Первая картина А. П. Размарицына (1844-1916) «Панихида», с которой он выступил на XI выставке передвижников, вызвала живейший отклик русской художественной общественности. Члены Товарищества передвижных художественных выставок дружно приветствовали в нем художника-реалиста, родственного им по своим идейно-художественным устремлениям. Успех был тем более знаменательным, если учесть, что автор был никому не известным человеком и художественного образования не получил. Его первое произведение рекомендовал талантливый художник Н. Д. Кузнецов.
В своей биографической записке, написанной по случаю присуждения ему почетного звания академика, Размарицын сообщает, что он воспитывался в гимназии и до тридцати лет серьезно искусством не занимался, работая чиновником гражданской службы. Кто-то увидел два его карандашных портрета и посоветовал учиться. Захватив рисунки, он отправился в Дюссельдорф. По словам художника, на эти работы обратили внимание профессора, и он был принят в Дюссельдорфскую Академию художеств в последний класс профессора фон Гебгардта.
В Дюссельдорфе Размарицын находился три года, однако сам он утверждает, что учился в Академии всего один месяц, затем работал некоторое время самостоятельно, а остальное время болел. То обстоятельство, что художник очень мало учился и достиг больших результатов в искусстве, было предметом его постоянной гордости, и он всегда это подчеркивал с такой настойчивостью, что поневоле закрадывается сомнение в искренности этого утверждения. С настроением человека, несправедливо обиженного судьбой, он также часто говорил о своей болезненности, о том, что все свои произведения писал в «свободное от болезни время». Последнее обстоятельство до некоторой степени объясняет его, в сущности, очень небольшую продуктивность и редкое участие на выставках. Тем более поразительна в этом постоянно больном художнике удивительная требовательность к своему творчеству, позволявшая ему выпускать из мастерской лишь тщательно продуманные и самым добросовестным образом написанные произведения.
Жил Размарицын один, частным образом давая уроки рисования, много путешествовал, сочетая художественные цели с лечебными. Однако ни одного сколько-нибудь выдающегося художника среди его учеников мы не встречаем. Чаще всего это были сыновья и дочери богатых людей, которые вовсе и не думали всерьез заниматься искусством.
Решение того или иного художественного образа давалось Размарицыну ценой большого душевного напряжения и обычно выкристаллизовывалось постепенно, от одного варианта к другому, путем постоянного композиционного совершенствования и усиления выразительности.
На небольшом холсте «Панихида» (1882) изображена группа людей, слушающих священника у сиротливой могилки на запущенном сельском кладбище. Здесь собраны старики, женщины и дети: отставной служака, уже глухой и дряхлый; нянька с ребятишками; немощная старуха, присевшая на чью-то могилку; играющая на земле девочка.
Панихида заказана стоящим впереди офицером в накидке, очевидно, по умершим в его отсутствие родителям. Он резко выделяется из остальной массы сельских жителей аристократизмом и добротной одеждой.
Композиционное решение усиливает настроение тоскливой отчужденности, которым проникнута вся картина. Уголок сельского кладбища, облупившаяся от дождя и ветра мазанка (какие обычно строят в южной степной полосе), безрадостная осенняя природа, далекий пустынный горизонт и тяжелые тучи на небе – все навевает грустные, тяжелые думы.
Раздумье художника о людях, об их судьбах, об общей неустроенности жизни передается зрителю и составляет тот понятный подтекст, который не мог не затрагивать и не волновать человека, хоть в какой-то мере проникшегося стремлением к добру и справедливости на земле.
П. М. Третьяков приобрел картину, что дало возможность Размарицыну совершить новую заграничную поездку. На этот раз он посетил Париж.
По возвращении в Россию художник написал однофигурную композицию «Дачный сторож. Николаевский солдат». На художественном конкурсе в Обществе поощрения художеств это произведение было признано лучшим среди жанровых картин, и автору была присуждена вторая премия (первая премия осталась не присужденной).
Рецензент газеты «Биржевые новости» в мартовском номере 1895 года отмечает интересный выбор модели – яркий по своей выразительности тип, а также тщательное живописное исполнение.
В последующих произведениях круг интересов Размарицына меняется. В картинах «У клавикордов» и «Музыкант» (местонахождение неизвестно) художника увлекали психологические и поэтические мотивы. Большую поддержку Размарицын оказал И. П. Похитонову. Поддержал он и решение одесских художников учредить Товарищество южнорусских художников.
Картины Размарицына конца 1890-х и начала 1900-х годов еще напоминали о высоком искусстве как результате огромного напряжения духовных и физических сил художника. Размарицын отличался исключительным постоянством симпатий и последовательностью убеждений. Свои картины он постоянно выставлял только у передвижников и на выставках Товарищества южнорусских художников. В 1908 году он был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. В 1910 году ему было присвоено почетное звание академика. В последние годы он писал пейзажи, портреты, пробовал свои силы как анималист.
Особое место в творчестве художника занимали картины исторического характера («В нижнем окружном суда»). В них он удачно воссоздает провинциальный быт России эпохи Гоголя.
Последний раз Размарицын участвовал на выставке Товарищества южнорусских художников осенью 1916 года. Старый художник выставил миниатюрную картину «Охотники». Она была написана правдиво и уверенно, в приятных, спокойных тонах.
После 1916 года произведения Размарицына не появляются на выставках, и само имя художника исчезает из материалов Товарищества южнорусских художников. По сведениям одесских старожилов, престарелый и одинокий художник перебрался в Черниговскую губернию к сестре, где вскоре и умер.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
🫶 Поддержка канала.