Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Цинский художественный металл из коллекции Юсуповых.

"А ранее хана Юсуфа письменных свидетельств не имеется". (с)

Первые документальные свидетельства о роде Юсуповых относятся к концу XIV в. И речь шла о Едигее Мангите (ок. 1352-1419), темнике Золотой Орды и основателе династии, правившей тем, что от неё осталось, - Ногайской Ордой. В 1549 г. бием Ногайской Орды стал правнук Едигея по имени Юсуф.

Рокштуль А. Г. Портрет хана Юсуфа. Нач. 1850-х гг. ГМЗ "Архангельское". Источник: https://ar.culture.ru/en/subject/han-yusuf
Рокштуль А. Г. Портрет хана Юсуфа. Нач. 1850-х гг. ГМЗ "Архангельское". Источник: https://ar.culture.ru/en/subject/han-yusuf

У Юсуфа было несколько сыновей, двое из которых Ибрагим и Эль попали в плен к русскому царю. Ну, как "в плен" - они были отосланы ко двору Ивана IV и служили живой гарантией лояльности Ногайской Орды. В то же время Московский Кремль был заинтересован в сотрудничестве с квалифицированными военными кадрами, поэтому братьям оказывались почести. И в итоге они стали руководить своими коллегами "служилыми татарами".

Эль сражался на нашей стороне в Ливонской войне (1558-1583). За ратную службу он получил землю в Романовском уезде (для простоты понимания, это Ярославль и всё, что вокруг) и фамилию Юсупов-Княжево. Один из его сыновей Сеюш служил царю Михаилу Фёдоровичу, а его сын Абдуллах - Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу.

Его потомки продолжили эту благоразумную традицию и род Юсуповых пришёл к тому к чему пришёл в своём зените: богатейшая семья, сколотившая огромное состояние благодаря грамотному распределению и вложению ресурсов. И процесс этот был непрерывен у нескольких поколений.

Это были люди, которые росли в условиях богатства материальной и духовной культуры. С одной стороны, Юсуповым требовалось идти в ногу со временем, когда из военных они переквалифицировались в предпринимателей, промышленников, игроков на бирже.

И с другой, обладая превосходным эстетическим воспитанием, они испытывали потребность в том, чтобы деньги обращались в антикварно-коллекционные ценности. Среди представителей этого рода есть знатоки "в древностях, искусствах и картинах". В этом можно убедиться, посетив Юсуповский дворец на Мойке.

Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой в маскарадном костюме черкешенки. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЭРФт-26529. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/22.+photos/845342
Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой в маскарадном костюме черкешенки. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЭРФт-26529. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/22.+photos/845342

Сохранилось завещание князя и княгини Юсуповых 1900 г., в котором говорится следующее:

"…в случае внезапного прекращения рода нашего всё наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами и хранящихся в домах наших Петербургском (Мойка, 94) и Московском (Трёхсвятительский пер. у Красных ворот) и в Подмосковном имении Архангельском, завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…" (с)

Словом, княжеский род Юсуповых - это настолько цельное в своей последовательности явление, что не возникает вопросов на предмет интереса членов этой семьи к искусству Востока (для них это было большим, чем дань моде на экзотику), откуда такие несомненные раритеты и почему часть их коллекции оказалась в Эрмитаже.

Что до предметов восточного антиквариата из коллекции Юсуповых, то среди них можно выделить китайские произведения художественного металла периода правления династии Цин (1644-1912). Часть из них представлена на выставке "Мир русского дворянства: Юсуповы и Восток". В ряде публикаций можно не только почитать о выставке, но и послушать комментарии создателей, в частности, рассказ Марии Львовны Меншиковой, с. н. с. отдела Востока Эрмитажа.

Сосуд для вина с крышкой. Китай, кон. XVII-нач. XVIII вв. Серебро, позолота. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЛС-125. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.%20applied%20arts/580076?lng=ru
Сосуд для вина с крышкой. Китай, кон. XVII-нач. XVIII вв. Серебро, позолота. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЛС-125. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.%20applied%20arts/580076?lng=ru

В декоративном оформлении сосуда из коллекции Юсуповых можно заметить мотивы драконов и чешуи, на крышке восседает снежный лев. На фигурных картушах тулова изображены даосские бессмертные небожители - так сосуд становится не просто ёмкостью для вина, которое при неумеренном количестве сокращает срок жизни, но и вполне материальным пожеланием долголетия.

Кофейник и сливочник. Европа, нач. XX в. Эл. ресурс URL: https://akcia-antique.ru/product/05111/
Кофейник и сливочник. Европа, нач. XX в. Эл. ресурс URL: https://akcia-antique.ru/product/05111/

Восточные сосуды этого типа в Европе и России послужили прототипами для кофейников. Например, в "Описи к драгоценным вещам" 1789 г., в которых перечислены предметы из коллекции Екатерины II (большой любительницы кофе) подобные сосуды так и обозначены - кофейники.

Шаровидная коробочка с крышкой. Китай, XVII-XVIII вв. Золото, паста, бирюза. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЛС-267. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.%20applied%20arts/580218?lng=ru
Шаровидная коробочка с крышкой. Китай, XVII-XVIII вв. Золото, паста, бирюза. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЛС-267. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.%20applied%20arts/580218?lng=ru

Золотая шаровидная коробочка 6,5 см диаметром украшена меандровым орнаментом и мотивами персиковых веток. В китайском искусстве персиковое дерево и его плоды символизируют благополучие и долголетие.

Серебряные туалетные коробочки. Китай, кон. XIX-нач. XX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2016/collections-volume-two-silver-vertu-ceramics-russian-n09561/lot.633.html
Серебряные туалетные коробочки. Китай, кон. XIX-нач. XX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2016/collections-volume-two-silver-vertu-ceramics-russian-n09561/lot.633.html
Серебряная туалетная коробочка. Китай, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/important-chinese-art-n09662/lot.566.html
Серебряная туалетная коробочка. Китай, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2017/important-chinese-art-n09662/lot.566.html

Золотые и серебряные туалетные шкатулочки являлись солидной статьёй китайского экспортного искусства.

Подсвечник. Китай, вт. пол. XVIII в. Серебро, медь, стекло, агальматолит (мыльный камень), стразы. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЛС-90. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.%20applied%20arts/580041?lng=ru
Подсвечник. Китай, вт. пол. XVIII в. Серебро, медь, стекло, агальматолит (мыльный камень), стразы. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЛС-90. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.%20applied%20arts/580041?lng=ru

В коллекции Юсуповых сохранились парные подсвечники в виде дерева в кашпо. В одном из подсвечников воспроизведено деревце карамболы, во втором - граната. Оба деревца символизируют пожелание многочисленного мужского потомства.

Подсвечник. Китай, вт. пол. XVIII в. Серебро, медь, стекло, агальматолит (мыльный камень), стразы. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЛС-91. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/580042
Подсвечник. Китай, вт. пол. XVIII в. Серебро, медь, стекло, агальматолит (мыльный камень), стразы. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЛС-91. Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/580042
Ну, допустим, "гав".
Ну, допустим, "гав".

Плоды вырезаны из агальматолита. Расцветка этого минерала очень и очень разнообразна.

Агальматолит. Источник: http://rus-list.ru/2780-agalmatolit-svojstva-i-opisanie/
Агальматолит. Источник: http://rus-list.ru/2780-agalmatolit-svojstva-i-opisanie/

Подсвечники украшены серебряной филигранью с эмалевыми вставками. Китайская серебряная филигрань относилась к предметам роскоши для самых искушённых любителей восточной экзотики.

Попугай на подставке. Китай, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2019/style-european-silver-gold-boxes-and-ceramics/a-chinese-parcel-gilt-silver-and-polychrome-enamel
Попугай на подставке. Китай, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2019/style-european-silver-gold-boxes-and-ceramics/a-chinese-parcel-gilt-silver-and-polychrome-enamel

На выставке "Юсуповы и Восток" также была замечена лунная фляга, которая вошла в каталог выставки.

Лунная фляга. Китай, XVIII в. Бронза, перегородчатая эмаль, позолота. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЛМ-1317. Источник: https://spb.mk.ru/culture/2022/12/02/na-vystavke-yusupovy-i-vostok-v-peterburge-predstavili-130-eksponatov-ermitazha.html
Лунная фляга. Китай, XVIII в. Бронза, перегородчатая эмаль, позолота. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Учётный номер: ЛМ-1317. Источник: https://spb.mk.ru/culture/2022/12/02/na-vystavke-yusupovy-i-vostok-v-peterburge-predstavili-130-eksponatov-ermitazha.html

На ней изображены куст пиона и пара фениксов. Пионы в традиционной китайской символике означают весну, благородство и богатство, фениксы символизируют женское начало, красоту и гармонию.

  • С точки зрения жителей Китая, искусство существует для того, чтобы напоминать о хорошем, добром, вечном и служить материальным выражением благих пожеланий.

Лазурь эмалей клуазонне и символические благопожелания были воспроизведены в интерьере Китайской комнаты в московском дворце Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке.

Интерьер Китайской комнаты палат Волковых-Юсуповых. Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4. Источник: https://my.mail.ru/community/kopilochka/13444B2B5CDBB0CA.html
Интерьер Китайской комнаты палат Волковых-Юсуповых. Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4. Источник: https://my.mail.ru/community/kopilochka/13444B2B5CDBB0CA.html

Что до провенанса китайских произведений в коллекции Юсуповых, то в этом отношении следует принять во внимание визит чрезвычайного посла китайского императора Ли Хунчжана на коронацию Николая II в 1896 г., которому он преподнёс, в частности, парные лунные фляги.

Парные лунные фляги. Китай, династия Цин, конец XVIII - начало XIX вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург.. Учётные номера: ЛМ-575, ЛМ-576. Эл. ресурсы URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450937 ; https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450938
Парные лунные фляги. Китай, династия Цин, конец XVIII - начало XIX вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург.. Учётные номера: ЛМ-575, ЛМ-576. Эл. ресурсы URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450937 ; https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.+applied+arts/450938

Ли Хунчжана принимали во дворце Юсуповых на Мойке и среди его подарков семье были самые роскошные цинские произведения.

Подсвечник. Китай, вт. пол. XVIII в. серебро, медь, стекло, агальматолит (мыльный камень), стразы. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж (инв. №: ЛС-90). Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.%20applied%20arts/580041?lng=ru
Подсвечник. Китай, вт. пол. XVIII в. серебро, медь, стекло, агальматолит (мыльный камень), стразы. Из коллекции Юсуповых. Эрмитаж (инв. №: ЛС-90). Эл. ресурс URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.%20applied%20arts/580041?lng=ru

Литература.

  • Мир русского дворянства. Юсуповы и Восток. Каталог выставки. СПб.: Славия, 2022.
Кабинет Востоковеда

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен