3,4K подписчиков

Аудиофильские пластинки Mobile Fidelity оказались «цифровыми»

2,2K прочитали

Выпуск номер «двенадцать с половиной». Печальный день в жизни аналого-филов и цифро-хейтеров. Мир уже не будет таким, как прежде :)

Блогер duboweek из Канады обратил внимание на скандал с лейблом Mobile Fidelity Sound Lab (MFSL или MoFi), который разгорается в англоязычном аудиофильском комьюнити. Об этом он записал подробное видео на русском языке, поэтому повторяться особенно не буду. Расскажу лишь в двух словах: оказалось, что в течение последних нескольких лет MoFi использует при выпуске своих виниловых пластинок некий «цифровой этап».

Выпуск номер «двенадцать с половиной». Печальный день в жизни аналого-филов и цифро-хейтеров.

А продукция-то воспринимается потребителями как «AAA» — эта аббревиатура общепринята в аудио и обозначает, что каждый из этапов подготовки фонограммы (запись, мастеринг и, собственно, перенос на носитель) произведены в аналоговом домене. То есть литера «A» обозначает analog. Возможны и другие вариации, например, «AAD» или «ADD», где литера «D» говорит об осуществлении того или иного этапа с помощью цифровых инструментов (digital). Однако на самих пластинках лейбла никакие подобные обозначения вообще не приводятся, но всегда считалось, что их продукция строго «AAA».

Масло в огонь подлил и сам MoFi, признав наличие этого «цифрового этапа». Их инженеры, правда, оговорились, что используют DXD 24 bit 352.8 kHz (то есть стандартный LPCM-поток, как у CD или DVD-Audio, но с более высоким разрешением), мол, никаких потерь. Какой именно этап проходит в цифре — они не раскрыли. Вот тут подгорело уже у аналого-филов и цифро-хейтеров. Много лет их водили за нос, а они-то думали что слушают настоящий аналоговый звук! Одним словом, маркетинг — и ничего личного.

Как это отразится на продажах и стоимости продукции MoFi — увидим. Но то, что капитализация многих коллекций вмиг пошла на спад, факт неоспоримый.

Теперь несколько моих мыслей. Во-первых, было бы наивным полагать, что в 2022 году лейблы продолжают выпускать продукцию в чистом аналоге. MoFi, как мы знаем, славятся своими переизданиями альбомов второй половины XX века. ОК, мастер-лентам по 40-50 лет: в каком состоянии они дошли до наших дней? А альбомы второй половины 80-х и 90-х гг.: мы уверены, что они полностью аналоговые? Или вот такой вопрос: лейблы-правообладатели, которые передают MoFi права на издание альбомов из их каталогов, в каком виде передают сами фонограммы — мастер-катушки по почте пересылают или кидают в облако файл с оцифровкой в DXD 24 bit 352.8 kHz?

Да и кто станет заморачиваться с аналоговой реставрацией и мастерингом? Все-таки я считаю, что в цифровом домене для этого больше возможностей. Другими словами, на деле пластинки MoFi являются, скорее всего, «ADD». Потому что, если реставрация и мастеринг сделаны в цифре, никто не будет перегонять фонограмму снова на ленту, чтобы с неё нарезать мастер-диск для печати пластинок.

Как бы то ни было, всей правды мы вряд ли узнаем, но к так называемым мастер-лентам, действительно, много вопросов (например, как в случае издания группы Space). Маркетологи вообще очень любят апеллировать к Master Tape, причем даже российские лейблы (один такой случай я уже описывал в своем блоге). А кто-то даже делает бизнес на якобы копиях с мастер-лент.

Кстати, голландский лейбл STS Analog, издающий музыку на катушках (две дорожки, 38 скорость), несколько лет назад зашкварился ровно тем же образом, что сейчас MoFi. Ни добавить, ни прибавить. Эта история в своём пике прошла мимо меня. Но у меня случилось собственное разоблачение. Однажды я записывал одну из катушек STS на аудиокассету, а параллельно решил сделать дубль на минидиск — и очень удивился, когда минидисковик автоматически расставил все паузы между треками. Вообще-то эта функция работает только при копировании с CD — на «цифровой тишине» в паузах. Позднее на одном из форумов бывший российский дистрибутор STS подтвердил, что все их катушки записаны из так называемых «цифровых мастеров».

Можно поинтересоваться еще у самих заводов, которые принимают заказы на выпуск виниловых пластинок: какие фонограммы они берут в работу? Для одного проекта лет пять назад я такие запросы делал — на российский завод и на завод в Европе. Никаких аналоговых лент они не принимали, только цифру — LPCM 16 bit 44.1-48 kHz или mp3 320 kbps (!). Лично для меня в тот момент все вопросы по отношению к современному винилу отпали.

И в заключение. Сегодня стало нормой: когда выходит очередное переиздание какой-нибудь рок-классики (и не только) на виниле, то параллельно в магазинах типа HDtracks или стриминге уровня Qobuz появляются хайрезы 24 bit 96-192 kHz — ни у кого никаких вопросов не возникает?

Ну, а любители настоящего аналогового звука, скупающие винил от MoFi, что же вы раньше не расслушали цифровую природу этих пластинок? Или всё устраивало, пока вам не раскрыли правду? :)

ПС. Мое отношение к MoFi не изменилось. Я как не покупал их пластинки, так и не планирую это делать в будущем. А вот некоторые издания на CD у них очень любопытные.

***

Хочу порекомендовать канал своего друга и коллеги Георгия Трунова — «ВЕК МУЗЫКИ»: в YouTube и Telergam. Также в телеграме он ведёт паблик «ЛЕНТА и ВИНИЛ». Как и я, Георгий представляет свой субъективный взгляд на аудио и музыку. Без шапкозакидательства, проповедничества и менторства — чем, конечно, очень импонирует.

***

Всем хорошего звука! До новых встреч.

Электронная почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru

Читайте также: CD vs. Qobuz vs. Deezer — есть ли разница в качестве? Слушаем и сравниваем семь вариантов нетленки The Prodigy. К 25-летию выхода альбома «The Fat Of The Land».