В двух знаковых дворцах в Петербурге прошло почти 85‑лет истории судостроительного предприятия «ЭРА», отметившего в 2022 году свой столетний юбилей. К юбилею был выпущен шестисотстраничный сборник, посвященный истории «ЭРы», для которого я написал эту статью. Скорректированный вариант статьи в двух публикациях предлагаю вашему вниманию.
Строгановский дворец — одно из интереснейших зданий Санкт-Петербурга, лучшее украшение Невского проспекта, и усадьба Демидовых в Демидовом переулке с довольно загадочной судьбой, связаны с важнейшими в России династиями промышленников, судьба которых неоднократно переплеталась последние три столетия.
Именитая фамилия новгородских помещиков Строгановых известна с XV века, когда они уже усердно осваивали русский Север, Пермь, Югру и Сибирь. С тульского оружейника Демида Клементьевича Антуфьева и его сына Никиты Демидовича, оружейная работа которого понравилась Петру I, ведут свой род богатейшие предприниматели, горнозаводчики и землевладельцы Демидовы. Начиная с петровского времени, эти династии идут «нога в ногу» в освоении Крайнего Севера, Урала, Сибири и постоянно пересекаются в истории нашей страны.
И если в Пермском крае — главной вотчине этих семейств, их необъявленные столицы имение Ильинское (Строгановы) и городок Соликамск (Демидовы) находятся лишь в ста с небольшим километрах друг от друга, то две петербургские усадьбы на берегах реки Мойки едва ли разделяет тысяча метров, а объединяет в том числе история работы в XX и XXI веках на отечественное судостроение.
В начале XVIII века оба семейства строят два соседних особняка предположительно по проекту Доменико Трезини на Василеостровской Стрелке. Прямо напротив здания Двенадцати коллегий — «совета министров» XVIII века, со временем ставшего главным петербургским университетом. Сейчас участок, где находились особняки Строгановых и Демидовых, занимают Институт геологии и геохронологии докембрия, Институт химии силикатов имени И. В. Гребенщикова, Центральный музей почвоведения имени В. В. Докучаева и Институт русской литературы — Пушкинский дом — учреждения Российской академии наук. 5 декабря 1747 года в здании Кунсткамеры напротив случился разрушительный пожар, погубивший часть коллекций, часть библиотеки и документов, находившихся в здании музея Академии наук. С башни Кунсткамеры все что могли, сбрасывали прямо на снег и уносили на сохранение в находящиеся рядом дома Строгановых и Демидовых. Владельцы особняков на десятилетия дали новое пристанище погорельцам, сами же стали присматривать участки под строительство в Адмиралтейской части города.
Младший сын солепромышленника барона Григория Дмитриевича Строганова, камергер двора императрицы Елизаветы Петровны, Сергей Григорьевич еще в 1742 году купил два дома по строящемуся Невскому проспекту. В 1755 году в связи с грандиозным строительством нового каменного Зимнего дворца на Дворцовой набережной и Дворцовой площади, на месте сгоревшего в 1752–1753 годах Мытного рынка у Зеленого моста через речку Мья архитектор Франческо Бартоломео Растрелли сооружает для императрицы 100‑комнатный деревянный временный Зимний дворец. Местоположение главной императорской резиденции радикально меняет судьбу участка Строгановых. И в те же годы заказывается строительство каменного особняка, Г-образно (как говорили «глаголом») выходящего фасадами на Невский проспект и речку Мойку, то есть на новый царский дворец. Как это часто бывало в XVIII веке, Растрелли не разрушает полностью старые постройки, а объединяет их роскошными новыми барочными фасадами, надстраивает этажность, делает перепланировки. Однако проект Растрелли не был реализован до конца.
В 1756 году Сергей Григорьевич скоропостижно умирает, его единственный наследник — сын Александр Сергеевич находится в это время в заграничном путешествии, завершающем образование в Европе. В 1758 году он возвращается в Россию и вступает в права наследника торгово-промышленной династии. По завету отца он женится на дочери канцлера Михаила Илларионовича Воронцова Анне, племянницы и крестницы императрицы Елизаветы Петровны. В 1761 году Строганов отправлен с посольством в Вену, где получает от императора Франца I титул графа Священной Римской империи. После государственного переворота и прихода к власти Екатерины II, пути супругов расходятся — Анна, как почти вся семья Воронцовых, остается приверженицей свергнутого императора Петра III. Александр Сергеевич, к тому времени камер-юнкер двора — активный сторонник новой императрицы. Супруги живут раздельно. Анна возвращается в Воронцовский дворец к родителям.
Граф живет и работает в Строгановском дворце. Дворец достраивает французский архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. В это время на фасадах дворца появляются загадочные медальоны с изображением мужских профилей. Рискну предположить, что изображенная на знаменитом «Аксонометрическом плане Санкт-Петербурга 1765–1773 гг.» дугообразная ограда, разделяющая внутренний двор на две неравные части, скорее всего задуманная еще Ф.Б.Растрелли, всё же создана была Валленом-Деламотом.
В растреллиевском Большом зале дворца, в 1766–68 годах собирается известная Комиссия о составлении проекта нового Уложения (свода законов) Российской империи. Кстати, членом Комиссии являлся Александр Григорьевич Демидов — владелец усадьбы на Мойке, о которой речь будет позже.
После скоропостижной смерти супруги Анны в 1769 году, граф сразу женится на Екатерине Трубецкой. С 1771 по 1779 год супруги живут за границей, в Париже. Там рождается сын Павел и дочь София. Крестным отцом Павла Александровича Строганова был великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I), путешествующий в этом время по Европе с супругой под именем князей Северных. После возвращения в Петербург Екатерина бросает мужа и живет отдельно в Москве. Граф продолжает жить в Петербурге и перестраивает почти все покои дворца. «Обер-камергер и тайный советник, предводитель петербургского дворянства, граф А. С. Строганов был директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. Высокообразованный вельможа, щедрый меценат, он всемерно содействовал становлению зодчего А. Н. Воронихина, своего бывшего крепостного, который стал при его поддержке строителем Казанского собора». Все залы, кроме сохраненного растреллиевского Большого, заново в классическом духе декорирует обитатель дворца Андрей Никифорович Воронихин.
Еще во время путешествий граф Строганов занимал высокие посты в масонских ложах в Пруссии и Франции, в России он участвовал в создании масонской организации «Великий Восток Франции». С 1776 года Строганов почетный член Императорской Академии наук. Обладая великолепным образованием, чутьем, прозорливостью и огромными капиталами Александр Сергеевич всю жизнь занимался коллекционированием произведений искусства и артефактов, минералов, археологических находок. К концу жизни графа Строгановский дворец стал настоящим музеем, помимо Картинной галереи здесь были Физический и Минералогический кабинеты с естественнонаучными коллекциями. Здесь постоянно бывали Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский, Д. Г. Левицкий, И. П. Мартос. Потомки графа продолжили пополнение коллекций и научную деятельность. В 1830‑х годах во дворце появилась Арабесковая гостиная. Последние крупные перестройки дворца осуществлялись в 1840-50х годах архитекторами Петром Садовниковым и Гаральдом Боссе. С 1858 и до 1918 года во дворце работала Императорская Археологическая комиссия.
Интересно, что в 50-е годы, когда здание Строгановского дворца уже много лет занимало предприятие «ЭРА», живопись Арабесковой гостиной реставрировала художник Анастасия Борисовна Васильева, с которой я долгие годы дружил и памяти которой посвятил отдельную статью> . И об этом я узнал только в 2024 году, когда документы о ее реставрационных работах нашли в Меншиковском дворце на Васильевском острове в мастерской, где она работала в 1990-е годы.
Стоит оговориться, что в Строгановском особняке почти три века его жизни всегда существовали не только парадные залы и личные комнаты владельцев, но службы, кухни (здесь придумали знаменитое блюдо «беф-строганов»), хозяйственные помещения, комнаты прислуги, квартиры для прибывающих управляющих, приказчиков огромной промышленной империи строгановской династии. В начале XX века, например, часть комнат сдавалось внаем испанскому консульству. Все эти пространства постоянно меняли конфигурацию, планировку, отделку.
Последний владелец дворца Сергей Александрович Строганов, путешественник и морской офицер, создатель первого воздухоплавательного крейсера «Русь» — первого российского аэростатоносца — прообраза современных авиа- и вертолетоносцев. В 1914 Сергей Александрович планировал открыть во дворце публичный музей, но с началом войны затея не состоялась. В 1918 году он собственноручно отдал ключи от дворца наркому просвещения А. В. Луначарскому и уехал из России.
Во дворце был открыт музей, с 1925 года на правах филиала Государственного Эрмитажа. Музей был закрыт в 1929 году, коллекции переданы другим музеям, частично распроданы и даже расхищены. С 1930 по 1938 год дворец занимал Институт растениеводства АН СССР и Издательство Сельскохозяйственной Академии им. Ленина. Институтом руководил известный биолог-генетик академик Николай Иванович Вавилов. Именно в это время значительная часть залов зашивается защитными стенками, создаются многочисленные перегородки и навесные потолки, появляются десятки квартир для сотрудников Института, некоторые из которых существовали еще в 60‑е годы.
В 1938 году во дворец въезжает «Электромортрест», предшественник закрытого судостроительного предприятия «Эра». Очевидно, что не судостроители осуществили перестройки во дворце и расформировали коллекции. Предприятие с честью выполняло возложенные на него государственные задачи и в меру сил содержало и поддерживало архитектурный памятник. Архивные фотографии 60‑х годов подтверждают это. Рассказы о дворце с детства присутствовали в моей жизни. Здесь работал с довоенной поры лучший студенческий друг моего деда Александра Михайловича Новикова, Николай Семенович Мохов, а с 1961 года мой отец Юрий Александрович Новиков> . Начиная с 50‑х годов, во дворце стали проводить выборочные реставрационные работы.
В 1988 году дворец был передан в управление и аренду Государственному Русскому музею и после планомерной научной реставрации стал музеем. Музей получился славный, хотя и не самый популярный в Санкт-Петербурге. Но я не могу с полной уверенностью сказать, что открытые здесь магазин «Музей шоколада», ресторан, и, выставка «восковых персон» приносят столько же пользы нашей стране, как первые промышленники Строгановы.
Продолжение следует - читайте вторую часть статьи > .
Жду вас на страницах следующих публикаций. Полный вперед!