Фильм «Эверли» (2014) с Сальмой Хайек в главной роли – не просто кровавый триллер, это жестокий, абсурдный, местами гротескный балет насилия, замаскированный под чёрную комедию. Название «Эверли» обманчиво мирное, не предвещающее зрителя ужасающего зрелища, которое развернется на экране.
Юмор здесь настолько чёрный, что смеха он вызывает минимально, а основная его функция – подчеркнуть абсурдность происходящего. Многие сравнивают работу режиссера Джо Линча с его предыдущими проектами, в частности, с сиквелом «Поворота на туда» 2007 года, который считается его дебютом в жанре мрачного кино.
Однако, чтобы понять уникальность «Эверли», нужно обратить внимание на «Чиллираму» (2011) и «Рыцарей королевства Крутизны» (2012), где Линч с помощью гротеска пародирует классические штампы фильмов ужасов. В «Эверли» эта сатира направлена на культовые ленты, подобные «Джону Уику» и «Убить Билла»
Лента нуждается в более эффектном слогане, чем беззубое «Она способна на всё». Более подходящим вариантом было бы что-то вроде: «Кто ещё не пытался убить Эверли?». Действие картины разворачивается в одной локации – роскошной квартире (в духе «Пилы»), что усиливает чувство клаустрофобии и нарастающего напряжения.
Сальма Хайек играет Эверли, «рабыню» криминального авторитета. Её прошлое показано лишь обрывками фраз: похищение четыре года назад, неудачная попытка побега, воспринятая главарём как предательство. В попытке спастись, она обращается к детективу, но и он исчезает при загадочных обстоятельствах. Позже он «появляется» в сцене, напоминающей «Танец Саломеи» из «Ночного портье» (1973), что добавляет фильму еще один слой визуального безумия и символизма.
Оставшись одна, Эверли принимает решение действовать самостоятельно и решительно. Центральное место в фильме занимает жестокая перестрелка с якудза, запертыми вместе с ней в квартире. Это не просто перестрелка, это оркестрованная вакханалия насилия, где каждый выстрел, каждый удар, каждый крик - часть хореографически выстроенной сцены. Режиссер не скупится на детали, демонстрируя реалистичность и жестокость происходящего, но при этом сохраняя стилизованность и некую абсурдность.
Камера постоянно находится в движении, подчеркивая хаос и бешеный ритм событий. Монтаж динамичен и резкий, создавая ощущение нервного напряжения. Музыкальное сопровождение усиливает драматизм и подчеркивает сатирический подтекст фильма.
«Эверли» – картина не для слабонервных. Это визуально ошеломляющая история о мести, преданности и выживании. Это эксперимент с жанром, смесь боевика, триллера и черной комедии, в котором Сальма Хайек демонстрирует свою невероятную актерскую игру. Фильм заставляет задуматься о природе насилия (это обязателньая фраза в данных случаях), о цене, которые приходится платить за свободу, и о границе между справедливостью и местью.
Он не оставляет зрителя равнодушным, заставляя переосмысливать каждый момент, каждую сцену, даже после завершения просмотра. Именно эта многослойность, сочетание жестокости и абсурда, делает «Эверли» таким запоминающимся и дискуссионным фильмом. Он не просто показывает насилие, а использует его как инструмент для исследования темных сторон человеческой природы и огранчений человеческой морали.