29 апреля 2025 года выдающемуся советскому и российскому реставратору Анастасии Борисовне Васильевой (1930-2008) исполнилось бы девяносто пять лет.
Пожалуй, нет ни одного архитектурного памятника, а тем более музея в Санкт-Петербурге, где не работала бы А.Б.Васильева . После грандиозного восстановления расписного шелкового убранства Коронной Опочивальни и Диванной в Петергофе, ее саму демонстрировали именитым гостям музея, как достопримечательность. Хорошо помню фотографии в ее домашнем архиве вместе с Мао Цзэдуном и с Юрием Гагариным. К сожалению не знаю, где эти фотографии находятся теперь.
После окончания архитектурно-художественного училища работа в Петергофе началась в Монплезире в 1948 году в бригаде реставраторов, возглавляемых знаменитым потом Рудольфом Петровичем Саусеном.
В несомненную красавицу Настю, молодой Рудольф сразу влюбился, и, кажется, сохранил эти чувства на всю жизнь. Мало кто знает, что при реставрации расписного плафона при восстановлении полностью утраченных угловых женских головок (не было даже фотографий), символизирующих времена года, Рудольф Петрович придал черты портретного сходства своей возлюбленной, символу Лета.
В 50-е и до середины 60-х годов годы Анастасия Борисовна много работала в Ораниенбауме. Под руководством Р.П. Саусена она выполняла все виды реставрации лаковых панно дворца Петра III. В Павильоне Катальной горки Васильева участвовала в реставрации Круглого зала, В Китайском дворце в реставрации Зала Муз, реставрировала работы А.Е.Бейдемана в Голубой гостиной, выполняла экспериментальные исследования и расчистки в Золотой гостиной.
В 70-е годы она почти безвылазно живет в Ораниенбауме. Увлеченная своей работой, Анастасия Борисовна месяцами не выезжала домой в Ленинград из Ломоносова и жила, невзирая на очевидные бытовые неудобства, вместе с мужем в служебной квартире-мастерской в одном из «нижних» домов под Павильоном Катальной горки. Там же она выполняла и огромное количество предварительной эскизной и технической работы.
Тогда ею выполнены работы в кабинете Павла Петровича в Китайском дворце, отреставрирована шляпа и камзол императора для дворца Петра III, уникальное панно из соломки с вышивкой ворсистым шелком для Штофной опочивальни Китайского дворца.
Этапной работой являлось восстановление обивки французских кресел, украшавших Стеклярусный кабинет. Анастасия Борисовна придумала остроумный вариант реставрации и самостоятельно окрашивала шерстяные нити натуральным растительными красителями в 113 оттенков.
Тогда же ей выполнен, к сожалению, не воплощенный проект реставрации шелков Китайской опочивальни дворца, сделана пробная расчистка в Стеклярусном кабинете, подтвердившая саму возможность сложнейшей реставрации, которую уже через много лет выполнили мастера Государственного Эрмитажа.
Мы познакомились с Анастасией Борисовной где-то в 1969 году когда мне было девять лет . С ней дружила моя тетя Нина Петровна Волкова. Обе были заядлыми рыбачками и вместе с мужьями увлекались походами на катерах по рекам и каналам вокруг Ладоги. Начиная с 1971 года мы стали очень часто общаться, а потом дружили на протяжении десятилетий.
Прекрасный рассказчик, Анастасия Борисовна щедро делилась многочисленными воспоминаниями и историями из «реставрационной» жизни. Какие-то фотографии тех времен, выполненная ею мне в подарок на день рождения, расписанная по шелку работа в китайском стиле, а также портрет конца XVIII- начала XIX века из коллекции моего прадеда, который она отреставрировала с применением дублирования холста, хранятся у меня дома. Она была настоящей доброй «тетушкой» для меня, друзей, учеников.
В 80-е годы Анастасия Борисовна приступает к новой грандиозной работе в залах Меншиковского дворца на Васильевском острове. Ее доброй подругой, руководившей процессом реставрации, Нинель Васильевной Калязиной, была поставлена задача восстановления утрат расписных шелковых китайских тканей, в 20-е годы оказавшихся в Эрмитаже из вскоре сгоревшего деревянного Екатерингофского дворца и десятилетия хранившихся, накатанными в рулон, в подвалах Зимнего дворца. С конца XVIII века эти ткани украшали большой зал Екатерингофа, где оказались при сломе деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, стоявшего ранее на месте Михайловского замка. Летний дворец был задуман для императрицы Анны Иоанновны, но построен уже для Елизаветы архитектором Ф.Б.Растрелли.
Возможно, он использовал и эти драгоценные китайские ткани конца XVII века из своей ранней постройки – китайских комнат дворца Анны Иоанновна в Летнем саду. А вот откуда ткани попали во владение императрицы Анны Иоанновны, остается загадкой. Известно лишь, что многочисленные китайские комнаты существовали во дворцах Александра Даниловича Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме, их отделка была идентичной моде того времени на все китайское – но настоящие китайские ткани могли себе позволить в это время в мире только очень богатые люди, такие как Меншиков. После ареста Меншикова и конфискации его имущества, вероятно этим драгоценностям нашли новое применение.
К моменту начала реставрационных работ некоторые шелковые панно имели до 75 процентов утрат. Анастасия Борисовна разработала методику реставрации с использованием дублирующего шелка с последующей росписью лакун в китайских технологиях XVI-XVII веков. У нее появились две молодые талантливые ученицы Марина Зейналова (Петровская) и Людмила Ковалева.
Попутно мастерская Анастасии Борисовне выполняла многочисленные работы по реставрации тканей по заказам Государственного Эрмитажа, а также других музеев страны. Хорошо помню реставрацию камзола Петра Великого, по завершению работ меня слегка использовали в качестве манекена для оценки качества работы. Удалось даже сделать снимок.
Огромная работа по китайским тканям была завершена к началу 90-х годов и сейчас они украшают залы музея – комнаты супруги А.Д.Меншикова Дарьи Михайловны.
В начале 90-х годов из-за болезни мужа Анастасия Борисовна вместе с ним переезжает жить из города в поселок Молодежное рядом с Зеленогорском. Ездить оттуда на Васильевский остров каждый день становится невозможно. Она уходит на пенсию, а в мастерской остается работать до 2020 года ее ученица Людмила Евгеньевна Ковалева, сохраняющая ее традиции и умения.
В октябре 2024 года в мастерской на третьем этаже Меншиковского дворца на Васильевском острове, где была последняя «эрмитажная» мастерская Анастасии Борисовны, была найдена папка с многочисленными документами и газетными вырезками, пролежавшая там более тридцати лет. В том числе полный Перечень реставрационных работ А.Б.Васильевой с 1949 по 1964 годы. Копии этих документов оказались у меня в руках.
Преданность своему делу, честность и бескорыстность, заражающий оптимизм и жизнелюбие отличали Анастасию Борисовну, очень хотелось бы, чтобы память о ней осталась в сердцах всех, кто любит историю и искусство Санкт-Петербурга, как их любила и которому служила она.