переплет, то видно, как он плывёт к берегу, а расстояние только увеличивается. И мы стали на троллейбусе проезжать
несколько остановок до городских пляжей, где за 10-15 копеек можно было
взять лежаки и шезлонги.
Ездили мы и на экскурсию на озеро Рица, красивое место, но самое большое впечатление произвели на нас Новоафонские пещеры, просто потрясающая красота!
Родители отправили еще перевод, и зря
Несколько раз заходили в милицию, безрезультатно. Однажды
начальник милиции показал нам сильно избитого мужчину:
- Этот с вами был в автобусе? Мои сотрудники за ним следили, видели, как он по дороге троих обчистил. Потом его вывели из автобуса, полжизни лишили!
Потом уже мы узнали, что наши паспорта сразу нашли в Гульрипшском районе, но пока их переслали в Сухуми, мы уже улетели в Москву, где оформили
новые паспорта. А через пару недель, нам по почте прислали наши старые,
порядком попорченные водой.
Для полёта нам из милиции выписали справки, купленные заранее билеты на самолёт тоже восстановили по этим справкам. Сын хозяйки, который работал в
аэропорту, отвёз нас туда с чемоданами на своей машине. За неделю до
отлёта родители решили нам выслать ещё денег на имя хозяйки, и это
было зря. Получив деньги, хозяйка передумала не брать с нас денег за жилье и вычла по три рубля за день. Очень обидно было, мы очень старались не напрягать хозяев, жена даже сама стирала постельное бельё в реке.
С той поры о Кавказе жена и слышать ничего не хочет. Вот такая у нас
получилась невесёлая «Гамарджоба».
Еще: