Найти в Дзене
druzhinin audio

Завод, который куёт винил

Оглавление

№20/2025. Репортаж с российского завода по производству пластинок. А также: всё о мастеринге, мастер-дисках и физических ограничениях носителя.

Всем привет!

В этом году в рамках выставки Hi-Fi & High End Show Урал для узкого круга аудио-экспертов и медийщиков проводилась экскурсия на завод по производству виниловых пластинок Muzilla Production («Музилла»). Он располагается в Асбесте — родном городе братьев Самойловых из небезызвестного уральского коллектива «Агата Кристи», в ~90 км от Екатеринбурга.

Завод начал работу совсем недавно, в декабре 2024 г. В этом выпуске посмотрим, как там всё устроено, и разберём некоторые интересные аспекты в производстве пластинок.

***

До 2022 г. на виниле российские артисты чаще всего издавались за рубежом (плюс — в Москве, на заводе «Ультра Продакшн», который работает с 2014 г.). Усиление геополитических разногласий усложнило этот процесс — с одной стороны, а с другой — открыло окно возможностей для создания нового производства внутри страны. Им воспользовались основатели Muzilla Production.

Основной костяк заказчиков сейчас — это непосредственно музыкальные коллективы, то есть завод фактически работает по принципу OEM (Original Equipment Manufacturer; распространённая в аудио практика, которую мы обсуждали и на примере аудиокассет, и на примере хэдфая).

Цена вопроса: 214 тыс. руб. за тираж в 100 пластинок с полиграфией в комплекте, без полиграфии — 160 тыс. руб. Заказы на менее чем 100 экземпляров не принимаются, так как это «экономически нецелесообразно». Полный цикл производства тиража — от 30 до 60 календарных дней с момента обращения клиента.

Но есть нюанс: помимо, собственно, готового музыкального материала, заказчик должен подтвердить, что он владеет авторскими или смежными правами на музыку. Второй нюанс: фонограмма должна соответствовать техническим параметрам, другими словами — должен быть сделан специальный мастеринг (об этом подробно поговорим дальше).

Аудитория [винила] — те, кто раньше на Горбушке или на Шувакише покупали и меняли пластинки. Одни собирают свои коллекции по всему миру, другие просто хотят пластинку любимой группы. Кроме того, современная поп-культура рекламирует винил, это тиражируется через фильмы и соцсети. Поэтому запрос на покупку пластинок есть и у молодежи, — объясняет Екатерина Супруненко, специалист по PR и маркетингу Muzilla Production.

Развитие компании разделено на этапы: на первом, который уже завершён, команда запустила производственную линию Allegro II — это самый современный станок, существующий в этой линейке.

Производственная линия Allegro II
Производственная линия Allegro II

На втором этапе планируется открыть собственный цех по созданию матриц — это мастер-диски, с которых делают оттиски на виниловую массу (сейчас завод закупает их у компании-партнёра из-за рубежа). На третьем этапе задумано кратно увеличить количество выпуска пластинок, открыв дополнительные производственные линии.

Техническое отступление

Прежде чем идти дальше, необходимо техническое отступление о мастер-дисках и подготовке фонограмм для его записи.

Итак, матрица (или мастер-диск) — это зеркальный слепок лакового диска. Лаковый диск — самый первый этап в производстве виниловых пластинок. Его изготавливают на вертикальном токарном станке. После относят в гальванический цех, где покрывают водным раствором серебра и укладывают в гальваническую ванну. Здесь, под током высокой плотности, долгое время в разных режимах на него слой за слоем насаждают никель. Далее лаковый диск отделяют от никелевого слоя — так получается матрица (то есть это негатив лакового диска). В ней пробивают центральное технологическое отверстие и делают отгибку краев, чтобы можно было установить её на пресс-формы.

Мастер-диск
Мастер-диск

О подготовке фонограммы (мастеринге) и создании мастер-дисков несколько лет назад на ютуб-канале «Студия 601+» подробно рассказывал Станислав Семёнов, звукорежиссер, мастеринг-инженер компании «Ультра Продакшн». Передадим ему слово:

— Сначала я получаю материал: цифровой или аналоговый. Это может быть что угодно — файл или носитель: аналоговая плёнка, цифровая плёнка, минидиск, кассета. Первый этап — оценка. Самая главная причина, по которой материал может быть непригодным для виниловой пластинки, это так называемый современный мастеринг. Очень громкие, перекомпрессированные фонограммы не подойдут.

Для винила пиковые значения VU-метра аналогового звука соответствуют примерно -14 Дб в цифровом формате. Если материал соответствует этим показателям RMS, то он годится. Максимально завышенным он может быть до -10 Дб, дальше уже — брак. В «цифре» сейчас делают -6-7 Дб, это очень громко.

«Громкий» материал звучит некачественно на виниле: начнём с того, что запись на винил — механическая. Игла, которая за счёт колебаний нарезает звуковую дорожку, неадекватно себя ведёт в частотном плане, начинаются искажения в ВЧ и СЧ. Плюс появляются ограничения в уровне громкости. Как ни странно: вроде бы громкий файл, но чтобы его качественно записать, его придётся сделать очень тихим. При этом высокий уровень RMS мешает передать динамический диапазон музыки.
Станок для записи лакового диска
Станок для записи лакового диска

Из-за того, что катушки нарезающей головки и катушки воспроизводящей головки в проигрывателе имеет физические ограничения, система на может выдержать весь частотный диапазон фонограммы, поэтому при нарезке музыки на пластинку эта фонограмма корректируется. Потом, при воспроизведении, она обратно восстанавливается фонокорректором. При записи низы и часть верха заваливаются, а при воспроизведении поднимаются — чтобы иголка не вылетала из канавки. С 1970-х гг. стандартом стала система коррекции RIAA.

Стандартом частотного диапазона виниловой пластинки считается 20 Гц — 20 кГц, однако, по-первых, так было не всегда. Всё зависит от записывающей иглы: устаревшие модификации поддерживали запись только до 17 кГц.

Во-вторых, есть и другие технические ограничения. Например, искажение верхнечастотного диапазона. Оно происходит по мере приближения иглы к центру пластинки. Это уже физика (диаметр канавок к центру уменьшается, из-за этого падает скорость воспроизведения).

Музыку с более узким частотным диапазоном нередко специально ставят ближе к краю «яблока». Я всегда рекомендую более тихие по громкости песни или менее насыщенные по ВЧ располагать именно к концу стороны. С 15-й минуты начинается падение от 6 кГц и выше — с сильным шлейфом.

Чтобы его скомпенсировать, применяется эквалайзер. В процессе записи лакового диска я поднимаю уровень на частоте 15 кГц на +3+4 Дб. То есть в начале пластинки это нуль, затем постепенно добавляю ВЧ, чтобы фонограмма не становилась совсем мутной. С этим надо аккуратно, если переборщить — начнутся искажения.

Поэтому и существуют нормативы по длительности стороны. Если мы говорим про лонгплей 12", то рекомендуемая длина стороны — 18 минут, чтобы не было критичного падения по уровню ВЧ и громкости. «Потолок» — 28 минут. Длительность регулируется шагом нарезки, то есть расстоянием между дорожками. В тихих местах дорожка уже, в громких — расстояние увеличивается.

Ещё один щепетильный момент — низкие частоты, которые очень критичны для винила. Всё, что ниже 20 Гц, необходимо срезать. А с 20 до 360 Гц — сжать в моно.
Чтобы при воспроизведении игла не вылетала с дорожки, приходится сужать стерео-панораму, обрезать низ и саб-низ. ВЧ выше 20 кГц тоже срезаются.
Также применяется компрессор для динамической обработки. Джазовые фонограммы, например, обладают широким динамическим диапазоном, для винила его нужно поджать (максимум до 70 дБ). То же и в классике.

Итоговое качество звучания пластинки зависит от мастеринга, который должен учитывать все физические ограничения носителя, и от грамотного переноса фонограммы на лаковый диск.

Возвращаемся в «Музиллу»

Теперь, когда мы прояснили матчасть, можем переходить непосредственно к производству.

Рассказывает Артем Тупик, директор Muzilla Production:

— Пластинки делаются из ПВХ-сырья. Для этого Muzilla использует итальянскую крошку ПВХ, пробовали другие — не то. Крошка может быть разных оттенков. Когда заказчик просит пластинку определенного цвета, за рубежом прибегают к услугам колористов. В России таких специалистов нет, работники предприятия всё делают путем экспериментов. Таким образом мы научились делать разные эффекты, например «дымка» или «градиент».
Артем Тупик демонстрирует «цветную» пластинку
Артем Тупик демонстрирует «цветную» пластинку

В начале производственного цикла «пятаки» (этикетки на пластинки) необходимо поместить в специальные печи, где при температуре от 110 до 130 градусов они сушатся, чтобы потом качественно впечататься в пластинку.

Печь для просушки «пятаков»
Печь для просушки «пятаков»
Крошка ПВХ засыпается в резервуар, загружается в бак-накопитель и потом подается по экструдеру, который уже настроен на определенную температуру. Здесь происходит формирование «шайбы» из крошки ПВХ, откуда она забирается вакуумом и уходит под пресс.

Как это происходит, вы можете увидеть в телеграм-канале druzhinin audio (подпишитесь, если ещё не).

Пресс для формирования пластинки
Пресс для формирования пластинки

Из «шайбы» под давлением снизу и сверху матрицей выдавливается пластинка. Матрица выдерживает в среднем 500 нажатий. Готовый диск «лапой» переносится на обрезную платформу, там из заготовки делается ровный круг. В минуту машина может производить две пластинки, в час — до 120, в месяц — до 50 тыс. штук.

Готовые пластинки после обрезки в станке
Готовые пластинки после обрезки в станке

На заводе есть комната для прослушивания. Её используют, чтобы проверить качество звука только что выпущенных пластинок.

После того как мы отслушали первую пластинку, мы принимаем решение, будем ли печатать тираж дальше. При положительном заключении в последующем мы отслушиваем только каждую десятую пластинку в тираже. Готовая продукция раскладывается на спицы и остывает в течение 24 часов.
Комната прослушивания
Комната прослушивания

После того как всё это остыло, каждую пластинку проверяет отдел контроля качества (визуальный осмотр). Затем пластинки упаковываются в конверты, термоусадочную пленку и готовятся к отправке.

(c) druzhinin audio
(c) druzhinin audio

Напишите в комментариях, слушаете ли вы виниловые пластинки и есть ли в вашей фонотеке первые релизы, выпущенные на «Музилле»?

Ну, а мне осталось напомнить, что комьюнити druzhinin audio традиционно выступает медиапартнёром Hi-Fi & High End Show. Читайте наш репортаж с выставки, которая недавно прошла в Екатеринбурге:

А этот выпуск является коллаборацией с другим медиапартнёром выставки, сетевым изданием DK.RU. При подготовке использованы текстовые и визуальные материалы Татьяны Юстус, за что ей большой респект!

***

Всем хорошего звука!

Медиапроекты druzhinin audio: сайт | Дзен | Telegram | рекорд-лейбл Lost Tapes