Николай Дмитриевич Кузнецов (1850, Степановка, Херсонская губерния — 1929, Сараево) — русский живописец, портретист и жанрист.
В конце XIX века правдивые и жизнерадостные жанровые картины, прекрасные портреты деятелей русской культуры, лирические солнечные пейзажи Кузнецова вызывали восхищение современников.
Николай Дмитриевич родился в 1850 году в семье дворян-помещиков Херсонской губернии. Окончив гимназию в Одессе, он возвратился домой и прожил в имении, почти безвыездно, до двадцати четырех лет.
Отец, бывший гусарский офицер, мечтал о карьере военного для своего сына, однако у Кузнецова рано проявились художественные способности. Склонность сына к искусству поощряла мать. Кузнецов в 1876 году уезжает в Петербург, чтобы поступить в гвардейский уланский полк. Но, неожиданно для родных, он становится не офицером, а учеником Академии художеств.
Занятия начались очень успешно, но Кузнецов часто покидал Академию, подолгу живя дома, в имении, где также занимался живописью. В общей сложности Кузнецов пробыл в Академии всего три зимы, да и то по два-три месяца. За это время он получил три серебряных медали, освоив вполне технику рисунка, которая впоследствии стала одной из сильнейших сторон его искусства. В 1879 году Кузнецов бросил Академию, которая, скорее всего, больше ничего не могла дать для развития его дарования.
Вскоре после этого Кузнецов поехал за границу. В Париже он познакомился с работами талантливого русского пейзажиста И.П.Похитонова, тонкого и своеобразного художника, у которого он также, по его словам, "кое-чему научился".
Три работы, появившиеся на IX выставке передвижников, на которую Кузнецов был принят экспонентом, - "Объезд владений", "В праздник" и "Мальчик. Портрет Бориса Николаевича Дерягина", принесли ему успех. В печати появились одобрительные отзывы. Дебют Кузнецова приветствовал И.Н.Крамской, назвавший его и начинавшего тогда В.И.Сурикова "талантами первого разряда".
В картине "Объезд владений" изображена повседневная сцена - помещик, объезжая свои владения, увидел мужика с ружьём и собакой. Судя по всему, крестьянин охотился в угодьях помещика. Об этом говорит и его испуганная поза, и гневный жест помещика. Для большей чёткости замысла художник прибегает к аллегории: собака крестьянина трусливо повалилась на спину перед великолепным псом помещика. Кузнецов изображает обширные владения помещика и породистого коня, четким силуэтом рисующегося на фоне голубого неба, выразительно показывает удобную летнюю одежду барина и его легкую красивую коляску. Помещику противопоставлен крестьянин здоровый и сильный, но беспомощный и жалкий в своей униженности. Оригинальна композиция молодого художника - крестьянин стоит лицом к зрителю, помещик изображен со спины. Это даёт возможность хорошо рассмотреть растерянное лицо мужика. В цветовом решении Кузнецов тонко передаёт теплый свет летнего тихого утра, спокойное голубое небо и свежую зелень травы. Более активно художник берет в цвете центральную группу, выделяя её из мягких гармоничных сочетаний пейзажа яркими пятнами красного, белого и чёрного, акцентируя главное в картине. Художник делает это настолько тактично, что картина не теряет цветового единства. Эта первая работа Кузнецова говорила о больших творческих возможностях начинающего художника.
"Мальчик. Портрет Бориса Николаевича Дерягина" был также очень хорошо встречен и зрителями, и художниками, и критикой. Особенно восхищались художники - они восторженно отзывались о рисунке, о колорите, о живописи, но главное достоинство видели в точной и живой передаче натуры.
Все три работы молодого художника были куплены П.М.Третьяковым для его галереи.
Кузнецов входит в число художников, группировавшихся вокруг Третьякова, становится участником кружка С.И.Мамонтова, часто посещает Абрамцево и подолгу гостит там. Жизнерадостный, веселый, обладающий огромной физической силой и здоровьем, он носил с собой повсюду частицу южного солнца и тепла. К этому периоду относится начало дружбы с И.Е.Репиным, В.М.Васнецовым, В.Д.Поленовым и другими.
Особенно сблизился Кузнецов с Поленовым. Живопись Поленова, полная света и воздуха, увлекла многих молодых живописцев. К его направлению примкнул и Кузнецов.
В 1882 году Кузнецов создал одно из лучших своих произведений - картину "В отпуску", в которой пытается передать солнце, воздух, пространство так, как это понимали художники-пленэристы.
Как всегда у Кузнецова, это небольшая по размерам вещь жанрового характера очень проста по сюжету. Два верховых охотника - барин-офицер, приехавший в отпуск, и крестьянин остановились передохнуть после удачной охоты. Темпераментно и ярко дает Кузнецов характеристики людей - крепкого, красивого офицера, плотно сидящего на лошади, и легкую непринужденность позы закуривающего крестьянина. Эта несложная по замыслу картина необычайно привлекательна прекрасно переданным состоянием солнечного, нежаркого осеннего дня, чистотою прозрачного воздуха, свежестью, бодростью, радостью жизни.
Искусствовед И.А.Быховская особенно отмечает хорошую композицию, обращает внимание на то, как Кузнецов "доводит до совершенства приём сопоставления больших пространств и маленькой компактной группы в центре холста". На полотне художник создаёт впечатление огромных просторов. В этом помогает низкий горизонт и хорошо переданная глубина пространства. Очень хорошо передан золотой свет осеннего солнца, неподвижность чистого, прозрачного воздуха. В.В.Верещагин считал эту работу по мастерству исполнения лучшей на выставке после репинского "Крестного хода". К его мнению присоединились В.В.Стасов, П.М.Третьяков и многие другие. Картина закрепила за Кузнецовым славу талантливого художника. На XI выставке он был избран членом Товарищества передвижников.
80-е годы были наиболее плодотворными в творчестве Кузнецова, он пишет и жанры, и пейзажи, и портреты, поражая всех быстротой развития своего дарования.
В эти годы он создал несколько жанровых картин. Наиболее значительны "На заработки", "На сенокос" и "Мировой посредник".
Одновременно исполняет несколько картин, проникнутых тонким юмором: "Старый помещик", "Прогулка за городом", "В своём саду".
Интерес к пленэрной живописи, захвативший Кузнецова, привёл к появлению в его творчестве пейзажа. В 1886 году художник исполнил два пейзажа с элементами жанра - "Сад в цвету" и "Уголок сада".
Наряду с жанром и пейзажем на выставках появились превосходные портреты кисти Кузнецова. Наиболее интересными в 80-е годы были портреты Репина и Мечникова.
Портрет Репина замечателен прежде всего большим сходством с оригиналом. Кузнецов часто встречался с Репиным. Репин не раз использовал его характерное лицо и атлетическую фигуру для своих работ. С Кузнецова Репин писал одного из казаков в картине "Запорожцы", палача в картине "Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных в городе Мирах-Ликийских", сатану в картине "Искушение Христа".
Подолгу позируя, Кузнецов имел возможность хорошо узнать его как человека и создать один из наиболее правдивых портретов великого мастера.
В 1887 году на XV выставке передвижников Кузнецов показал одну из самых лучших своих работ - портрет жены, Анны Григорьевны, названный художником "Ключница", исключительный по живости и выразительности образа.
Молодая женщина, полная и крепкая, изображена почти во весь рост. Скромное домашнее платье и связка ключей представляют её как хозяйку большого помещичьего дома. Упираясь одной рукой вбок, она открыто смотрит на зрителя, приветливо и задорно улыбаясь. Её лицо привлекательно живым взглядом темных глаз и здоровым румянцем женщины в расцвете сил. Обаяние образа во многом зависит от удачно найденной позы и от тонко продуманного цветового решения. Серое платье, черный передник и приглушенные холодные тона интерьера подчеркивают смуглую свежесть кожи. Один из критиков писал: "Его "Ключница" чуть не движется и не говорит..." Этот портрет был куплен Третьяковым.
Лучшими работами Кузнецова начала 90-х годов можно назвать картины "Стадо свиней" и "После обеда". Картина "Стадо свиней" очень небольшая по размерам, поражает умело переданным огромным пространством степи. Настроением тихого солнечного дня, чистого степного воздуха проникнуто это небольшое полотно.
Чувством радости и довольства полна маленькая жанровая картина "После обеда" - одно из лучших произведений Кузнецова. Две девушки и мужчина расположились в непринужденных позах на террасе, весело беседуя и смеясь. Жизнерадостное настроение, которым дышит эта маленькая вещь, во многом обусловлено светлой гаммой красок, сочной и свежей живописью.
В период расцвета творческих сил, художника неожиданно постигло большое несчастье, отразившееся на его искусстве, лишившее его возможности плодотворно работать. Кузнецов увлекался поднятием тяжестей. Однажды, желая испытать свою силу, он надорвался, растянул коленные связки так сильно, что несколько лет почти не мог двигаться. Эти годы Кузнецов прожил безвыездно у себя в деревне. Писал сидя. Он почти не мог работать, так как привык писать стоя. Оправившись после заболевания, Кузнецов уже никогда не писал жизнерадостных картин. Лучшие его работы 90-х годов - это портреты деятелей русской культуры. Среди них наиболее значительны портрет В.М.Васнецова,
портрет академика-зоолога А.О.Ковалевского - прекрасный портрет учёного, написанный со смелым использованием контрастов света и тени, затем портреты композитора Э.Ф.Направника,
Ф.И.Шаляпина, несколько портретов дочери Марии Кузнецовой-Бенуа, певицы императорских театров,
и наконец лучший среди портретов работы Кузнецова, портрет П.И.Чайковского. Он был исполнен в 1893 году, незадолго до смерти композитора, в период создания одного из самых его значительных произведений - 6-й симфонии. Портрет Чайковского был написан в Одессе. Кузнецов писал его за кулисами в Театре оперы.
Чайковский изображен стоящим у стола с нотами, на который он тяжело опирается рукой, как бы превозмогая сильную усталость. Выступающее из темноты ярко освещенное лицо поражает силой выразительности. Высокий лоб, пристальный напряженный взгляд, сведенные брови, плотно сжатые пальцы тонкой руки создают образ замкнутого, страдающего, но сильного, мыслящего человека.
В 1900 году Кузнецову было присвоено звание академика. В 1895 году он был приглашен профессором-руководителем одной из мастерских Академии. В марте 1897 года Кузнецов уволился из Академии, почувствовав, что изменить Академию, освежить её невозможно. Он уехал в Одессу, где построил дом с мастерской. Он часто уезжает за границу, становится коллекционером. Кузнецов - один из учредителей и участников выставок Товарищества южнорусских художников.
Среди работ позднего периода наиболее интересна картина "Сбор винограда", 1907 года. К этому периоду относится несколько хороших портретов, среди них "Портрет певицы Медеи Фигнер".
Картины этих лет свидетельствуют о том, что Кузнецов остался верен реалистическим традициям и в портрете, и в пейзаже, оставаясь прекрасным мастером композиции, рисунка и колорита.