Найти в Дзене
"Хомо люденс"

«Тайна третьей планеты»: почему Алиса похожа не на папу, а на Зеленого

Зрители посмеиваются: отчего ж дочка вовсе не в папу удалась? Не спешите ехидно поглядывать в сторону Алисиной мамы. Мол, пока «крупнейший в Галактике специалист по созданию и селекции космических животных» летал туда-сюда, благоверная крутила с его же коллегой… в результате чего дочка получилась на официального отца, ну, совсем не похожа. Зато девочка вышла не просто лапочкой да умничкой, но вылитой копией близкого друга своих родителей. Интересно, как на это реагировал Селезнев: пил горькую, глушил себя валерьянкой?.. Дело усугублялось тем, что сама Кира тоже жила сплошными разъездами. Или, если можно так выразиться, разлётами. Ведь она была не просто архитектором, но конкретно космическим архитектором. Причем Кира нередко странствовала по Вселенной вместе с мужем, а управлял космическим транспортом при этом… всё тот же Зеленый. Кстати, этот человек в книгах Кира Булычева был на «Пегасе» бортмехаником и откликался на имя Филидор. А в советской мульт-экранизации Романа Качанова «Та
Оглавление

Зрители посмеиваются: отчего ж дочка вовсе не в папу удалась?

«Это надо отметить. Официант! 400 капель валерьянки и салат!»

Не спешите ехидно поглядывать в сторону Алисиной мамы. Мол, пока «крупнейший в Галактике специалист по созданию и селекции космических животных» летал туда-сюда, благоверная крутила с его же коллегой… в результате чего дочка получилась на официального отца, ну, совсем не похожа.

Зато девочка вышла не просто лапочкой да умничкой, но вылитой копией близкого друга своих родителей.

Интересно, как на это реагировал Селезнев: пил горькую, глушил себя валерьянкой?..

Дело усугублялось тем, что сама Кира тоже жила сплошными разъездами. Или, если можно так выразиться, разлётами.

Ведь она была не просто архитектором, но конкретно космическим архитектором. Причем Кира нередко странствовала по Вселенной вместе с мужем, а управлял космическим транспортом при этом… всё тот же Зеленый.

Кадр из советского мультика Качанова «Тайна третьей планеты»
Кадр из советского мультика Качанова «Тайна третьей планеты»

«Ну я же предупреждал...»

Кстати, этот человек в книгах Кира Булычева был на «Пегасе» бортмехаником и откликался на имя Филидор. А в советской мульт-экранизации Романа Качанова «Тайна третьей планеты» товарища «повысили» до статуса капитана, имя же его не упоминали вовсе.

Во многом такое анимационное усечение было связано с тем, что из нескольких книг сделать один мультфильм (пусть и длинный) сложно. Даже в кино «уместить» порой нереально всё то многообразие обликов, сюжетов и тонкостей, которое описывает автор. В мультиках же это еще сложнее.

Вот и вышло, что в мульт-варианте ответственный за состояние и работу двигателей корабля стал его капитаном, а заодно объединил образы литературных Филидора Зеленого и Геннадия Полоскова. Этот второй в книгах Булычева, собственно, и был капитаном «Пегаса».

Кстати, из-за необходимости сократить сюжет, чтоб уместиться в хронометраж, в мультик из булычевского «Путешествия Алисы» не вошли:
1) несколько героев – прежде всего один из капитанов.
В книге Булычева их было трое, а Музей назывался в честь трех капитанов.
В мультике же Верховцев руководил Музеем двух капитанов.
Заодно поменялись их имена. В мультике четко говорили о Буране и Киме, в книге же указывали Всеволода;
2) некоторые имена – как у папы Алисы и одного из пиратов.
Папу в книгах звали Игорем. На экране же его имя не упоминали.
Пират изначально именовался Крысом. Но это имя осталось лишь в книге и в кино СССР Павла Арсенова «Гостья из будущего». А в нашем мультике пират проходил как Глот с планеты Катрук;
3) несколько событий – охота на пиратов и т. д.;
4) книжная дата событий – 2074 г. В мультике решили шагнуть еще дальше и перенесли историю в 2181 г. (именно этот год мимоходом упоминал Громозека);
5) некоторые локации на Земле и в космосе – Икшинское водохранилище (куда девочка уронила огромный золотой самородок) и проч.;
6) несколько фишек – вот как второй клюв у Говоруна, «формула галактия», которую в мультике назвали чуть понятнее и пафоснее «формула абсолютного топлива»;
7) кое-что еще.

«А вдруг он и профессорами питается?!»

Впрочем, как пели в другой советской детской экранизации, «это присказка, не сказка, сказка будет впереди».

Сказка же (в нашем случае – ответ на вопрос о том, почему Алиса похожа не на папу, а на Зеленого) заключается вот в чем.

Мы не просто так сказали о сложности переноса сюжета и героев из книги на экран. Одна из них заключалась в том, что облик героев надо было:

  • сопоставлять с описаниями в книгах Булычева;
  • адаптировать под мультик;
  • придумывать, если сам писатель на их внешности не останавливался.

Для столь сложных задач позвали, как ни странно, не профессионала с давнишним опытом, а совсем молодую, зато творческую художницу.

Наталья Орлова только-только окончила ВГИК и успела поработать лишь над пятью мультфильмами. Неудивительно, что, получив приглашение, она начала волноваться. Задачи перед ней стояли самые нетривиальные!

Наталья Вячеславовна отлично с задачами справилась. И в 1982 г. получила за работу над «Тайной третьей планеты» Государственную премию СССР (ею награждены были также Булычев и Качанов). А в 2013 г. она стала заслуженным деятелем искусств РФ.

Так вот облик Зеленого и прочих героев мультика был «на совести» Орловой. А она, придумывая лицо капитана «Пегаса», исходила из внешности вполне конкретного реального человека.

«– Ну, как дочка? Уже говорит? – Слишком много говорит»

По уверениям художницы, Алису она рисовала с собственной дочки Кати – будущей актрисы.

Кадр с участием Екатерины Семеновой  из постсоветского кино Александра Прошкина «Увидеть Париж и умереть»
Кадр с участием Екатерины Семеновой из постсоветского кино Александра Прошкина «Увидеть Париж и умереть»

А вот для Зеленого разные источники называют различных прототипов.

  • По одной версии, это был супруг самой художницы – Тенгиз Семенов. Кстати, он тоже работал на телевидении – был режиссером.
Тенгиз Александрович даже стал лауреатом Ленинской премии за документальную эпопею «Великая Отечественная» / «Неизвестная война».
  • По другой версии, художница срисовала самого Булычева. Между прочим, он жил в том же доме, что и Орловы, поэтому был доступен для списывания его облика и в рабочее, и в нерабочее время.

Булычев сам создавал сценарий к мультику.

Он вообще был одним из тех авторов, кто (как, допустим, Юлиан Семенов) в большей части экранизаций своих книг строго отрабатывает сценаристом лично.

Поэтому он не мог не видеть портретного сходства мульт-персонажа с самим собой. Думается, Булычев намеренно позволил срисовать свой образ.

Более того, автор настоящей статьи вообще придерживается мнения, что Зеленый был компромиссом между супругом художницы и литературным отцом мульт-героини.

Коллаж с изображениями Булычева, Зеленого и Семенова
Коллаж с изображениями Булычева, Зеленого и Семенова

«Не люблю я этих тайн и загадок»

Но тогда возникает вопрос: так почему было бы в мультике не изобразить дочку более похожей на отца?

Дело в том, что и образ профессора Селезнева был заимствован, опять-таки, у мужа художницы. Просто для того, чтобы развести двух героев, срисованных с одного прототипа, она у каждого отыскала особые изюминки.

Важно также, что лица каждого должны были соответствовать их характерам:

  • Алиса была радостным, улыбчивым, солнечным сангвиником. Вот ее и нарисовали с круглым личиком и светлыми волосами;
  • профессор, как все углубленные в исследования люди, был вещью-в-себе. И вполне логично ему придали черты ученых в некоем обобщенном представлении о них;
  • ну, а капитан корабля всегда стремился всем помогать (не просто так ведь его позвали: «Оставайтесь! Будете Гениальным механиком планеты!»). Поэтому и лицо ему изобразили не длинным и острым, как у профессора, но мягким и широким – как бы с намеком на радушие.

Во многом Зеленый напоминал усредненный образ шестидесятников, причем соединившего два лагеря – физиков и лириков. Именно такой мог начинать общение со слов «ну, что у нас плохого?», говорить эти его «всё это добром не кончится» и прочие ехидные фразочки…

И Алиса по характеру была ближе человечному шестидесятнику (ну, условно) Зеленому, чем папе – милому, но слишком замороченному.

Вряд ли девочку интересовали подробности в духе того, на сколько сантиметров у инопланетного зверя «правый хвост длиннее».

Зато ей больше были любопытны общение с новыми друзьями и вполне практичные возможности а-ля «возьмем склисса – я буду на нем в школу летать», да и «я в этой шапке-невидимке буду на уроках у отличников списывать», даже «я, конечно, не напрашиваюсь...».

Итак, в мультике Алиса получилась похожа не на профессора Селезнева, но на капитана Зеленого, поскольку так их всех изобразила художница: прототипом Алисы взяла дочку Катю, прообразом Зеленого – Катиного отца и/или писателя. Ну, а сам писатель это одобрил.

Может быть, Булычев даже сам был вдохновителем прорисовки образов. Не просто так ведь урожденный Игорь Можейко отдал собственные имена персонажам:

  • имя из паспорта – папе Алисы, которого звали Игорем Селезневым;
  • имя из псевдонима – маме Алисы, которую с учетом гендера переиначили в Киру Селезневу.
Коллаж из gazeta.ru
Коллаж из gazeta.ru

«До свидания, мы еще увидимся. Запомните: меня зовут Весельчак У»

П. с. Читайте посты на родственные темы «Новое кино "100 лет тому вперед": наш ответ… нет, не Алисе Селезневой, а Саре Коннор», а также «Частый ляп фильмов – дети, слишком непохожие на своих родителей» и еще «Странные родители сказочных героев фильмов и мультиков: ляпы или юмор?», ну и даже вот «Ляпы кино с родственными связями героев».

+ отвечайте на тест «Помните ли вы "Тайну третьей планеты"?».

#книги #кино #культура #Булычев #Булычёв #фантастика #мультфильмы #телевидение