Найти в Дзене
Люди в окнах

Связь поколений: почему бабушкам и внукам так сложно понять друг друга?

Оглавление

Почему бабушкам и дедушкам так часто трудно понять внуков, а молодым — принять опыт старших? Почему диалог между поколениями нередко превращается в спор, взаимные упреки и обиды? Как сохранить и укрепить эту хрупкую, но очень важную связь, чтобы она стала источником поддержки и радости для всех членов семьи? Разбираемся в этом вместе с Ольгой Малинкиной — детским психологом, нейропсихологом и логопедом. Как всегда нам помогут сказки. Слово Ольге.

Связь поколений: почему бабушкам и внукам так сложно понять друг друга?

Моим детям повезло — у них есть прабабушка. Совсем уже старенькая, и с каждым днём она всё больше погружается в себя. Я рада, что дети помнят её совсем другой: как она читала им книжки, пачкала щёку помадой, когда целовала, и как охала, когда мальчишки играли в войнушку. Эта связь поколений такая мощная и такая хрупкая.

Преемственность поколений — важная часть становления личности. В теории всё просто: старшее поколение делится своей мудростью и опытом, юное — своей лёгкостью и прогрессивными взглядами. В результате у старших замедляется процесс старения, у молодых появляется мудрость. Почему же на практике так не работает? Почему дедушки и бабушки осуждают молодёжь? Почему юное поколение с пренебрежением относится к мудрости и опыту?

Сепарация в сказках: почему важно учиться самостоятельности

Существует множество сказок про отца, у которого три сына. Как он поступает, если что-то происходит? Принимает авторитарные решения, совершенно не считаясь с мнением детей. Чем всё заканчивается? Тем, что послушные дети проваливают задание, а непослушный сын с ним справляется, потому что процесс сепарации неизбежен. Человек должен научиться думать своей головой и нести ответственность за свои поступки. Если сепарации не случилось естественным путём, то у подрастающего поколения не так много вариантов: опустить руки и лишиться возможности сепарироваться или пойти против родителя и отделиться самостоятельно.

Рассмотрим ещё один яркий пример — сказку «Бременские музыканты». Король — отец, который любит свою дочь так сильно, что из-под этой гиперопеки принцесса сбегает с первым встречным. Сама бы она не решилась на бунт, скорее сдалась бы. А с помощью и поддержкой друга она осмелилась сбежать. Эта сказка с позитивным концом — человек попался хороший, а отец смог принять взросление дочери и помирился с ней.

Есть в сказках и положительные примеры, например, «Сказка о царе Салтане». Князь с матерью попали на остров, она во всём положилась на сына, благодаря чему князь Гвидон справился с взрослением и стал достойным правителем. Но жизнь — не сказка, мы не можем полагаться на авось, если хотим сохранить связь поколений. Тогда на что опираться?

Диалог: как начать слышать друг друга

Старшее поколение десятилетиями копит свой опыт, со временем забывая, что тоже были молодыми. Когда приходит время им делиться, начинают навязывать его как единственно правильный. Конечно, молодёжь отказывается от такого консервативного опыта и совершает свои ошибки, расстраиваясь, что нет рядом человека, который поделился бы мудростью.

Хочется больше гибкости с обеих сторон, чтобы старшие не так жёстко давили, а юные не так быстро отворачивались и фыркали. Кто же должен начать и с чего?

Первым начинает меняться тот, кому больше надо: взрослый, который хочет больше общаться с семьёй, или подросток, которому важно почувствовать связь или получить опыт. При этом вторая сторона может быть не готова меняться, к этому нужно отнестись с уважением. А ещё придётся набраться терпения, потому что начинаем мы со слушания, и слушать придётся не только то, что нужно и полезно, а всё, что захочет рассказать оппонент. Но именно это помогает сформировать доверие. Если рассказчика сложно остановить, можно сразу обозначить время: решите, сколько вы готовы вложить в общение, чтобы продвинуться, но при этом сохранить желание общаться и внутренний ресурс.

-2

Поделюсь своим опытом: я всегда была очень близка со своей бабушкой. Мне нравилась её манера одеваться, её истории, самостоятельность и автономность. Бабушка очень умная, я смотрела на неё с восхищением. Когда я выросла, у меня случилась печальная история, и я пошла к бабушке за поддержкой. Казалось, она выслушает меня и поймёт. Но бабушке было важнее не поддержать меня, а поделиться опытом. Она радовалась, что теперь, проживая свою печальную историю, я лучше пойму её истории. Я сделала несколько попыток достучаться до бабушки, а потом отдалилась. Бабушка расстроилась, но оказалась не готовой меняться ради меня. Я продолжаю любить бабушку, мне так же важен её опыт, просто знаю, что нет смысла ходить к ней за поддержкой. Мой опыт общения с детьми другой. Сначала я выслушиваю их историю, мы её обсуждаем, и только потом я делюсь своим опытом.

Как укрепить связь поколений

Необходимое условие сближения поколений — движение навстречу друг другу.

Большое значение имеет уважительное общение, при этом не по возрастному цензу, а потому, что все мы люди. Старшее поколение забывает, что возраст — не единственный параметр для уважения, а молодёжь очень чувствительна к пренебрежению и обесцениванию.

-3

Принятие вместо обесценивания. Как часто я слышу от взрослых фразы: «Мне бы твои проблемы», «Вот в моё время были сложности, а это мелочи», «С такой ерундой даже не обращайся ко мне» и т.д. Всё это обесценивает опыт человека и показывает его никчёмность. Но в этот момент важно порадоваться, что ребёнок пришёл к вам, поддержать его. Ведь получив подобный ответ, он не придёт в следующий раз. Молодёжь не уступает и высмеивает старшее поколение за то, что они не успевают за современными технологиями. Чтобы не чувствовать себя смешными, взрослые вообще отказываются от того, что предлагает прогресс.

Ещё есть страх и тревога, что подростки совершат те же ошибки, что детям будет больно и тяжело. А если не уберегли детей от сложностей, то вы — плохие родители. Это сигнал поработать со своим страхом, а не вымещать его на внуках. Самое простое и самое сложное — принять, что у каждого свой выбор. А всё, что страшно, тревожно и непонятно, мы несем к психологу.

Был период, когда у меня было множество вопросов о том, почему родители и бабушка с дедушкой поступили именно так, зачем не сделали/сделали что-то. Тогда в моей душе поселились упрёки и раздражение. А потом я получила подобный упрёк от сына. Я рассказала ему о разном количестве ресурса в жизни человека, о том, как и почему мы принимаем решения, а ещё о том, что со стороны всё выглядит иначе. Я говорила и понимала, что это всё я говорю себе. После этого случая я стала относиться к старшему поколению с уважением и принятием.

Связь между поколениями — это не только традиции и семейные истории, но и ежедневный труд по принятию различий, терпению и взаимному уважению. Каждый из нас, независимо от возраста, нуждается в поддержке, понимании и праве быть услышанным. Пусть в наших семьях будет больше доверия, искреннего интереса друг к другу и желания учиться вместе. Любите друг друга и будьте счастливы!