В экспозиции Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) находится печь, украшенная изразцами XVIII века. Это та самая "голландка", или "голландская печь", которая появилась в России в Петровское время.
"Термин "голландская" обозначает тип конструкции печи. Это высокая печь с извилистым каналом внутри, по которому движется нагретый воздух. ... Конструкция состоит из цоколя, трёх ярусов и короны". (c)
Подробнее об этих печах можно узнать в рассказе Надежды Иорданской, м. н. с. отдела стекла и керамики Государственного исторического музея (Москва). Аналогичная изразцовая печь находится в служебном помещении колокольни Покровского собора ГИМ.
Что до печи из РЭМ, то в аннотации к ней говорится следующее:
"В середине XVII столетия наступает период расцвета рельефных изразцов. ... На смену рельефным в первой половине XVIII столетия приходят гладкие расписные изразцы. В этот период изразцы используют для облицовки отопительных приборов. Представленная на экспозиции изразцовая печь воссоздана в 1960 году, сложена из 120 расписных сюжетных изразцов середины — второй половины XVIII века. Печь не предназначена к топке — это музейный экспонат". (с)
Росписи изразцов голландских печей XVIII века представляют собой довольно забавный жанр. На них изображены сценки с людьми и животными, в нижней части в картушах расположены подписи. Иногда это высказывания от первого лица.
Изображения являются адаптацией европейской графики и лубка, с которыми Пётр I знакомился во время своих Великих посольств. Это входило в сферу заморских новшеств, которые увлекали царя-реформатора.
Наверное самым известным изразцом печи из собрания РЭМ является "Кота при себе держу, никуда не пущу", выражающий вечную любовь к котикам.
Его даже задействовали в сувенирной продукции. Изразец с котей в натуральную величину можно приобрести в музее.
На печи есть изразцы и про пёсиков: "Охота, у меня на коленях друг".
"Косой заец".
Фразы не всегда полностью понятны, знаки препинания отсутствуют. Ещё исследователи отмечают, что у одних и тех же сценок встречаются разные подписи.
Однако, очевидно, что изразцовые печи не только грели помещения, но и развлекали и даже просвещали. Сценки, вероятно, служили чем-то вроде нынешних мемов и отвечали актуальным запросам граждан: как обольстить понравившуюся персону и что сказать медведю при встрече.
Что до просвещения, то именно в этих изразцах люди могли увидеть то, что было доступно лишь путешественникам и владельцам зарубежных изданий: изображения иностранцев и экзотических животных.
Например, "дивный зверь верблюд", этот "корабль пустыни", который доставлял товары по Великому шёлковому пути.
В изразцах печи из собрания РЭМ собраны любопытные изображения жителей Поднебесной империи.
Например, мы видим музыкантшу, которая обозначена как "большая охотница" до игры на необычном инструменте.
Образы музыкантш и придворных дам с замысловатыми причёсками и в длинных, скрывающих фигуру одеяниях фигурируют в китайском искусстве с древности.
В росписи изразца передали традиционные разновидности булавок для волос.
Национальная восточная одежда и головные уборы забавно стилизованы. Сразу понятно, что это кто-то из Азии. Для дополнительной экзотики добавили попугая.
"Вот я припадаю да годы поедаю" (?). Некоторые подписи носят не только описательный, но и философский характер.
Идея изразцов взята у нидерландцев, изображён условный китаец, а в подписи сквозит отечественная рефлексия. Почти как беспощадные китайские кубики .
Прим.: в комментариях подсказали, что это не "годы", а "ягоды". Действительно ягоды. XD
"Вот мы с тобой, сестрица, гуляем там". Эти восточные барышни знакомили зрителей с таким предметом быта, как зонт. До XVIII века зонта в России не знали, в отличие от стран Востока.
В Древней Индии зонт от солнца символизировал царскую власть и защиту (Бир, 2003, с. 223). В Китае наиболее ранние упоминания о зонтах датированы периодом правления династии Западная Чжоу XI-VIII вв. до н. э. Шёлковые зонты могли позволить себе представители знати. Простолюдины пользовались зонтами, изготовленными из бамбука и других растений.
В цинском Китае шёлковые зонты экспортировались в европейские страны.
Наверное самый известный древнекитайский зонт фигурирует у полководца Терракотовой армии.
Историк В. О. Ключевский в лекции LXVIII 3 части "Курса русской истории", ссылаясь на свидетельство А. И. Остермана, приводит слова Петра:
"Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом". (c)
Если задом к Европе, значит, лицом на Восток. И если с Европой Пётр был не прочь повоевать, то в отношении Китая он был более, чем заинтересован в установлении дипломатических и торговых отношений.
В XVI веке Россия осваивает Сибирь и Дальний Восток и знакомится с Китаем. В XVII веке встаёт вопрос о разделении сфер влияния и налаживании торговых отношений с могучим соседом.
Попытки установить контакты предпринимал отец Петра I царь Алексей Михайлович (1629-1676). В 1654 году состоялась первая официальная миссия из России в Китай. Но надо сказать, что в условиях языкового барьера, отсутствия связи и логистики всё сводилось к осторожным дипломатическим жестам в виде подарков.
В XVIII веке задачу наладить продуктивные контакты продолжил Пётр. В цинском Китае (1644-1912) в то время правил император Канси (1654-1722), и можно предположить, что у него было немало точек соприкосновения с русским царём.
Канси обладал широким кругозором, был блестяще образован и деятелен. В 1692 году Пётр направил в Пекин миссию для установления торговых отношений и, как отмечал впоследствии Ф. Лефорт, "путешествие было удачным". Так было положено начало систематической торговле с Поднебесной империей.
В высочайшей переписке русский царь и позднее первый император Всероссийский обращался к Канси следующим образом:
"Великих азиацких стран Императору (Повелителю - зачёркнуто) настоящему богдойскому и китайскому хану, другу нашему, любительное поздравление..." (с)
И подписывался:
"Вашего величества добрый приятель Пётр". (с)
Меньшикова М. Л. Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке. СПб.: государственный Эрмитаж, 2022. С. 53.
Восточные товары интересовали Петра как с эстетической, так и с практической точки зрения. Шёлк и фарфор входили в столичный обиход "парадиза" на Неве. Одежда, предметы быта, мебель и интерьер, нужды армии и церкви - шёлк требовался везде.
Сам Пётр, очарованный китайскими одеяниями, ввёл в моду шлафроки, просторные домашние халаты из "шёлка узорного". До нас дошли шлафроки Петра, которые шили в мастерских Московского Кремля из европейских и китайских тканей.
Фарфор был задействован не только в роли домашних безделушек: в первых аптеках Петербурга, например, в Петропавлоской крепости, медицинские бутылочки были именно из китайского фарфора. В цинском Китае эти миниатюрные сосуды породят традицию изготовления флаконов для нюхательного табака (Меньшикова, 2022, с. 8-40).
В течение XVIII-XIX вв. в Европе и России не угасала мода на восточные раритеты в "кабинетах редкостей".
Любознательные представители знати и духовенства, дипломаты и купцы, медики, инженеры и учёные собирали и хранили образцы китайского декоративно-прикладного искусства. В наши дни эти предметы можно увидеть в собраниях Кунсткамеры, Эрмитажа и ряда других музеев.
А те, кто не путешествовал и не мог приобрести эти дорогостоящие "сувениры", могли познакомиться с элементами культуры и быта "диковинного Китая" через изразцовые печи.
В Российском этнографическом музее такую печь можно увидеть в экспозиции "Русские. Конец XIX - начало XX века" на первом этаже.
Литература
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 223.
- Меньшикова М. Л. Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке. СПб.: государственный Эрмитаж, 2022. С. 8-40, 53.
- Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея. М.: Бослен, 2024. С. 81, 137-139.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен