Найти в Дзене

Молчание студентов - как с этим бороться и нужно ли?

Часто вижу критику от репетиторов в сторону молчаливых учеников, а некоторые так вообще одним из условий работы называют "активность" ученика, мол, если вы не активны и не бодры, то и работать с вами не будут. Для меня же профессия репетитора - это не только про обучение, но еще и про психологию. Люди бывают разные, кто-то полон энтузиазма, много говорит и активно решает задачи, а кто-то тих и медленен, но это не значит, что он не хочет учиться. В этой статье я расскажу вам, как разговорить молчаливого ученика, и как это сделать бережно и экологично для самого студента. Первое, что стоит запомнить: молчание - не признак лени или отсутствия интереса. Часто за тишиной скрываются тревога, неуверенность, прошлый негативный опыт обучения. Такой ученик может быть внимательным, старательным, но внутри постоянно сверяется: «А правильно ли я понял? А не подумает ли учитель, что я глупый?» Молчаливый ученик должен почувствовать, что его не оценивают, а поддерживают. Здесь важны даже не слова, а
Оглавление

Часто вижу критику от репетиторов в сторону молчаливых учеников, а некоторые так вообще одним из условий работы называют "активность" ученика, мол, если вы не активны и не бодры, то и работать с вами не будут.

Для меня же профессия репетитора - это не только про обучение, но еще и про психологию. Люди бывают разные, кто-то полон энтузиазма, много говорит и активно решает задачи, а кто-то тих и медленен, но это не значит, что он не хочет учиться.

В этой статье я расскажу вам, как разговорить молчаливого ученика, и как это сделать бережно и экологично для самого студента.

Первое, что стоит запомнить: молчание - не признак лени или отсутствия интереса. Часто за тишиной скрываются тревога, неуверенность, прошлый негативный опыт обучения. Такой ученик может быть внимательным, старательным, но внутри постоянно сверяется: «А правильно ли я понял? А не подумает ли учитель, что я глупый?»

1. Поддержка, но не критика

Молчаливый ученик должен почувствовать, что его не оценивают, а поддерживают. Здесь важны даже не слова, а интонация, паузы, взгляд.

Например, я часто говорю:

"У нас с тобой не экзамен. Здесь можно думать вслух, ошибаться и переспрашивать сколько угодно."

Иногда достаточно просто подождать и не заполнять паузу - ученик начнёт говорить сам, если знает, что не получит раздражённый вздох в ответ.

2. Вопросы, которые не пугают

Вместо прямого «Понял?» (на который легко ответить «да» и замолчать), лучше задать открытый вопрос:

"Что ты об этом думаешь?"

"Как бы ты объяснил это другу?"

"Что показалось сложным в этом задании?"

Такие формулировки не проверяют, а вовлекают. Они не требуют быть идеальным, но приглашают к диалогу.

3. Ритуалы общения

С молчаливыми учениками отлично работают структуры и повторяющиеся элементы. Например, в начале каждого занятия задаю вопрос:

"Как у тебя дела? Что сегодня хочется - чего-то активного или простого разговора?"

Это не просто small talk. Это привычный вход в урок, который со временем становится безопасной зоной для общения.

4. Уважение к типу личности

Интроверт, тревожный подросток, уставший взрослый после работы - все они имеют право на свой ритм.

Да, кто-то не будет «сиять» на занятии. Но при этом он усвоит материал, задаст свой важный вопрос в конце урока или порекомендует меня как классного специалиста.

И это тоже результат.

Мы уже поговорили о внутреннем настрое репетитора и создании безопасной атмосферы. А теперь - конкретные приёмы, которые помогают «растопить лёд» без давления и требований.

1. Визуальные подсказки

Молчаливые ученики часто лучше воспринимают визуальную информацию.

Используйте карточки, скетчи, схемы. Даже простая таблица с фразами для ответа может дать опору.

🪄 Маленький приём:

Создайте «эмоциональный термометр» - ряд смайликов или образов, от «растерян» до «чувствую себя профи», и предложите выбрать, как ученик себя ощущает себя в начале урока. Это не просто игра, а классный методический прием, который поможет настроиться на нужный лад.

2. Ролевая игра

Некоторые ученики раскрываются в игре. Предложите сыграть роль:

«Ты - преподаватель, а я - ученик. Объясни мне грамматику с прошлого урока.»
"Ты - звезда ТикТока, попробуй рассказать мне о том, как ты пришла к популярности, используя прошедшее время"

Роль - это щит. В ней проще заговорить, ошибиться, даже пошутить.

3. Конец урока важен!

Всегда заканчивайте урок чем-то лёгким, неоценочным. Например:

«Оцени занятие по шкале: звезда 🌟, тучка ☁️ или радуга 🌈»

«Оставь одну мысль, которая сегодня была для тебя важной»

Это помогает завершить урок с ощущением безопасности и своего места в процессе.

4. Мини-заметки после урока

Если ученик совсем мало говорит, напишите ему пару строк после урока:

«Ты сегодня классно справился с заданиями, даже когда было трудно. Это достойно уважения.»

Теплое сообщение, которое можно перечитать как внутренний маячок: «Я все-таки расту!»

5. Письменное — сначала, устное — потом

Не все могут сразу выразить мысли вслух.

Попробуйте сначала предложить
написать короткий ответ, а потом мягко обсудить его.

«Запиши три мысли по теме, а потом выбери одну, которую хочешь проговорить.»

Это снижает тревожность, потому что сначала есть возможность подумать, и только потом - говорить.

6. Тихий таймер

Если ученик долго молчит над заданием, не подгоняйте его. Вместо этого можно ввести таймер на 1–2 минуты. Скажите:

«Сейчас у нас будет минута размышлений. Никуда не спешим. Просто думаем. Потом делимся тем, что пришло в голову.»

Такой подход учит думать спокойно, без спешки и паники, но и при этом - укладываться в указанные рамки.

7. Делайте паузы после вопросов

Иногда молчание - это не «я не знаю», а «я думаю».

Репетиторы часто заполняют тишину из желания помочь. Но
пауза - это пространство роста.

Подумайте о паузе как о моменте, где рождается ответ. Просто подождите. Дайте ученику 2-3 минуты подумать.

8. Не называйте ученика «молчаливым»

Даже если это факт, не вешайте ярлык. Ни вслух, ни мысленно.

Лучше:

«Ты говоришь, когда чувствуешь, что тебе комфортно.»

«У тебя свой ритм. Мне он интересен.»

Слова формируют восприятие и если мы перестаём считать молчание проблемой, оно перестаёт быть преградой.

Что думаете по этому поводу? Делитесь в комментариях.

Кстати, приходите ко мне в телеграм, там много всего полезного для учителей! (https://t.me/seaanavl)

К слову, у меня еще есть полезные статьи для вас, вот, посмотрите, пожалуйста: