Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Афанасий Прокофьевич Размарицын и его удивительная требовательность к своему творчеству

Первая картина А. П. Размарицына (1844-1916) «Панихида», с которой он выступил на XI выставке передвижников, вызвала живейший отклик русской художественной общественности. Члены Товарищества передвижных художественных выставок дружно приветствовали в нем художника-реалиста, родственного им по своим идейно-художественным устремлениям. Успех был тем более знаменательным, если учесть, что автор был никому не известным человеком и художественного образования не получил. Его первое произведение рекомендовал талантливый художник Н. Д. Кузнецов.

В своей биографической записке, написанной по случаю присуждения ему почетного звания академика, Размарицын сообщает, что он воспитывался в гимназии и до тридцати лет серьезно искусством не занимался, работая чиновником гражданской службы. Кто-то увидел два его карандашных портрета и посоветовал учиться. Захватив рисунки, он отправился в Дюссельдорф. По словам художника, на эти работы обратили внимание профессора, и он был принят в Дюссельдорфскую Академию художеств в последний класс профессора фон Гебгардта.

"Городничий на базаре", 1906, холст, масло
"Городничий на базаре", 1906, холст, масло

Фрагмент картины
Фрагмент картины

В Дюссельдорфе Размарицын находился три года, однако сам он утверждает, что учился в Академии всего один месяц, затем работал некоторое время самостоятельно, а остальное время болел. То обстоятельство, что художник очень мало учился и достиг больших результатов в искусстве, было предметом его постоянной гордости, и он всегда это подчеркивал с такой настойчивостью, что поневоле закрадывается сомнение в искренности этого утверждения. С настроением человека, несправедливо обиженного судьбой, он также часто говорил о своей болезненности, о том, что все свои произведения писал в «свободное от болезни время». Последнее обстоятельство до некоторой степени объясняет его, в сущности, очень небольшую продуктивность и редкое участие на выставках. Тем более поразительна в этом постоянно больном художнике удивительная требовательность к своему творчеству, позволявшая ему выпускать из мастерской лишь тщательно продуманные и самым добросовестным образом написанные произведения.

Жил Размарицын один, частным образом давая уроки рисования, много путешествовал, сочетая художественные цели с лечебными. Однако ни одного сколько-нибудь выдающегося художника среди его учеников мы не встречаем. Чаще всего это были сыновья и дочери богатых людей, которые вовсе и не думали всерьез заниматься искусством.

«За карточной игрой», 1880-е,
«За карточной игрой», 1880-е,

Решение того или иного художественного образа давалось Размарицыну ценой большого душевного напряжения и обычно выкристаллизовывалось постепенно, от одного варианта к другому, путем постоянного композиционного совершенствования и усиления выразительности.

«Панихида» (1882), холст, масло, 44 х 74 cм, Третьяковская галерея
«Панихида» (1882), холст, масло, 44 х 74 cм, Третьяковская галерея

На небольшом холсте «Панихида» (1882) изображена группа людей, слушающих священника у сиротливой могилки на запущенном сельском кладбище. Здесь собраны старики, женщины и дети: отставной служака, уже глухой и дряхлый; нянька с ребятишками; немощная старуха, присевшая на чью-то могилку; играющая на земле девочка.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Панихида заказана стоящим впереди офицером в накидке, очевидно, по умершим в его отсутствие родителям. Он резко выделяется из остальной массы сельских жителей аристократизмом и добротной одеждой.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Композиционное решение усиливает настроение тоскливой отчужденности, которым проникнута вся картина. Уголок сельского кладбища, облупившаяся от дождя и ветра мазанка (какие обычно строят в южной степной полосе), безрадостная осенняя природа, далекий пустынный горизонт и тяжелые тучи на небе – все навевает грустные, тяжелые думы.

Раздумье художника о людях, об их судьбах, об общей неустроенности жизни передается зрителю и составляет тот понятный подтекст, который не мог не затрагивать и не волновать человека, хоть в какой-то мере проникшегося стремлением к добру и справедливости на земле.

П. М. Третьяков приобрел картину, что дало возможность Размарицыну совершить новую заграничную поездку. На этот раз он посетил Париж.

«Дачный сторож. Николаевский солдат», 1885 Дерево, масло. 31 x 25 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
«Дачный сторож. Николаевский солдат», 1885 Дерево, масло. 31 x 25 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

По возвращении в Россию художник написал однофигурную композицию «Дачный сторож. Николаевский солдат». На художественном конкурсе в Обществе поощрения художеств это произведение было признано лучшим среди жанровых картин, и автору была присуждена вторая премия (первая премия осталась не присужденной).

Рецензент газеты «Биржевые новости» в мартовском номере 1895 года отмечает интересный выбор модели – яркий по своей выразительности тип, а также тщательное живописное исполнение.

В последующих произведениях круг интересов Размарицына меняется. В картинах «У клавикордов» и «Музыкант» (местонахождение неизвестно) художника увлекали психологические и поэтические мотивы. Большую поддержку Размарицын оказал И. П. Похитонову. Поддержал он и решение одесских художников учредить Товарищество южнорусских художников.

"Женская головка"
"Женская головка"

Картины Размарицына конца 1890-х и начала 1900-х годов еще напоминали о высоком искусстве как результате огромного напряжения духовных и физических сил художника. Размарицын отличался исключительным постоянством симпатий и последовательностью убеждений. Свои картины он постоянно выставлял только у передвижников и на выставках Товарищества южнорусских художников. В 1908 году он был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. В 1910 году ему было присвоено почетное звание академика. В последние годы он писал пейзажи, портреты, пробовал свои силы как анималист.

Афанасий Размарицын: В нижнем окружном суде (в 1840-е годы), 1912, холст, масло Белорусский национальный художественный музей  
Афанасий Размарицын: В нижнем окружном суде (в 1840-е годы), 1912, холст, масло Белорусский национальный художественный музей  

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Особое место в творчестве художника занимали картины исторического характера («В нижнем окружном суда»). В них он удачно воссоздает провинциальный быт России эпохи Гоголя.

«Охотники», 1900-е
«Охотники», 1900-е

Последний раз Размарицын участвовал на выставке Товарищества южнорусских художников осенью 1916 года. Старый художник выставил миниатюрную картину «Охотники». Она была написана правдиво и уверенно, в приятных, спокойных тонах.

"Проводы", до 1916, эскиз
"Проводы", до 1916, эскиз

После 1916 года произведения Размарицына не появляются на выставках, и само имя художника исчезает из материалов Товарищества южнорусских художников. По сведениям одесских старожилов, престарелый и одинокий художник перебрался в Черниговскую губернию к сестре, где вскоре и умер.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

🫶 Поддержка канала.