Найти в Дзене

ПЕТЕРГОФ. АНСАМБЛЬ МАРЛИ. Часть 3. Дворец Марли и Секторальный пруд (Западная часть Нижнего парка)

Предыдущая публикация: Выйдя, наконец, из сада у «Золотой горы», мы оказываемся у дворца Марли (1720-1723, арх. И. Браунштейн). Теперь этот домик – не просто красивая картинка издалека, а реальный дворец, только очень маленький! К нему можно подойти, рассмотреть в деталях и даже заглянуть в окна. Создавался он в соответствии с типовым проектом, который был разработан в первые годы строительства Санкт-Петербурга по воле Петра 1 архитектором Доменико Трезини. Кто хорошо знаком с историей Петропавловской крепости, сразу вспомнит типовые дома для именитых горожан (Инженерный дом) и для зажиточных граждан (Комендантский дом). Оказывается, типовыми были даже усадебные дома. Ведь первое время усадьбы возводились совсем рядом с центром строящегося Петербурга – на Фонтанке. Как примерный гражданин, русский царь строит дом в своей усадьбе в Петергофе тоже по типовому проекту. Но для себя Пётр построил дворец в другой части парка, а Марли изначально был задуман для приёма важных гостей. Наверное,
Оглавление
Дворец Марли и Секторальный пруд перед ним /фото из личного архива, 2017/
Дворец Марли и Секторальный пруд перед ним /фото из личного архива, 2017/

ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»

ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ НИЖНЕГО ПАРКА

АНСАМБЛЬ МАРЛИ

Предыдущая публикация:

Дворец Марли для гостей Петергофа

Выйдя, наконец, из сада у «Золотой горы», мы оказываемся у дворца Марли (1720-1723, арх. И. Браунштейн). Теперь этот домик – не просто красивая картинка издалека, а реальный дворец, только очень маленький! К нему можно подойти, рассмотреть в деталях и даже заглянуть в окна. Создавался он в соответствии с типовым проектом, который был разработан в первые годы строительства Санкт-Петербурга по воле Петра 1 архитектором Доменико Трезини. Кто хорошо знаком с историей Петропавловской крепости, сразу вспомнит типовые дома для именитых горожан (Инженерный дом) и для зажиточных граждан (Комендантский дом). Оказывается, типовыми были даже усадебные дома. Ведь первое время усадьбы возводились совсем рядом с центром строящегося Петербурга – на Фонтанке. Как примерный гражданин, русский царь строит дом в своей усадьбе в Петергофе тоже по типовому проекту.

Но для себя Пётр построил дворец в другой части парка, а Марли изначально был задуман для приёма важных гостей. Наверное, поэтому при внутренней планировке впервые была использована коридорная система, когда в разные комнаты попадали из общего коридора, в отличие от традиционной дворцовой анфилады залов. Несмотря на кажущуюся миниатюрность дворца, в нём целых 12 комнат!

Однако постепенно Марли превратился в мемориальный музей памяти Петра. В нём потомки первого российского императора бережно сохраняли его личные вещи. К концу 19 столетия встал вопрос о реставрации дворца Марли. Руководивший процессом архитектор Александр Иванович Семёнов (1856-1909) использовал нетрадиционный для тех времён способ. После тщательного замера деталей дворец полностью был разобран и воспроизведён заново в точном соответствии с оригиналом, что привело современников в полный восторг.

Дворец Марли между двумя прудами /фото из личного архива, фото 2021/
Дворец Марли между двумя прудами /фото из личного архива, фото 2021/

В годы Великой Отечественной войны линия фронта проходила совсем рядом с дворцом Марли, и он получил серьёзные повреждения, а при отступлении немецких войск был взорван. Десять лет понадобилось на восстановление фасадов. Ещё дольше воссоздавали музей, который открыли для посетителей только в 1982 году.

Тем, кто во время прогулки по парку заинтересуется этим миниатюрным дворцом, возможно, захочется в него зайти. Это хорошая идея! В Петергоф надо приезжать на целый день и доставлять себе радость заглянуть в историю, приоткрыв двери в парковые дворцы-музеи. Кассы дворца Марли находятся с другой стороны пруда, у земляного вала. Несмотря на то, что Пётр строил дворец для гостей, купив билет и попав в него сегодня, создаётся полное ощущение, что в каждой комнате совсем недавно побывал великий русский царь. Экскурсоводы музея покажут личные вещи Петра, поведав их историю, и обязательно продемонстрируют маленькую петровскую кровать, на которой двухметровый царь точно не мог уместиться! Он спал на ней сидя в соответствии с европейской модой и медицинскими рекомендациями 18 века.

Но во время виртуальной прогулки по парку мы не будем заходить в его дворцы, заглянув в них в другой раз (не зря же создана рубрика «По музеям!») Поэтому, выйдя из боскетов «Золотой горы», пройдя мимо дворца Марли, мы вскоре окажемся у пруда, расположенного за ним с западной стороны. И снова будем удивляться и восхищаться.

Развлечения на Секторальном пруду

Дворец Марли стоит на узкой полоске земли между двумя прудами – прямоугольным с востока и полукруглым с запада. Первый поражает своими размерами. Второй – оригинальной идеей. От восточного фасада Марли начинаются три аллеи. «Нырнув» поначалу под воду прямоугольного пруда, они затем лучами разбегаются по парку. От западного фасада прямо по воде полукруглого пруда лучами расходятся три мостика-перехода. Они делят его на четыре сектора, отчего пруд получил название «Секторальный».

Но Секторальный пруд – это не только архитектурный прием! Сектора ещё при Петре превратились в садки для разведения рыбы, предназначенной для царского стола. В петергофскую усадьбу доставляли как выловленную в Балтийском море рыбу, так и привезённую из других регионов. Её запускали в петергофские водоёмы, но в них трудно было контролировать процесс размножения рыб, да и выловить рыбу нужного сорта было непросто. В садках Секторального пруда эта проблема была решена с помощью специальных заслонок в арочных проёмах каменных мостов между секторами.

Пётр 1 распорядился кормить рыбу по звону установленного у дворца Марли медного колокола. Вряд ли в петровские времена догадывались об условных рефлексах, изученных физиологом Павловым только в начале 20 века, но рыба в Секторальных прудах быстро разобралась, что к чему, и на звук колокола неслась к месту кормёжки! Гости по тому же сигналу собирались на мостиках и умилялись этому чуду!

Так на Секторальном пруду Пётр устроил ещё одно водное шоу в Петергофе. Эта традиция сохранялась до самой революции. Возродить её попытались в 21 веке. В одном из садков взялись разводить форель и осетра и даже предлагали гостям парка попробовать выловить рыбку из пруда, а потом приготовить за отдельную плату. Однажды меня очень удивила эта коммерческая услуга в музее заповеднике, но она не прижилась, и традицией не стала.

Величественная Афина

Рыбой теперь в Петергофе не развлекают. И даже постоять на мостиках, глядя с них в воду, а затем пройти по ним к дворцу, как это делали прежде гости усадьбы, к сожалению, тоже невозможно. Уже несколько сезонов они закрыты. А в далёком уже 20 веке этим развлечением и завершалась прогулка в западной части парка. Обогнув дворец Марли, пора было двигаться обратно. Возможно, поэтому в памяти не сохранился образ богини воительницы, обращённой к нему.

На мостике Секторального пруда /фото из личного архива, 2017/
На мостике Секторального пруда /фото из личного архива, 2017/

Сегодня я не прохожу мимо. Статуя величественной Афины Паллады (1846, скул. Ф. Франчи, копия с античного оригинала 4 в. до н.э.) установлена перед дворцом Марли со стороны Секторального пруда. Есть что-то магически притягательное в ней: сила, грация, достоинство, уверенность. И при этом удивительное спокойствие и умиротворение привлекают в облике этой древнегреческой богини военной стратегии и тактики. Глядя на Афину, становится ясно, почему её также почитали, как богиню мудрости.

Вспомнив об аллегориях, которыми на каждом шагу насыщен Нижний парк, можно сколько угодно долго гадать, какой смысл она привнесла, встав в партере Марлинского дворца. Занятие интереснейшее и полезное, а наши версии расширят границы пространства и времени вокруг! Возможно, Афина Джустиниани (это имя античная статуя получила по фамилии итальянского коллекционера, своего владельца), завершая Марлинский ансамбль в Петергофе, встала на защите петровских завоеваний! Но вот появилась Афина в Нижнем парке только в 20 веке. Её перенесли сюда, когда открывался музей заповедник (в 1926), из Лугового парка Петергофа, где она стояла у павильона Озерки. Тем самым богиню войны спасли от войны. Её успели укрыть перед наступлением немцев. А павильоны Лугового парка вместе с их декоративным убранством были уничтожены во время оккупации Петергофа.

статуя Афины Джустиниани у западного фасада Марлинского дворца /фото из личного архива, 2017/
статуя Афины Джустиниани у западного фасада Марлинского дворца /фото из личного архива, 2017/

Вопросы в роскошном розарии

Кажется, ещё совсем недавно за Секторальным прудом Нижний парк для прогулок заканчивался. Смутно вспоминается стоявший в этом месте высокий забор. И никаких вопросов тогда не возникало! Но однажды, после долгого перерыва дойдя до Марли, я обнаружила, что забор исчез. За ним открылось широкое пустое пространство, а вдоль возвышенности вытянулись единым массивом миниатюрные деревянные домики. Любопытство моё ничто и никто не удовлетворил! Никакой информации вокруг! Интуиция подсказывала, что историческими эти постройки не являются. Скорее одинаковые домики, соединённые между собой в единую линию, напоминали миниатюрный сельский таунхаус. Понаблюдав за происходящим вокруг, я решила, что это – «летние квартиры» современных садовников, работающих в парках Петергофа. Подтверждения или опровержения своей догадки я до сих пор не нашла. Зато картина за Марлинским ансамблем в очередной раз снова изменилась и ещё больше взбудоражила любопытство.

Сначала рядом с деревянными домиками за живописным ручейком выросло симпатичное деревянное здание с башенкой. Уже тогда стало появляться смутное ощущение его связи с историей. Потом на огромной территории были разбиты симметричные аллеи, вдоль которых высадили большое количество розовых кустов разных сортов. Позже были установлены указатели с изображением и названием роз, ставшие своеобразным путеводителем по этому цветущему и благоухающему саду. Потом в нём стали появляться памятники и выставочные стенды. Однако свет на историю места они не проливали. От сезона к сезону я продолжала делать открытие за открытием, пока дверь в прошлое не отворилась окончательно. И воображение позволило его воссоздать.

Сегодня в этой части парка много гуляющих. Роскошный розарий, разбитый между возвышенностью и заливом, привлекает сюда посетителей. Однако, мне кажется, далеко не все понимают, где оказались. Экскурсоводы музея-заповедника, насколько мне известно, сюда не водят туристов. А место это в историческом плане имеет огромное значение. И узнать о нём, думаю, будет интересно.

Вот в следующий раз и отправимся в историю этого места!

Продолжение читайте, переходя по ссылке:

А начало прогулки здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!