Найти в Дзене
Записки с тёмной стороны

«Да, но...»

Конструкцию «да, но» часто принимают за ту, которая свидетельствует о признании реальности, своих в ней ограничений, невозможности получить желаемое.

Да, у меня есть работа, которая приносит деньги, но мне не нравится график. Да, у меня есть дети, но нет помощи в их воспитании, и нет возможности обеспечить каждому свою комнату. Да, у меня есть друзья, но я не могу часто с ними встречаться. Да, я могу прямо сейчас сесть на стуле чуть удобнее, но какой в этом толк, если большую част времени мне приходится терпеть дискомфорт? Да, я провёл прекрасный вечер с Катей, но с Машей было лучше. Да, я успела выпить кофе, но не успела съесть второй бутерброд.

На самом деле в словесной конструкции «да, но» нет ничего о признании реальности. И в ней нет ничего о признании невозможности получить желаемое.

Конструкция «да, но» — не о признании ограничений и невозможности получить желаемое, а о том, чтобы продолжать не признавать невозможное невозможным и одновременно с этим не брать, не присваивать, не признавать, обесценивать возможное и достижимое.

Когда я признаю невозможность чего-то для себя, оно уходит далеко на задний план, за счёт чего у меня появляется возможность сосредоточиться на том, что более доступно и возможно. Невозможное превращается для меня во что-то, что как для аборигена из какого-нибудь неконтактного первобытного племени — смартфон или вилла с бассейном. Во что-то из другого мира, не моего.

Абориген не может ни мечтать о крутом смартфоне, ни страдать о его отсутствии. Я не могу мечтать о полётах в космос, хотя космический туризм сейчас развит. Я не могу мечтать о сотнях миллиардов рублей, потому что я технически не могу уложить такие цифры в своей голове. Соответственно, и страдать я об отсутствии таких сумм не могу. Я могу хотеть утроить свой нынешний доход, но увеличить его в двадцать раз я не могу хотеть, я не представляю, что это за жизнь будет. Я не могу представить себя с другой личной историей, потому что это буду не я. Тотально не я. Я не могу страдать об отсутствии у меня четвёртого ребёнка, хотя было время, когда я мечтала о пятерых или больше. Сейчас не могу. Это недостижимо. Я не страдаю об отсутствии у меня золотого умывальника. Но я страдаю о невозможности сейчас добраться до стоматолога, я страдаю о невозможности поехать на месяц в отпуск без детей, страдаю о том, что в впервые к концу июня так и не купила ни разу по-настоящему вкусную черешню на рынке. Страдаю потому, что это всё технически доступно и возможно, просто не сейчас, не за ту цену, которую я готова заплатить сейчас. Если сильно захотеть, очень-очень постараться, я могу, но выбираю другое. Другие роли, другие вложения, другие вещи. Всякий раз, когда появляется альтернатива, предполагающая потратить час на то, чтобы купить вкусную черешню или как-то иначе, я заново страдаю о черешне. Но я не страдаю об отсутствии идеального детского опыта, потому что нет технической возможности переписать тот, который есть.

Признание реальности, в которой видимое не является доступным, идёт через горевание. Через самосострадание к себе тому, который не может получить многое из того, в чём нуждается. Через готовность заботиться о себе в тех рамках, какие есть, брать то, что возможно. Через готовность признавать ценность того, что есть. Через готовность замечать своё удовлетворение даже в мелочах.

Признание реальности, оно никогда не через «да, но», оно всегда через «и, и». Оно звучит не так: «Да, у меня есть работа, но нет своего жилья». Оно звучит не так: «Да, у меня нет своего жилья, зато у меня есть работа». Оно звучит так: «У меня есть работа и у меня нет своего жилья».

Конструкция «да, но» всегда про отказ выбирать то, что в твоих силах. Про отказ от ответственности за свою жизнь, свои выборы, своё благополучие. Про неготовность признать и прожить по-настоящему тот факт, что никто не придёт, не сделает хорошо, не выдаст другую версию жизни. По сути — про ожидание идеального родителя и идеального мира, что так-то синонимы.

Отказаться от конструкция «да, но» ни разу не просто. Но можно начать с того, чтобы замечать, от чего именно эта конструкция спасает, какого себя даёт возможность не видеть, какие чувства не проживать.

Читать меня в телеграме.
Отсыпать печенек на тёмную сторону.

Почитать про ещё одну словесную конструкцию: