Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

"Лисьи броды" - страшная сказка для взрослых (отзыв о романе А. Старобинец)

Я не любитель мистических триллеров, глубокой физиологичности описания и натурализма в духе Э. Золя. Начав читать "Лисьи броды" Анны Старобинец, я подумала, что хвалебные отзывы о них несколько преувеличены и книга эта явно не для меня. Но после первой главы я уже не могла от нее оторваться. И первое, чем невероятно притягателен роман - это его главный герой, Макс Кронин: артист, дрессировщик, беглый зэк, Циркач, убийца, воин, человек, из жизни которого некто в черных перчатках выкрал чудо, человек, который готов пойти на все, лишь бы найти свою жену, человек, который забыл прошлое. И чем больше мы узнаем о герое, чем больше он сам замечает в себе необъяснимых навыков и знаний, тем интереснее он становится. Но больше всего до самого конца истории меня поражала его человечность, которой он сам иногда не мог противостоять, даже если хотел. И в этом кроется глубокий авторский посыл: по-настоящему силен лишь тот, кто человечен. Макса Кронина окружает много других колоритных личностей, живы

Я не любитель мистических триллеров, глубокой физиологичности описания и натурализма в духе Э. Золя. Начав читать "Лисьи броды" Анны Старобинец, я подумала, что хвалебные отзывы о них несколько преувеличены и книга эта явно не для меня. Но после первой главы я уже не могла от нее оторваться.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

И первое, чем невероятно притягателен роман - это его главный герой, Макс Кронин: артист, дрессировщик, беглый зэк, Циркач, убийца, воин, человек, из жизни которого некто в черных перчатках выкрал чудо, человек, который готов пойти на все, лишь бы найти свою жену, человек, который забыл прошлое. И чем больше мы узнаем о герое, чем больше он сам замечает в себе необъяснимых навыков и знаний, тем интереснее он становится. Но больше всего до самого конца истории меня поражала его человечность, которой он сам иногда не мог противостоять, даже если хотел. И в этом кроется глубокий авторский посыл: по-настоящему силен лишь тот, кто человечен.

Макса Кронина окружает много других колоритных личностей, живых, давно живых и не очень живых. Как замечает один из героев, в этом проклятом месте, Лисьих бродах, у всех есть свои темные тайны. Автор разворачивает их перед читателем одну за другой, снова и снова заставляя задуматься: в этой истории все не то, чем кажется. Свои и чужие, враги и друзья, жертвы и палачи постоянно менялись местами, а то и вовсе соединялись в одном лице. Это напоминало причудливую игру теней на масляной лампе папаши Бо, владельца небольшой харчевни в Лисьих Бродах.

На страницах романа невероятно органично сплелись факты и типичные образы советской действительности 50-х годов, китайские легенды об армии терракотовых воинов, менталистах и лисах-оборотнях, даосе, живущем сотни лет. И ни один элемент в этой истории не кажется лишним, надуманным. Даже кажущиеся поначалу нелогичные поступки и реакции героев в какой-то момент обретают смысл.

Исключением, пожалуй, будет жена Максима, Елена. Некоторые её поступки, которые по задумке автора должны были придать истории трагизма и напряжения, показались мне весьма нелогичными. Вроде бы умная, расчетливая женщина, она то действует на эмоциях, то следует какой-то ей одной понятной логике, которая почему-то должна её оправдать. Для меня эта героиня осталась мутным пятном на каллиграфически ясной картине.

Отдельного внимания заслуживает стиль автора. Роман, несмотря на объем, читался быстро и легко. А. Старобинец заложила скрытые смыслы даже в способ повествования. Он постоянно менялся: то рассказ ведется от второго лица, и ты сначала не понимаешь, в чьей голове оказался, чьими глазами ты смотришь на мир, и текст как будто погружает тебя в себя. То от первого лица, и ты вроде бы очевидец происходящих событий, но не изнутри, а как бы сверху. То от третьего лица, и текст - это просто текст. К середине романа я начала замечать закономерности, понимать, чем обусловлено изменение стиля повествования, и эти "трансформации" стали обретать особый смысл.

Несмотря на то, что герой часто общается, сражается с мертвыми или просто наблюдает за ними, что чуть ли не в каждой главе кто-то погибает на глазах у читателя, описания всего этого были хоть и весьма натуралистичными, но не противными. Помню, читая в университете "Терезу Ракен" Э. Золя, я почти физически ощущала отвращение к описываемым им подробностям. В "Лисьих бродах" разлагающиеся на глазах героев мертвецы, раскапываемые могилы и прочая жуть воспринимается как неотъемлемая часть древних легенд, оживающих в этом проклятом месте, уравновешивается вполне человеческими (и человечными) попытками героев спасти ближнего, найти правду, уберечь слабого, оградить беззащитного и не шокирует. Уж насколько я не любитель подобных подробностей, "Лисьи броды" меня ими не оттолкнули.

Роман А. Старобинец я назвала бы страшной сказкой для взрослых. И ведьмы, и принцессы, и принцы, и злодеи, и сокровища, и заколдованный лес, даже нечто, напоминающее избушку Бабы-Яги - в романе есть все атрибуты волшебной сказки, только с советско-японским колоритом. И, как в сказке, читая, ты всеми силами души надеешься, что победит добро. И речь не только про Макса Кронина. Часто я надеялась, что победит добро внутри героя, даже того, кто не вызывал симпатии, а таких в романе много. И оно побеждало. Несмотря на мрачность этой истории, она была прекрасна. Поэтому, если вы не слишком впечатлительный читатель и способны проскочить описания "чудовищ", с которыми имеет дело главный герой, обязательно прочитайте роман. Даже если вы, как и я, не любитель мистических триллеров, прочитайте его. Не пугайтесь объема, китайского колорита и поначалу туго закрученной пружины сюжета. Нам, взрослым, нужны хорошие, пусть даже страшные сказки, и это одна из них.

Читали ли вы "Лисьи броды"? Как вы относитесь к натурализму в литературе?

Читайте и другие отзывы: