Анна смотрела на Наталью, слушала её и не верила, что это происходит на самом деле… Откуда в этой молодой женщине взялось столько яда и чёрствости? Она сейчас с таким усердием и даже, похоже, с наслаждением говорила гадости человеку, который не только не сделал ей ничего плохого, а, наоборот, всё время помогал и поддерживал…
Начало здесь. Предыдущая часть
Теперь Анна хорошо понимала, что такое чёрная неблагодарность…
- Илюша, собирайся, нам пора, - крикнула Наталья, перестав осыпать Анну колкими и обидными фразами, так похожими на отравленные стрелы…
- Мама, а можно мне ещё побыть у бабушки? – спросил мальчик, выйдя из комнаты. – Пожалуйста… Мы так интересно играли… Может быть, и ты с нами поиграешь?
- Нет, сынок, нам пора. Нас папа дома ждёт. Он рассердится, если мы задержимся, давай не будем расстраивать нашего папу, ведь он заботится о нас.
- Ну ладно, - разочарованно вздохнул Илья и посмотрел на бабушку, по лицу которой катились слёзы.
- А почему ты плачешь? – спросил мальчик.
- Бабушка вспомнила грустный фильм, вот и плачет, - резко ответила сыну Наталья, помогая ему застегнуть сандалики.
- Илюшечка, родной мой,- Анна протянула руки к внуку, но Наталья не позволила бывшей свекрови обнять мальчика и холодно сказав «до свидания», покинула квартиру Анны…
- Бабушка, пока,- успел сказать мальчик своим детским звонким голоском, который так контрастировал с холодными и ядовитыми речами его матери….
Второй раз в жизни Анне захотелось умереть. Прямо сейчас, мгновенно… Впервые такое желание она испытала, когда не стало Димы… Ей тогда хотелось уйти вслед за погибшим сыном…
А теперь она снова чувствовала нестерпимую душевную боль и нежелание жить дальше… Как она будет жить без своего любимого Илюши? Не видеть его, не слышать его голоса, не иметь возможности обнять единственного внука… Да это ведь самая настоящая пытка…
***
- Мама, а когда я снова увижу бабушку Аню? – спросил Илья у мамы, как только они оказались на улице.
- Не знаю, не скоро,- ответила Наталья.
В этот момент она испытывала сильную злость и раздражение на бывшую свекровь, считая её лишним человеком в своей жизни… Пока Наталья была одна, оставшись вдовой после гибели мужа, она очень нуждалась в помощи Анны Николаевны.
А с появлением Виктора Наталья всё больше понимала, что ей хочется окончательно порвать с прошлым. Достаточно того, что у неё есть сын от Дмитрия, и ребёнка своего она, конечно, любит… А вот мать покойного мужа теперь для неё чужая… Это человек, который будет постоянно пробуждать неприятные воспоминания…
И точно так же считал Виктор.
- Если ты хочешь, чтобы я стал для Ильи настоящим отцом, прерви его общение с бабкой. Я боюсь, что она может начать перетягивать одеяло на себя, настраивать Илью против меня и даже тебя…
- Ты думаешь? – засомневалась Наталья. – Анна Николаевна всегда казалась мне порядочным человеком…
- Вот именно, что казалось, Наташка! Пока ты жила с её сыном, она была сама доброта, но теперь-то всё изменилось. Да и зачем нам нужна твоя бывшая свекруха? Будет только под ногами путаться… А то ещё и дедок нарисуется. Не, Наташка, родственнички твоего покойного мужа нам не нужны…
А потом и вовсе Виктор сказал Наталье, что хочет вернуться в Рязань.
- Там мои корни, вся моя родня, и я хочу жить рядом с ними. Хочу, чтобы наши с тобой общие дети родились там. И Илье это пойдёт на пользу. Уехав в другой город, он быстро забудет свою бабку. Пацану всего шесть, пусть меня считает настоящим отцом, а не этого твоего первого муженька, ныне покойника… Дурная башка у него была, видимо. Семью завёл и продолжал рисковать… Чего ему не хватало?
Наталья считала, что ей несказанно повезло с Виктором. После смерти Димы больше всего она боялась, что больше никогда не выйдет замуж. Кому она будет нужна с ребёнком?
Она хорошо помнила, как из семьи ушёл её отец. Наташе тогда было шесть лет, и она слышала, как рыдала мать, жалуясь подружке, что теперь для неё, «разведёнки с прицепом», дорога замуж закрыта…
Наташа тогда не очень поняла, о чём идёт речь и что такое – прицеп… Когда подруга матери ушла, девочка попросила объяснить значение этого слова.
- Ты прицеп! – закричала мать, слегка заплетающимся после выпитой наливки языком. – Из-за того, что у меня есть ты, я не смогу устроить личную жизнь… Потому что чужие дети никому не нужны…
С тех самых пор Наталья считала, что остаться одной с ребёнком для женщины очень плохо и даже стыдно… И когда спустя полгода после смерти Дмитрия за ней начал ухаживать Виктор, которого не смутило наличие «прицепа» у понравившейся женщины, Наталья решила, что сделает всё для того, чтобы удержать этого мужчину…
И если сейчас Виктор желает, чтобы Наташа прекратила общение с матерью покойного мужа, она это сделает… И уедет с ним в Рязань. Да хоть на край света, лишь бы быть в статусе замужней женщины, а не «разведёнки с прицепом».
А Анна Николаевна как-нибудь переживёт разлуку с внуком…
- А бабушка Аня будет приезжать к нам в гости в Рязань? – спросил Илья у мамы.
- Зачем, сынок? – ответила Наталья. – Привыкай к тому, что у тебя теперь есть бабушка Галя и дедушка Иван, родители папы Вити. Они же тебе понравились? И ты им понравился. Прекрасные люди!
- Я что-то запутался, - вздохнул мальчик. – У меня был папа Дима, бабушка Аня и дедушка Вася… Они больше мне не бабушка и дедушка? А папа Дима больше не папа?
- Твой папа Дима, наверное, не очень нас с тобой любил, раз не прекратил этот свой мотоспорт… Он сделал неправильный выбор и погиб… Но теперь у тебя есть другой папа, и замечательные новые бабушка и дедушка… Скоро мы навсегда уедем из этого города, сынок, и всё у нас будет замечательно! А из детского сада теперь тебя будет забирать папа Витя.
Сказав это, Наталья подумала о том, что нужно будет предупредить воспитателей Ильи, чтобы ни в коем случае не отдавали мальчика Анне Николаевне… И вообще не подпускали её к ребёнку. А то ещё, чего доброго, бывшая свекровь припрётся в детский сад, чтобы увидеть внука и наговорит ему лишнего… Или, ещё хуже, решит его выкрасть… Мало ли что придёт ей в голову…
***
- Анна Николаевна, при всём моём уважении, я не могу вам позволить увидеться с Ильёй, - сказала Тамара Петровна, воспитатель Ильи, с которой Анна была знакома уже много лет, ведь когда-то Дима тоже ходил в этот детский сад, и Тамара Петровна была его воспитателем.
- Но почему? – не понимала Анна. - Я же просто немного поговорю с ним, обниму и уйду…
- Анна Николаевна, Наталья мне запретила. И её муж тоже, он предупредил, что у меня могут возникнуть серьёзные проблемы, если я позволю вам увидеться с Ильёй. У него, оказывается, какие-то связи в Министерстве образования… А мне до пенсии всего год остался, я не могу так рисковать… Выкинут меня с работы, и куда я устроюсь в свои годы? Уборщицей только…
- Тамара Петровна, мы с вами столько лет знаем друг друга… Неужели вы думаете, что я могу причинить какой-то вред родному внуку? Войдите в моё положение. Наташа запретила мне приближаться к мальчику, а скоро они и вовсе уедут в другой город, и я никогда не увижу Илью… После смерти сына Илья – это моя единственная радость, мой смысл… Я не понимаю, почему Наталья так жестоко поступает, лишая меня возможности общаться с Илюшей…
- Анна Николаевна, милая… Вы хороший человек, я в этом не сомневаюсь… Но Илья обязательно проговорится дома, что вы приходили к нему, даже если вы попросите ничего не говорить родителям. Он же ребёнок, не мне вам говорить про детскую непосредственность… Поэтому простите меня, но не могу пойти вам навстречу… Очень сочувствую, но не могу помочь…
- Боже, - расплакалась Анна. – Что же я, зверь страшный? Почему Наташа меня не подпускает к Илюше… Мне бы его хотя бы просто увидеть…
- Муж Натальи сказал, что вы после смерти сына не в себе, Анна Николаевна. И поэтому опасно вас к Илье подпускать… Можете вред ему причинить.
- Какой бред! Разве я похожа на выжившую из ума?
- Конечно, нет, Анна Николаевна… Я вам просто передала слова этого Виктора… Вы попробуйте ещё раз поговорить с невесткой, достучаться до неё… Может, она и смягчится. Мне кажется, что это муж ей голову задурил.
- Как я с ней поговорю, Тамара Петровна? – вздохнула Анна, глотая слёзы. - Она мой номер заблокировала. Я с телефона подруги позвонила, она разговаривать со мной не стала… Я на работу к Наталье приходила, так она сказала, что охранника позовёт, если я ещё раз приду… Или полицию вызовет, скажет, что я её преследую… Ведёт себя так, словно я и, правда, из ума выжила и могу навредить собственному внуку, которого люблю больше жизни… Я в полном отчаянии, Тамара Петровна…
- Анна Николаевна, очень вам сочувствую, но всё, что я могу сделать для вас, это присылать фотографии Илюши, записывать его на видео. А позволить вам увидеться с мальчиком – нет. Простите. Я не могу потерять работу, у меня муж сейчас болеет, и дочери нужно помогать, она у меня студентка… Поздний ребёнок, очень долгожданный… Впрочем, вы сами это знаете…
- Я поняла, Тамара Петровна… Простите, что побеспокоила, - сказала Анна Николаевна. – Я так надеялась, что вы войдёте в моё положение, всё-таки столько лет знакомы…
- Анна Николаевна, я вам очень благодарна за всё, я помню, как вы помогали мне достать редкое лекарство для моей дочки, когда она маленькая болела… Но не давите на меня, пожалуйста… Ну не могу я вам помочь… Не обижайтесь, пожалуйста, и не держите зла, а попробуйте всё-таки достучаться до Натальи, ну что у неё, каменное сердце? Вроде адекватная женщина, всегда вовремя сдаёт деньги на нужды группы… А сюда больше не приходите, пожалуйста… Не подставляйте меня…