Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Диковинный Китай в печных изразцах XVIII века из собрания Российского этнографического музея.

В экспозиции Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) находится печь, украшенная изразцами XVIII века. Это та самая "голландка", или "голландская печь", которая появилась в России в Петровское время. "Термин "голландская" обозначает тип конструкции печи. Это высокая печь с извилистым каналом внутри, по которому движется нагретый воздух. ... Конструкция состоит из цоколя, трёх ярусов и короны". (c) Подробнее об этих печах можно узнать в рассказе Надежды Иорданской, м. н. с. отдела стекла и керамики Государственного исторического музея (Москва). Аналогичная изразцовая печь находится в служебном помещении колокольни Покровского собора ГИМ. Что до печи из РЭМ, то в аннотации к ней говорится следующее: "В середине XVII столетия наступает период расцвета рельефных изразцов. ... На смену рельефным в первой половине XVIII столетия приходят гладкие расписные изразцы. В этот период изразцы используют для облицовки отопительных приборов. Представленная на экспозиции изразцовая пе

В экспозиции Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) находится печь, украшенная изразцами XVIII века. Это та самая "голландка", или "голландская печь", которая появилась в России в Петровское время.

Изразцовая печь. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразцовая печь. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

"Термин "голландская" обозначает тип конструкции печи. Это высокая печь с извилистым каналом внутри, по которому движется нагретый воздух. ... Конструкция состоит из цоколя, трёх ярусов и короны". (c)

Подробнее об этих печах можно узнать в рассказе Надежды Иорданской, м. н. с. отдела стекла и керамики Государственного исторического музея (Москва). Аналогичная изразцовая печь находится в служебном помещении колокольни Покровского собора ГИМ.

Изразцовая печь. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразцовая печь. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Что до печи из РЭМ, то в аннотации к ней говорится следующее:

"В середине XVII столетия наступает период расцвета рельефных изразцов. ... На смену рельефным в первой половине XVIII столетия приходят гладкие расписные изразцы. В этот период изразцы используют для облицовки отопительных приборов. Представленная на экспозиции изразцовая печь воссоздана в 1960 году, сложена из 120 расписных сюжетных изразцов середины — второй половины XVIII века. Печь не предназначена к топке — это музейный экспонат". (с)

Росписи изразцов голландских печей XVIII века представляют собой довольно забавный жанр. На них изображены сценки с людьми и животными, в нижней части в картушах расположены подписи. Иногда это высказывания от первого лица.

Изображения являются адаптацией европейской графики и лубка, с которыми Пётр I знакомился во время своих Великих посольств. Это входило в сферу заморских новшеств, которые увлекали царя-реформатора.

Изразцы. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразцы. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Наверное самым известным изразцом печи из собрания РЭМ является "Кота при себе держу, никуда не пущу", выражающий вечную любовь к котикам.

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Его даже задействовали в сувенирной продукции. Изразец с котей в натуральную величину можно приобрести в музее.

Изразец. Сувенирный магазин РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Сувенирный магазин РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

На печи есть изразцы и про пёсиков: "Охота, у меня на коленях друг".

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

"Косой заец".

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Фразы не всегда полностью понятны, знаки препинания отсутствуют. Ещё исследователи отмечают, что у одних и тех же сценок встречаются разные подписи.

Однако, очевидно, что изразцовые печи не только грели помещения, но и развлекали и даже просвещали. Сценки, вероятно, служили чем-то вроде нынешних мемов и отвечали актуальным запросам граждан: как обольстить понравившуюся персону и что сказать медведю при встрече.

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Что до просвещения, то именно в этих изразцах люди могли увидеть то, что было доступно лишь путешественникам и владельцам зарубежных изданий: изображения иностранцев и экзотических животных.

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Например, "дивный зверь верблюд", этот "корабль пустыни", который доставлял товары по Великому шёлковому пути.

Верблюд. Китай, династия Тан, начало VIII в. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: C.121-1913. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O180839/figure-of-camel-unknown/
Верблюд. Китай, династия Тан, начало VIII в. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: C.121-1913. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O180839/figure-of-camel-unknown/

В изразцах печи из собрания РЭМ собраны любопытные изображения жителей Поднебесной империи.

Например, мы видим музыкантшу, которая обозначена как "большая охотница" до игры на необычном инструменте.

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Образы музыкантш и придворных дам с замысловатыми причёсками и в длинных, скрывающих фигуру одеяниях фигурируют в китайском искусстве с древности.

Придворная дама. Китай, династия Тан (618-907). Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: CIRC.148-1935. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O493396/figure/
Придворная дама. Китай, династия Тан (618-907). Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: CIRC.148-1935. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O493396/figure/

Музыкантша. Китай, династия Тан, конец VII в. Метрополитен-Музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 23.180.4. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44801
Музыкантша. Китай, династия Тан, конец VII в. Метрополитен-Музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 23.180.4. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44801
Музыкантши. Китай, династия Мин, конец XVII в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1915.18. Эл. ресурс URL: https://asia-archive.si.edu/object/F1915.18/
Музыкантши. Китай, династия Мин, конец XVII в. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: F1915.18. Эл. ресурс URL: https://asia-archive.si.edu/object/F1915.18/

В росписи изразца передали традиционные разновидности булавок для волос.

Булавки для волос. Китай, династия Тан (618-907). Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: M.62&A-1935. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O41227/zan-hairpins-unknown/
Булавки для волос. Китай, династия Тан (618-907). Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: M.62&A-1935. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O41227/zan-hairpins-unknown/

Булавка для волос. Китай, XIX - начало XX вв. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2012.9.4113. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2012.9.4113/
Булавка для волос. Китай, XIX - начало XX вв. Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института (англ. The National Museum of Asian Art, Smithsonian Institution), Вашингтон. Учётный номер: S2012.9.4113. Эл. ресурс URL: https://asia.si.edu/explore-art-culture/collections/search/edanmdm:fsg_S2012.9.4113/

Национальная восточная одежда и головные уборы забавно стилизованы. Сразу понятно, что это кто-то из Азии. Для дополнительной экзотики добавили попугая.

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Шляпа из листьев и бамбука. Китай, династия Цин, 1880-1910 гг. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: As1911,-.133. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_As1911-133
Шляпа из листьев и бамбука. Китай, династия Цин, 1880-1910 гг. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: As1911,-.133. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_As1911-133
Шляпа из бамбука. Китай, династия Цин, XIX в. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: As1846,0520.3. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_As1846-0520-3
Шляпа из бамбука. Китай, династия Цин, XIX в. Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: As1846,0520.3. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_As1846-0520-3

Попугаи. Китай, династия Цин, прпавление Канси (1666-1722). Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: Franks.74. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_Franks-74
Попугаи. Китай, династия Цин, прпавление Канси (1666-1722). Британский музей (англ. The British Museum), Лондон. Учётный номер: Franks.74. Эл. ресурс URL: https://www.britishmuseum.org/collection/object/A_Franks-74

"Вот я припадаю да годы поедаю" (?). Некоторые подписи носят не только описательный, но и философский характер.

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Идея изразцов взята у нидерландцев, изображён условный китаец, а в подписи сквозит отечественная рефлексия. Почти как беспощадные китайские кубики .

Китайские кубики. Источник: https://vk.com/wall-36857660?offset=1180
Китайские кубики. Источник: https://vk.com/wall-36857660?offset=1180

Прим.: в комментариях подсказали, что это не "годы", а "ягоды". Действительно ягоды. XD

"Вот мы с тобой, сестрица, гуляем там". Эти восточные барышни знакомили зрителей с таким предметом быта, как зонт. До XVIII века зонта в России не знали, в отличие от стран Востока.

В Древней Индии зонт от солнца символизировал царскую власть и защиту (Бир, 2003, с. 223). В Китае наиболее ранние упоминания о зонтах датированы периодом правления династии Западная Чжоу XI-VIII вв. до н. э. Шёлковые зонты могли позволить себе представители знати. Простолюдины пользовались зонтами, изготовленными из бамбука и других растений.

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

В цинском Китае шёлковые зонты экспортировались в европейские страны.

Зонты. Китай, династия Цин, 1880-1890 гг. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: T.18-1936. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O139670/parasol-unknown/
Зонты. Китай, династия Цин, 1880-1890 гг. Музей Виктории и Альберта (англ. Victoria and Albert Museum), Лондон. Учётный номер: T.18-1936. Эл. ресурс URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O139670/parasol-unknown/

Наверное самый известный древнекитайский зонт фигурирует у полководца Терракотовой армии.

Полководец. Китай, империя Цинь, 221-206 гг. до н. э. Бронза, краска. Мавзолей Цинь Шихуанди, Сиань. Эл. ресурс URL: https://www.artandobject.com/articles/terracotta-army-legacy-first-emperor-china
Полководец. Китай, империя Цинь, 221-206 гг. до н. э. Бронза, краска. Мавзолей Цинь Шихуанди, Сиань. Эл. ресурс URL: https://www.artandobject.com/articles/terracotta-army-legacy-first-emperor-china

Историк В. О. Ключевский в лекции LXVIII 3 части "Курса русской истории", ссылаясь на свидетельство А. И. Остермана, приводит слова Петра:

"Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом". (c)

Если задом к Европе, значит, лицом на Восток. И если с Европой Пётр был не прочь повоевать, то в отношении Китая он был более, чем заинтересован в установлении дипломатических и торговых отношений.

В XVI веке Россия осваивает Сибирь и Дальний Восток и знакомится с Китаем. В XVII веке встаёт вопрос о разделении сфер влияния и налаживании торговых отношений с могучим соседом.

Попытки установить контакты предпринимал отец Петра I царь Алексей Михайлович (1629-1676). В 1654 году состоялась первая официальная миссия из России в Китай. Но надо сказать, что в условиях языкового барьера, отсутствия связи и логистики всё сводилось к осторожным дипломатическим жестам в виде подарков.

В XVIII веке задачу наладить продуктивные контакты продолжил Пётр. В цинском Китае (1644-1912) в то время правил император Канси (1654-1722), и можно предположить, что у него было немало точек соприкосновения с русским царём.

Канси обладал широким кругозором, был блестяще образован и деятелен. В 1692 году Пётр направил в Пекин миссию для установления торговых отношений и, как отмечал впоследствии Ф. Лефорт, "путешествие было удачным". Так было положено начало систематической торговле с Поднебесной империей.

В высочайшей переписке русский царь и позднее первый император Всероссийский обращался к Канси следующим образом:

"Великих азиацких стран Императору (Повелителю - зачёркнуто) настоящему богдойскому и китайскому хану, другу нашему, любительное поздравление..." (с)

И подписывался:

"Вашего величества добрый приятель Пётр". (с)

Меньшикова М. Л. Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке. СПб.: государственный Эрмитаж, 2022. С. 53.

Восточные товары интересовали Петра как с эстетической, так и с практической точки зрения. Шёлк и фарфор входили в столичный обиход "парадиза" на Неве. Одежда, предметы быта, мебель и интерьер, нужды армии и церкви - шёлк требовался везде.

Сам Пётр, очарованный китайскими одеяниями, ввёл в моду шлафроки, просторные домашние халаты из "шёлка узорного". До нас дошли шлафроки Петра, которые шили в мастерских Московского Кремля из европейских и китайских тканей.

Шлафрок Петра I. Выставка "Петр Великий. Путешествия в Европу" в ГИМ, 08.06.2022-13.11.2022. Фотограф - Владимир Наскидаев. Источник: https://ria.ru/20220607/petr-1793809645.html
Шлафрок Петра I. Выставка "Петр Великий. Путешествия в Европу" в ГИМ, 08.06.2022-13.11.2022. Фотограф - Владимир Наскидаев. Источник: https://ria.ru/20220607/petr-1793809645.html

Шлафрок Петра I. Выставка "Петр Великий. Путешествия в Европу" в ГИМ, 08.06.2022-13.11.2022. Фотография автора.
Шлафрок Петра I. Выставка "Петр Великий. Путешествия в Европу" в ГИМ, 08.06.2022-13.11.2022. Фотография автора.

Фарфор был задействован не только в роли домашних безделушек: в первых аптеках Петербурга, например, в Петропавлоской крепости, медицинские бутылочки были именно из китайского фарфора. В цинском Китае эти миниатюрные сосуды породят традицию изготовления флаконов для нюхательного табака (Меньшикова, 2022, с. 8-40).

В течение XVIII-XIX вв. в Европе и России не угасала мода на восточные раритеты в "кабинетах редкостей".

Любознательные представители знати и духовенства, дипломаты и купцы, медики, инженеры и учёные собирали и хранили образцы китайского декоративно-прикладного искусства. В наши дни эти предметы можно увидеть в собраниях Кунсткамеры, Эрмитажа и ряда других музеев.

Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразец. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

А те, кто не путешествовал и не мог приобрести эти дорогостоящие "сувениры", могли познакомиться с элементами культуры и быта "диковинного Китая" через изразцовые печи.

В Российском этнографическом музее такую печь можно увидеть в экспозиции "Русские. Конец XIX - начало XX века" на первом этаже.

Изразцы. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.
Изразцы. Российская империя, Вологодская губерния, вторая половина XVIII в. РЭМ, Санкт-Петербург. Фотография автора.

Литература

  • Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 223.
  • Меньшикова М. Л. Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке. СПб.: государственный Эрмитаж, 2022. С. 8-40, 53.
  • Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея. М.: Бослен, 2024. С. 81, 137-139.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен