Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

Строгость и жестокость к ребенку: в чем разница? 4 ключевых отличия

«Мы просто его воспитываем, растим из него человека!», «Сейчас все такие нежные стали, а как же дисциплина?»… Многие родители путают здоровую строгость и прививание дисциплины с жестокостью по отношению к ребенку. В итоге за «хорошим воспитанием» маскируются дисфункциональные методы воздействия, которые негативно сказываются на психоэмоциональном и поведенческом развитии ребенка, разрушают основы его личности, приводят к долгосрочным ментальным нарушениям — и при всем этом не дают желаемого эффекта «научения дисциплине». Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет, в чем ключевые отличия дисциплины от жестокости, — и к каким последствиям приводит подмена понятий. Прежде всего дисциплинарные меры и жестокое обращение с ребенком отличаются своим целеполаганием. Дисциплина — это действия, полностью направленные на обучение и развитие ребенка. Дисциплина как элемент воспитания помогает ребенку формировать навыки саморегуляции и самоконтроля, принимать на се
Оглавление

«Мы просто его воспитываем, растим из него человека!», «Сейчас все такие нежные стали, а как же дисциплина?»… Многие родители путают здоровую строгость и прививание дисциплины с жестокостью по отношению к ребенку. В итоге за «хорошим воспитанием» маскируются дисфункциональные методы воздействия, которые негативно сказываются на психоэмоциональном и поведенческом развитии ребенка, разрушают основы его личности, приводят к долгосрочным ментальным нарушениям — и при всем этом не дают желаемого эффекта «научения дисциплине». Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет, в чем ключевые отличия дисциплины от жестокости, — и к каким последствиям приводит подмена понятий.

1. Цель воздействия

Прежде всего дисциплинарные меры и жестокое обращение с ребенком отличаются своим целеполаганием.

Дисциплина — это действия, полностью направленные на обучение и развитие ребенка. Дисциплина как элемент воспитания помогает ребенку формировать навыки саморегуляции и самоконтроля, принимать на себя ответственность за свои слова, действия и поведение, осваивать важные социальные нормы и ценности. Дисциплина также позволяет защитить ребенка от возможных угроз. Это действия для блага ребенка, направленные на настоящее и будущее.

Я помогаю ребенку соблюдать здоровый режим, тренирую его способности к концентрации внимания на обучении и тренировках, уберегаю его от возможных опасностей, пока он сам не способен полноценно о себе позаботиться.
Ты делаешь неправильно. Давай объясню и научу, как надо.

А жестокое обращение — это действия не для ребенка, а прежде всего для самого родителя. Они направлены не на то, чтобы обучить и развить ребенка, а чтобы напугать, подавить, заставить строго подчиняться. Утвердить свой авторитет, выплеснуть накопившееся напряжение, вызвать у ребенка негативные эмоции или причинить ему боль, прикрываясь наказанием за то, чего он уже не может исправить, или вовсе без каких-либо объяснений. Жестокость не нацелена на будущее ребенка, она полностью сосредоточена на прошлом и настоящем.

Я кричу на ребенка, потому что он пролил сок, «даю ремня», потому что он не подчинился приказу и обратился ко мне неподобающим тоном. Я срываюсь на нем, когда чувствую усталость и не могу контролировать переполняющие меня негативные эмоции.
Ты — плохой! Ты глупый, никчемный, бесполезный, неправильный, мешающий!
-2

2. Методы воздействия

Нередко дисциплину и жестокость путают именно из-за кажущейся схожести в методах — якобы и там, и там ребенка неким образом «притесняют». Но на самом деле разница колоссальна.

При дисциплине ребенок НЕ лишается удовлетворения базовых физических и эмоциональных потребностей:

  • в полноценном сне и отдыхе, питании;
  • в безопасности, праве на защиту личных границ;
  • в безусловной любви, поддержке и принятии;
  • в тесном эмоциональном контакте с родителями;
  • в ощущении ценности своих эмоций и потребностей;
  • в ощущении собственной безусловной значимости, в том числе для родителей.

Ограничения, требования и указания направлены исключительно на обучение и развитие. При этом у ребенка остается стойкая уверенность в том, что родители его защищают, заботятся о нем, безусловно любят и принимают, ценят, помнят о нем и его нуждах.

Я сказала ему пойти в свою комнату и подумать над поведением. При этом он в любой момент может выйти ко мне, и мы детально обсудим ситуацию, ее причины и последствия. Ребенок понимает, что он не «изгнан», не «получил отместку», а находится в процессе обучения.
Я прибегаю к твердости для защиты и развития ребенка, но при этом всегда сохраняю уважительное отношение к его чувствам, потребностям и личности.

А при жестоком обращении базовые потребности ребенка нарушаются самыми разными методами.

Физическое насилие. Родители ограничивают ключевые физические и социальные потребности ребенка, нарушают его телесные личные границы. Они — те, кто обязан защищать и оберегать, — становятся для ребенка главной угрозой, лишают его чувства безопасности рядом с собой. Они причиняют ему боль и заставляют ее терпеть — для «наказания», для вымещения родительских эмоций, для родительского удовлетворения.

Пойдешь в туалет, когда доделаешь уроки! Ничего, потерпишь…
Сегодня остаешься без еды! Не заслужил!
Нет, ты не будешь спать, ты будешь до утра делать уроки и тренироваться!
А ну-ка неси ремень! Сейчас я тебе устрою!
Что, больно? Терпи, заслужил! Теперь будешь знать! Запомни, каково это!

Психологическое насилие. Родители наносят удар по психологическим потребностям ребенка. Они кричат, оскорбляют, унижают, насмехаются, обесценивают его чувства, потребности и достижения, критикуют личность вместо действий, лишают эмоционального контакта, перекладывают на него ответственность за свои эмоции и действия, заставляют ребенка усомниться в своей значимости, разрушают основы его личности. И делают все это, прикрываясь «строгим воспитанием».

Эй, а ну иди сюда! Ты, мелкий засранец, дурак, сопляк, ничтожество! Как же ты меня достал! Ты сам меня до этого довел!
Ой, не смеши меня, ну какие у тебя могут быть проблемы?
Вы посмотрите на него! Мало ли чего тебе хочется?! Захочешь — перехочешь!
Ты наказан, я даже разговаривать с тобой не хочу! Тебя для меня не существует!
Ты никто и зовут тебя никак! «Я» — последняя буква алфавита! В этом доме нет ничего твоего, и ты здесь ничего не решаешь!
Ты хоть знаешь, как дорого ты обходишься, сколько на тебя уходит сил и нервов?! Да лучше бы тебя вообще не было!
-3

3. Реакция ребенка и родителей

Еще один значимый маркер — это эмоционально-поведенческая реакция ребенка на воздействие, и отношение родителей к этой реакции.

При дисциплинарных мерах ребенок может проявлять негативные эмоции. Это естественно и вполне нормально: ребенок недоволен, зол, возмущен ограничениями. Более того, открытая негативная реакция показывает, что эмоции и потребности ребенка не подавляются и не обесцениваются, у него есть право выражать свои чувства и возражать.

Нет, я так не хочу! Мне не нравится! Я не согласен!

А главное — при дисциплине родители сохраняют доверительный контакт с ребенком: объясняют причины и значимость запретов и ограничений, помогают справиться с тяжелыми чувствами.

Да, я понимаю, ты злишься, тебе обидно, это нормально. Ты всегда можешь поделиться своими чувствами, мы уважаем твое право проявлять эмоции и не соглашаться. Но тебе все же нужно приходить домой до 9 вечера: не потому, что нам так хочется, а потому что это важно для твоей безопасности и режима дня.

А вот при жестоком отношении дети молчат и терпят, тихо плачут, замыкаются в себе. Родители часто воспринимают это как показатель послушания и признания своего авторитета, но причина в другом. Во-первых, сами родители могут агрессивно реагировать на сопротивление, слезы, обиды, — и приучают ребенка подавлять свои чувства. Во-вторых, сам ребенок ощущает, что ему НЕ безопасно проявлять негативные эмоции рядом с людьми, которые способны на психологическое и физическое насилие.

Ты еще перечить мне вздумал?! Да как ты смеешь препираться?.. Ну все, продлеваю домашний арест еще на неделю!
Еще раз так посмотришь исподлобья — мало не покажется!
А ну не реви! Заслужила, должна терпеть! И чтоб ни единого писка!..
Ах, ты еще и плачешь? Слюнтяй, еще и за это получишь!

В результате вместо открытого проявления чувств ребенок сталкивается с целым «коктейлем» подавленных болезненных переживаний: страх, унижение, обида, отчаяние, одиночество, ненависть, жажда мести.

-4

4. Результаты и последствия

Наконец, здоровая дисциплина и жестокое обращение разительно отличаются своими результатами и последствиями.

Если дисциплинарные меры были здоровыми — логичными, обоснованными, последовательными, с сохранением базовых потребностей, уважения и эмоционального контакта с ребенком, — ребенок их постепенно принимает. Он чувствует, что родители его по-настоящему любят и ценят, переживают о нем, а их требования и ограничения — это еще одно проявление заботы. Поэтому отторжения не происходит, и со временем ребенок начинает использовать дисциплину себе на пользу без дополнительного контроля со стороны родителей. Это помогает ребенку развиваться и взрослеть.

Хм, а ведь родители правы. Я всегда делаю уроки вовремя, не откладываю все «на потом», соблюдаю режим. Поэтому когда другие дети растягивают «домашку» на весь вечер и тратят на это кучу времени и сил, у меня остается много свободного времени для игр, прогулок, хобби и тренировок. Я становлюсь более успешным, интересным, популярным.

А при нездоровой строгости и жестоком обращении все совсем наоборот. Сначала ребенок безропотно принимает все правила и приказы, потому что очень боится агрессии со стороны родителей. Но навязанные жестокостью правила, нелогичные и непоследовательные ограничения и запреты отторгаются: ребенок просто слепо выполняет их из страха, но не осознает их значимости. И как только жесткий контроль ослабевает, эта «иллюзия дисциплины» рушится. Более того, зачастую она рушится с дополнительным бунтом, а также с проявлением тотального неуважения, безразличия или даже ненависти к родителям.

Она у нас такая примерная девочка, выполняет все, что я ей говорю! Отличница-медалистка, еще и по дому помогает, ни с кем не гуляет, за младшими следит…
Я заболела и легла в больницу, на время уехала, ослабила контроль — и она тут же начала своевольничать! Представляете, прогуливает уроки, связалась с дурной компанией, приходит поздно, начала пить и курить! Оказывается, она еще и врать умеет на отлично!
Она уехала из родного дома при первой же возможности. Не звонит, не пишет, не хочет приезжать, не слушает советов, реагирует на все агрессивно, постоянно припоминает детские обиды, относится ко мне чуть ли не с презрением… Как это могло произойти? Она же была такой послушной девочкой! Это все ее дружки, испортили мою дочь!..
-5

Но и это еще не все. В отличие от здоровой дисциплины, у жестокого обращения есть еще целый спектр долгосрочных последствий.

  • Высокий уровень тревожности. И физическое, и психологическое насилие провоцирует у ребенка хронический стресс и лишает его чувства базовой безопасности, доверия к миру. Это вызывает постоянную фоновую тревожность, вынужденную потребность «всегда быть настороже», неспособность полноценно расслабляться и отдыхать, склонность к социальной изоляции и одиночеству.
  • Повышенная утомляемость. На фоне хронического стресса у ребенка также на постоянной основе исчерпываются внутренние ресурсы: все силы уходят на стрессовую реакцию «защитить себя, спрятаться, подстроиться, не допустить очередного акта насилия». В результате ребенок страдает от повышенной утомляемости.
  • Подавление когнитивных функций. По той же причине у ребенка также подавляется работа наиболее «энергозатратных» функций мозга — когнитивных (концентрация внимания, память, мотивация и обучение, планирование, принятие решений). Ребенок становится рассеянным и забывчивым, успеваемость снижается — или требует просто титанических усилий, после которых не остается сил на что-либо другое (на социализацию, хобби, физическую активность и т. д.). Он также становится крайне нерешительным, с трудом просчитывает свои действия наперед.
  • Нестабильная самооценка и слабые личные границы. На фоне жестокого обращения у ребенка разрушается здоровое чувство самоценности. В результате он остро нуждается в одобрении окружающих, постоянно пытается «заслужить» внимание и хорошее отношение. Это делает его удобной жертвой для манипуляций: он не умеет говорить «нет», соглашается на сомнительные просьбы и предложения в страхе «отпугнуть» и «разочаровать» людей, жертвует собой ради интересов других людей.
  • Токсичные модели отношений. Жестокое отношение к ребенку и небезопасная атмосфера в родном доме приводит к нормализации насилия. Ребенок вырастает с убежденностью, что это нормально: кричать и бить, насмехаться и обесценивать, манипулировать и игнорировать. Поэтому допускает такое поведение в отношениях: как к себе, так и со своей стороны.

А вы сталкивались с чрезмерной строгостью и жестоким обращением с детьми? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Другие статьи по теме:

«Меня били, и вырос нормальным»: 7 последствий физических наказаний для ребенка

«За что они так со мной»: что делать с обидой на родителей?

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!