Найти в Дзене
Заметки историка

Пятилетка за три года: зачем Советский Союз мчался в индустриализацию и какую цену за неё заплатил

Оглавление

Когда сегодня говорят о тяжёлой промышленности, металлургии, магистралях или заводских конвейерах, то в тени каждого из этих понятий мелькает силуэт страны, которая за каких-то 15 лет прошла путь от крестьянской отсталости до мощнейшей индустриальной державы.

СССР не просто проводил индустриализацию — он буквально вшивал металл, пар и электроэнергию в каждый кирпич своей экономики. Причём, делая это с размахом, который до сих пор вызывает и восхищение, и споры.
Как же это произошло? Почему индустриализация стала центральной политикой Советского Союза в 1930-е годы? Какие плоды она принесла и чем аукнулась впоследствии?

Давайте сегодня разберёмся (с цифрами, фактами, примерами и немножко личным взглядом) на последствия той эпохи.

источник: Википедия
источник: Википедия

От крестьянской страны к идее заводской державы

После Гражданской войны экономика Советской России лежала в руинах. Более 80% населения были крестьянами. Промышленность — почти полностью разрушена.

Большевики понимали: без быстрой модернизации они не удержат страну — ни экономически, ни военным образом.

В 1928 году началась пятилетняя программа индустриализации, разработанная Госпланом. Цель была беспрецедентной: в кратчайшие сроки создать новую промышленную базу страны.

Фраза Сталина: «Мы отстаём от передовых стран на 50–100 лет и должны пробежать это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!» — стала лозунгом эпохи.
источник: livejournal
источник: livejournal

Где вчера было поле — сегодня дымит труба

Индустриализация в СССР имела фантастический размах. Тысячи предприятий были построены практически «на пустом месте», вот лишь малая часть:

  • Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) — в 1929 году там был степной пейзаж, а в 1932 уже выплавили первую сталь.
  • Уралмаш — завод, без которого невозможно представить тяжёлое машиностроение в СССР.
  • ГАЗ (Горьковский автозавод) — построен с нуля при участии инженеров из Ford.
  • Днепрогэс — крупнейшая гидроэлектростанция своего времени в Европе, ставшая символом покорения природы.
источник: Новая Газета
источник: Новая Газета

К 1940 году промышленное производство в СССР увеличилось в четыре раза по сравнению с 1928 годом. Впервые в истории страна начала экспортировать станки, автомобили, оборудование.

Люди и цена прогресса

Только у этой гигантской стройки был и оборотный, трагический фон.

Индустриализация сопровождалась жёсткой мобилизацией труда, принудительным переселением, репрессиями и использованием труда заключённых.

ГУЛАГ стал неотъемлемой частью экономической модели — сотни тысяч заключённых строили каналы, шахты и железные дороги. Работали и добровольцы — ударники труда, стахановцы, молодёжь из комсомольских бригад.

В 1930-е годы родилась новая модель героизма: не только на поле боя, но и у станка. Стаханов, шахтёр, установивший рекорд по выемке угля, стал символом советской производительности.
источник: Зеркало недели
источник: Зеркало недели

Результаты и достижения

Индустриализация превратила СССР в мощную индустриальную державу:

  • Производство стали увеличилось с 4 до 18 млн тонн в год.
  • Выпуск угля — с 35 до 150 млн тонн.
  • Машиностроение выросло в 10 раз.
  • Электроэнергия — с 5 до 48 млрд кВт⋅ч.

Советский Союз создал полный цикл промышленного производства: от добычи сырья до выпуска готовой продукции. Это позволило СССР выстоять в Великой Отечественной войне и восстановиться после неё с невиданной скоростью.

Наука, инженерия и задел на будущее

Всё это дало импульс развитию науки и технического образования.

Появились новые вузы, НИИ, конструкторские бюро. Были разработаны первые советские самолёты, танки, тракторы. Началась работа над электрификацией, химией, металлургией, авиастроением.

Именно тогда были заложены основы ракетно-космической программы, атомной энергетики и транспортной инфраструктуры.

Что от этого осталось сегодня

Многие гиганты советской индустрии работают и сегодня. «Уралмаш», «Севмаш», «ГАЗ», «Норильский никель», «КАМАЗ» — всё это прямые наследники той эпохи. Северный железнодорожный путь, каналы и ГЭС продолжают питать экономику России по сей день.

источник: fishki.net
источник: fishki.net

И хотя модернизация не всегда была гладкой, потенциал, созданный тогда, дал стране устойчивость, которой до сих пор нет во многих «новых» экономиках.

Парадокс индустриализации

СССР сделал невозможное: в течение одного поколения из аграрной страны превратился в мощнейшую индустриальную державу. Да, ценой сверхусилий, ошибок и потерь, но главное результат, который ясно давал понять, что страна способна создавать, защищать и развивать.

Сегодня, когда вновь звучит вопрос о промышленном суверенитете, о зависимости от внешней техники и технологий, уроки той индустриализации актуальны как никогда. Главное — учесть все ошибки!

Что ж, вот моя тема и подошла к концу. Как вам? Есть какие-нибудь мысли о влиянии столь стремительного развития промышленности на человека и его мировосприятие?

Лично я считаю, что этот процесс изменил менталитет всех граждан и вера в прогресс, в науку, в силу машин стала частью нашей идентичности, а вы?

Заметки историка | Дзен

СССР
2461 интересуется