Всем привет!
Продолжаем знакомиться с творчеством мастеров Средневековья, и сегодня на очереди мастер из Сиены - Дуччо.
Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319?) - один из титанов Проторенессанса. С его именем связывается множество работ, но лишь авторство нескольких из них официально подтверждено.
Лоренцо Гиберти в 15м веке писал:
В Сиене также жил Дуччо, который отличался благородством и придерживался греческой манеры; он был выдающимся художником, и большая картина в Сиенском соборе - его работа. На лицевой стороне изображена коронация Богоматери, а на обороте - сцены из Нового Завета. Эта картина была написана превосходно и с умом: это великолепное произведение, и он был самым благородным художником
Помимо этого упоминания об авторстве Дуччо говорят нам документы. Например, контракт от 15 апреля 1285 года, в котором Дуччо соглашается расписать большую деревянную панель (сама панель уже была готова). Хотя некоторые источники утверждают, что панель была изготовлена по дизайну мастера. Заказ был от братства Лауда (пели о Марии) для Санта-Мария-Новелла во Флоренции, но точно неизвестно, в самом ли городе работал Дуччо.
Получившаяся работа типа Маэста носит название Мадонна Ручеллаи:
Выполнена темперой на дереве с позолотой. Размеры - 450 х 290 см - одно из крупнейших алтарных произведений своего времени (и крупнейшее - дошедшее до сегодня)
В центре композиции - Мадонна с Младенцем на троне (который выполнен в стиле современной Дуччо готики). Их окружают ангелы - по одной из версий, они не просто держат трон, но поднимают его. В связи с этим некоторые исследователи предполагают, что эта сцена изображает Вознесение Мадонны.
Новшество Дуччо - он упорядочил фигуры в раме. Изображения святых в округлых рамочках по периметру рамы использовалось и раньше, но Дуччо использовал здесь особую последовательность, изобразив переход от Ветхого Завета к Новому.
Так, снизу вверх:
- в апексе - на самом верху - Бог-Отец;
- на правой стороне - 12 пророков;
- на левой - 12 апостолов (в их сторону тянет свою благословляющую ручку Иисус);
- в нижней части - пост-библейские святые - Доминик, Петр Мученик (основатель братства Лауда), Зеновий (один из покровителей Флоренции).
Сравнения проводятся с подобным изображением Чимабуэ - мы уже видели его Маэста для церкви Святого Франциска в Пизе. Считается также, что Дуччо и Чимабуэ не раз работали вместе, а некоторые исследователи убеждены, что Чимабуэ был для Дуччо учителем.
Деревянная панель Маэсты Дуччо состоит из пяти вертикальных планок, соединенных друг с другом клеем и специальными деревянными гвоздями.
В 1681 году это произведение было помещено в Капеллу Ручеллаи, откуда и взяло свое нынешнее название.
В 1989 году была осуществлена реставрация, благодаря которой открылось качество работы, которое мы видим сейчас.
Великолепно проработанные детали, поиск натурального цвета кожи, богато украшенный и позолоченный трон, попытки достичь анатомической точности - и все это вместе с явно византийской манерой характеризует большинство работ Дуччо.
Композиция удерживается вместе благодаря тонкому тональному моделированию и взаимодействию цветов, особенно заметному в
одеяниях ангелов, где различные оттенки сиреневого, розового, синего и зеленого уравновешены в симметрии или контрасте.
Особенно мне нравится положение Младенца - он сидит удобно и естественно, как никто прежде еще не показывал. В целом здесь можно говорить о миксе высоко-декоративного фона с реалистичными фигурами.
Следующее задокументированное произведение Дуччо (1302) - Маэста - на сегодняшний день утеряно.
Но сохранилось третье - Маэста 130-11 гг - известнейшее произведение мастера:
Выполнена темперой на доске эта Маэста также обладает внушительными размерами - 500 х 468 см.
Исследователи сходятся во мнении, что невозможно предполагать, что настолько масштабная и разноплановая работа была выполнена мастером полностью самостоятельно. Иногда к этой работе приписывают и Чимабуэ, но в основном в качестве коллег Дуччо ученые называют Симоне Мартини, Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Уголино ди Ниеро, Сенья ди Бонавентура и др.
Недавний инфракрасный анализ показал, что под слоями краски находятся карандашные/угольные наброски, более смелые и широкие по сравнению с покрывающими их мазками кисти. Предполагается, что эти наброски принадлежат руке Дуччо. Иногда, впрочем, идея могла незначительно меняться прямо во время работы - когда эскиз и готовое изображение не совпадали
Алтарное произведение украшено с обеих сторон и в целом включает 54 сцены.
Изначально предполагалось, что алтарь будет выглядеть так:
Реконструкция позволяет увидеть, что по сторонам были сооружены колонны/контрфорсы с увенчивающими их пинаклями.
Нижний ярус называется пределла. Над ней - самая важная часть работы, и вверху снова вспомогательные элементы.
Итак, передняя сторона. Пойдем снизу вверх
- на пределле изображены сцены из детства Иисуса: Благовещение, Рождество и т.д. их перемежают фигуры пророков;
- выше - самое главное изображение всего произведения - сама Маэста. Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов и святых. Сам трон имитирует мрамор и выполнен в технике космотеск (привет, Арнольфо ди Камбио). Трон окружен двадцатью ангелами и святыми Екатериной, Павлом, Иоанном Крестителем, Петром и Агнесой. Перед ними на коленях стоят святые покровители Сиены — святые Ансанус, Сабинус, Кресцентий и Виктор. Наверху - 10 Апостолов;
- еще выше - сцены смерти Мадонны на основе Золотой Легенды Якобуса.
На обратной стороне (снизу вверх):
- пределла - жизнь Христа;
- посередине - Страсти Христовы;
схема чтения:
- наверху - сцены после Воскресения.
В целом Маэста оказалась инновационной работой, как в плане дизайна, так и в плане сюжетной последовательности. Исследования 20го века показали, что базовый проект был составлен на основе системы пропорций, основанной на квадратном корне из двух.
Двойные эпизоды изобретательно объединены, например:
Помимо всего прочего, изначально пределла на передней части располагался под витражом, также посвященным Деве Марии, дизайн которого был заказан в 1287–1288 годах и иногда приписывается Дуччо или Чимабуэ:
В инографическую программу включены: Святой Иоанн Евангелист; Коронование Девы Господней; Святой Матфей; Святой Варфоломей (покровитель Сиены); Святой Ансан (покровитель Сиены); Успение Девы Господней; Святой Кресцентий (покровитель Сиены); Святой Сабин (покровитель Сиены); Святой Лука; Погребение Девы Господней; Святой Марк.
Самой восхитительной частью признана «Погребение Девы Марии», где, больше, чем где-либо еще, сохранились следы светотеневой лепки в технике гризайль — настолько тонкой и изысканной, что она обнаруживает руку самого Дуччо даже на последних этапах исполнения:
Исследователи предлагают и много художников, которые повлияли на творчество Дуччо, например, Гвидо да Сиена, а также скульпторов Николы и Джованни Пизано, особенно кафедры и фигуры Джованни в полный рост на фасаде Сиенского собора. Также возможно, что Дуччо видел капеллу Арена (завершенную до 1306 года) в Падуе и там почерпнул идею использования единства места для объединения повествовательного цикла.
Кроме работ, которые мы рассмотрели, есть еще несколько, приписываемых мастеру на основе стилистических и технологических сходств. Например, Полиптих Богоматери с младенцем и святыми:
Мадонна с Младенцем:
Близость между фигурами напоминает манеру Арнольфо ди Камбио. А декоративный орнамент внизу - фрески Джотто из Ассизи.
Триптих с Девой Марией:
Еще один полиптих и мн. др.:
Также ему приписывают одно интересное распятие. Интересно оно тем, что на нем изображен не умерший/умирающий Иисус, но торжествующий:
Дуччо стал одним из самых важных художников XIV века и, как и его немного более молодой современник Джотто, оказал большое влияние на ход итальянской живописи. Новатор, он ввел в сиенскую живопись новые конструкции алтарей, драматическое использование пейзажа, выразительные эмоциональные отношения, чрезвычайно сложные пространственные структуры и тонкую игру цвета. Его самая важная и революционная работа, «Маэста» для Сиенского собора, так и не была повторена в XIV веке, если вообще была, и его влияние продолжалось вплоть до XV века