Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Новое кино «100 лет тому вперед»: наш ответ… нет, не Алисе Селезневой, а Саре Коннор

Оглавление

То, что новое кино по Киру Булычеву от собственно автора лучшей детской фантастики не взяло ничего, кроме некоторых имен героев, мы все знали и априори. Чтоб это понять, необязательно тратить пару часов на просмотр весьма посредственной картины.

Но лично мне показались забавными такие два момента в новом фильме Александра Андрющенко «100 лет тому вперед».

Коллаж с «Рутуба»
Коллаж с «Рутуба»

1. «Он даже родную мать продал в рабство на одну отсталую планету»

Этак некрасиво Весельчак У поступает в книге Булычева «100 лет тому вперед». Но материнский вопрос возникает и в фильме Андрющенко. Здесь одним из главных действующих (причем весьма активно) лиц выступает мама Алисы Селезневой.

В книгах Булычева о Кире сказано скупо, насколько только возможно. А создатели новой экранизации, судя по всему, решили:

1) выцедить что-то новое из сюжетов известного автора фантастики для детей, ведь многое другое из книг Булычева заиграно до дыр;

2) показать всем крупным планом героиню, которой писатель дал свое имя.

Да, Кир Булычев – это псевдоним (один из использованных автором за несколько десятков лет творчества). «На гражданке» его звали Игорем Можейко.

Но ведь он не с бухты-барахты придумывал себе псевдоним, потом десятки лет им пользовался и назвал им маму своей главной героини (разумеется, в женской вариации).

Так вот, готова поспорить, что авторы нового кино явно пытаются изобразить Сару Коннор в лице Киры Селезневой. И фантастические сюжетные ноги у всех этих игр со временем растут именно из франшизы о Терминаторе. Даже если сами авторы этого не осознаю́т (что, впрочем, сомнительно).

Конечно, есть в новом кино об Алисе и с миру по нитке. Ну, вот как множественно клонированный главный злодей – аллюзией на одну из «Матриц», где бедолаге Нео приходится биться одновременно сразу с выводком агентов Смитов.

Но явная параллель мамы Алисы с мамой Джона Коннора перевешивает всё. Даже чисто математически сцены драк и банальных размахиваний руками (как буквально, так и аллегорически) Кирой занимают больше эфирного времени, чем прочее.

Однако же, увы, второй Сары Коннор из героини Виктории Исаковой не получилось. Даже с учетом, что новый фильм про Алису Селезневу можно воспринимать исключительно как обращение к современным средне- и старшеклашкам, но никак не к выросшим советским детям, которым повезло смотреть фильм Павла Арсенова в год его премьеры.

Правда, на мой взгляд, для подростков пару сцен можно было и убрать. Например, где Алиса долго и с подробностями крупным планом дyшит Колю (разумеется, не по своей воле, но под гипнозом пирата). Или вот как ее мама выдавливает (или пытается это делать) глаза врагу.
Впрочем, может, я просто не знаю, в каком контенте варятся эти нынешние подростки, а на самом деле этакие сцены нонеча вполне приемлемы с точки зрения законодательства о несовершеннолетних?..

Даже для пресловутых современных школьников новая Алиса будет скучной. А для ныне повзрослевших бывших советских учеников этот фильм и вообще по умолчанию – профанация с последующей на нее реакцией публики в духе «руки прочь от святого». :)

Словом, вряд ли эту картину ожидает увлекательный, захватывающий, волнительный булычевский эффект «Коля обрадовался. Он сказал вслух: "Ну, дела!" – и решил обратно пока не возвращаться»…

Коля из советского кино и из современного фильма. Коллаж с Яндекс Дзена
Коля из советского кино и из современного фильма. Коллаж с Яндекс Дзена

2. «Если перехитрить было некого, он садился с собой играть в карты и себя обыгрывал, при этом отчаянно жулил»

Как ни странно, из всех героев нового фильма про Алису забавляет, а потому оставляет хоть какой-то след в памяти Весельчак У в исполнении Александра Петрова. Причем он внешне тут больше похож на певца Сергея Жукова, как если бы того заставили озвучить «Простоквашино» в пародийно-остросюжетном формате.

Жуков участвует как камео в одной из серий современного мультсериала «Простоквашино» и исполняет песню, которая звучит во многих его сюжетах.

А всё потому, что актер настолько четко держится в рамках второсортного и местами третьесортного опереточного злодея, что вспоминаешь классических ребят данного типажа.

Нет, конечно, у нас в разное время бывали совершенно бесподобные опереточные злодеи, вот как герои из сказок Александра Роу, особенно в исполнении Георгия Милляра. Но они были перво(!)классными опереточными злодеями.

А второ- и третьесортных можно увидеть, к примеру, в сериалах, не самых удачных фильмах или в изображении аниматоров на курортах. Вспомните хотя бы, сколько у нас повсюду (школы, детсады, детские театры, парки, санатории…) «расплодилось» Джеков Воробьев после выхода на экраны франшизы о пиратах моря Карибского.

То же – с героем Петрова в новом кино.

Так, чтобы оправдать имя своего пирата, он по ходу действия постоянно смеется, хихикает и т. п. Все его действия перемежаются шутками, шуточками и попытками пошутить. Порой даже с перебором (как в случае, когда он предлагает маме Алисы стать его женой... после того, как он yбил ее любимого мужа, а ее саму всячески извoдил и сживал со свету).

Кадр из нового фильма Андрющенко «100 лет тому вперед»
Кадр из нового фильма Андрющенко «100 лет тому вперед»

Что до всего остального в фильме об Алисе – ну, не рассуждать же всерьез о явной нейро-игре с попыткой в отдельных кадрах сделать улыбку Даши Верещагиной похожей на улыбку Наташи Гусевой... о натянутых сюжетах... о слабоватой игре актеров... о декорациях в духе апгрейднутых «Пятого элемента» и «Притяжения» со «Вторжением»...

Кстати, в «Притяжении» со «Вторжением» действие происходит в Чертаново, а это почти Бирюлево – как в новой «Гостье из будущего»… пардон – в новом фильме «100 лет тому вперед»...

________________

Граждане-товарищи, а как оцените новую экранизацию Булычева вы? Что-то запомнилось?

О таких же героях других фильмов читайте мои посты об опереточных злодеях в отечественном кино и конкретно в комедиях Леонида Гайдая, а также о 15 различиях фильма СССР «Гостья из будущего» и книги «100 лет тому вперед».

#книги #кино #культура #Булычев #Булычёв #фантастика