ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»
ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ НИЖНЕГО ПАРКА
АНСАМБЛЬ МАРЛИ
Предыдущая публикация:
Клоши
Когда, наконец, начинаешь со стороны Литоринового уступа обходить Марлинский пруд, он ещё некоторое время не отпускает. Два ряда лип, протянувшихся вдоль него, образуют аллею. Их эффектно подстриженные в виде куба кроны, прижавшись друг к другу, неожиданно скрывают пруд. Узкая полоса водной глади под липами, создавая впечатление бесконечности воды, завораживает. Но тихое журчание где-то рядом вдруг отвлекает.
Это золотой малыш «Тритончик», спрятавшись, с другой стороны, за липами, привлекает к себе внимание. Поддерживая плоскую чашу, по которой сверху струится вода, он оказался под прозрачным колпаком, образованным пеленой воды и по форме напоминающим колокольчик. Его так и назвали – «Тритон-колокол» или по-французски просто «Клош».
Четыре одинаковых Клоша выставлены вдоль южного берега Марлинского пруда. Ещё Пётр задумал в этом месте небольшие фонтаны с фигурами, но осуществить замысел не успел. Тритоны появились здесь по случаю. Они были отлиты из свинца в Англии ещё в 1721 году и предназначались для грота Большого каскада, но по каким-то причинам места им там не нашлось. Зато Тритоны пришлись кстати, когда в 1732 году завершались работы по созданию Марлинского ансамбля. Они оживили зелёный массив, протянувшийся с южной стороны пруда. Только Клошами Тритоны тогда ещё не были и выглядели иначе. Над деревянной чашей со свинцовым покрытием взмывали вверх тонкие струи фонтанов.
К концу 18 века чаши пришлось заменить. Какому-то русскому умельцу пришла в голову остроумная идея накрыть мальчиков прозрачным колоколом из воды. Над новой металлической чашей поставили колпачок с трубочкой, прикрытой заслонкой. Вода, которой некуда было деться, превращалась в завесу в форме колокольчика, а затем, стекая по поверхности чаши, окутывала прозрачной пеленой Тритона. Тогда он и стал Клошем.
Интересно, что, поменяв в 18 веке чаши, не заменили ни одну из четырёх фигур. Свинцовые статуи Тритонов сохранялись до начала Великой Отечественной войны, а потом исчезли. То ли были вывезены отступавшими немцами, то ли ими же уничтожены на месте. Только в середине 20 века Тритончики, отлитые из бронзы, встали на прежние места в Петергофе. А вот позолотили их только спустя 30 лет, в 1984 году.
Марлинский каскад во славу морских побед
За спинами Тритонов-клошей тянутся зелёные боскеты, но не сплошной стеной. Они прерываются дорожками. По законам регулярного парка каждая из них заманивает внутрь боскета. В первом проёме зелёной стены появляется статуя, а в следующем – мощный фонтан, высокой струёй взмывший в небо. Центральная же дорожка, отходящая от липовой аллеи, выводит к Марлинскому каскаду. У тех, кто впервые гуляет по Петергофу, он появляется неожиданно, с какой бы стороны к нему не подошли, и по замыслу своего создателя, он непременно вызывает восхищение. Хотя до пафоса Большого каскада ему далеко!
Марлинский каскад дошёл до наших дней в образе «Золотой горы» (1724 - 1732, арх. Н.Микетти, И.Браунштейн, М.Земцов). Золоченые вертикали и белокаменные горизонтали каскадных ступеней под тонкой прозрачной гладью неспешно движимой воды завораживают игрой света от скользящих по зеркальной поверхности солнечных лучей. Выстроившиеся вдоль обрамляющей каскад с двух сторон лестницы беломраморные статуи-аллегории, так или иначе, связаны с морем. А значит каскад, в очередной раз, подхватывает лейтмотив царской резиденции, прославляющий морские победы России.
Подойдя к широкой чаше мраморного бассейна, устроенного у каскада, можно дотронуться рукой до воды, а поднявшись по ступеням боковых лестниц, рассмотреть античные божества (правда, в последнее время, доступ на лестницу закрыт). Всё это делает Золотую гору более камерным сооружением по сравнению с великолепным Большим каскадом и торжественным Львиным. Оказавшись в этом месте в одиночестве, не хочется спешить. Накатывает лирическое настроение, тихое журчание воды нашёптывает истории из прошлого.
Марлинский каскад превращённый в «Золотую гору»
Начиная работы в этой части парка, Пётр 1 не стремился повторить французскую усадьбу Марли-ле-руа. Роскошный дворец ему здесь был не нужен. А вот поразивший его Марлинский каскад он решил воссоздать у себя в Петергофе, практически повторив французский. Украшением каскада должна была стать скульптурная композиция «Геракл, побеждающий Лернейскую гидру», установленная на вершине. Этот мифологический сюжет задумывался Петром как апофеоз победы России, представленной в образе героя, над Швецией в образе чудовища.
Проект каскада был создан Николо Микетти (1675-1759), и уже в 1722 году начались строительные работы. Но после смерти Петра 1 руководивший строительством Михаил Земцов (1688-1743) в связи с сокращением финансирования и жёсткими сроками вынужден был сильно изменить первоначальный проект. А после кончины Екатерины 1 работы и вовсе были остановлены и возобновились лишь при Анне Иоанновне в 1731 году. Однако по завершении работ каскад уже вовсе не походил на Марлинский, сохранив только название и распространив его на расположенные рядом пруд и дворец. На склоне горы, где сооружался каскад, были высажены ели, определившие второе его название – «Елевогорский». Но, когда Земцов выложил ступени каскада белым мрамором, а вертикальные поверхности покрыл позолоченными медными листами, каскад стали называть «Золотая гора».
Начинается каскад на вершине горы от невысокой мраморной стены, на вертикальной поверхности которой установлены три позолоченных маскарона в виде морских чудовищ (нач. 18 в, скул. К-Б. Растрелли). Из их пастей извергается вода, рассыпающаяся затем по ступеням каскада. Над стеной были установлены фигуры трёх морских персонажей: Нептун в окружении Тритона и Нимфы (позже Нимфу заменил Вакх). Все статуи были изготовлены в начале 18 века в Венеции (1718-1719, скул. А. Тарсиа). По бокам нижней ступени каскада были установлены ещё две венецианские мраморные фигуры. Слева – Андромеда, прикованная к скале, принесённая в жертву морскому чудовищу (скул. П. Баратта). Это самая известная и значимая статуя каскада, выполненная талантливым итальянским мастером. С другой стороны - статуя богини Флоры (скул. Дж. Зорзони или П. Баратта). Этот лейтмотив каскада сохранялся на протяжении двух столетий, а вот остальное скульптурное убранство менялось постоянно.
Ещё в 1730-х годах на специально устроенных постаментах по краям ступеней «Золотой горы» были установлены деревянные статуи, перенесённые в Петергоф из Ораниенбаумской усадьбы. Они были конфискованы у Меншикова (владельца Ораниенбаума) после его опалы. К концу 18 столетия их заменили на позолоченные свинцовые статуи. Но в 1870-х годах во время проводившейся Николаем Леонтьевичем Бенуа (1813-1898) реставрации «Золотой горы» на ступенях каскада была установлена мраморная скульптура, привезённая из Италии (19 век, неизв. скул.)
Во время Великой Отечественной войны всё скульптурное убранство «Золотой горы» удалось сохранить. Все фигуры заняли свои места уже в 1945 году, а повреждённый каскад полностью восстановили только в 1949. Но уже в 1970-х прошла глобальная реконструкция. Помимо прочих работ, прежние боковые деревянные лестницы заменили трёх маршевыми гранитными. Но, хотя и эта реставрация не была последней (работы проводились ещё в 2012-2015), похоже «Золотя гора» вновь требует внимания. Потускнело золото на ступенях, закрыли проход на лестницы (вероятно, в целях безопасности). Но и с налётом старины каскад остаётся украшением Нижнего парка, конкурируя своей меланхоличностью с взбалмошностью похожего каскада в другой части парка. Речь, конечно же, о «Шахматной горе», с которой мы непременно встретимся во время прогулки.
Марлинский партер у «Золотой горы»
Сад, разбитый у подножия Марлинского каскада, протянувшийся вдоль Елевой горы, создан в традициях регулярных парков 18 века и имеет чётко прорисованный рисунок, образованный симметрично расположенными боскетами. Зайти в них можно ещё с липовой аллеи. Параллельно ей через боскеты проходит ось, на которой симметрично относительно каскада расположены два фонтана, напоминающие высокий водяной столб. Они размещены в круглых чашах бассейнов и производят сильный эффект своими мощными струями и напором воды. Не иначе как эти два фонтана, вместе с божествами расположенного рядом Марлинского каскада, трубят славу российскому флоту!
Диаметр струи фонтана 30 см, а поднимается вода на 15 метров, дотягиваясь до вершин елей, высаженных на горе. Эти удивительные фонтаны носят странное и непонятное название «Менажерные». Кажется, оно вполне созвучно их мощи! Однако всё совсем наоборот и гораздо прозаичнее. Прежде посетители парка, в совершенстве владеющие французским языком, могли догадаться, что название раскрывает суть устройства этих фонтанов. Глагол «Menаger» переводится как «экономить». А это может означать, что эффект обманчив и совсем не требует большого объёма воды.
Так и есть! Весь секрет кроется в форсунке, выпускающей воду. На трубу положена заслонка в виде конуса. Вода, поступая под большим напором, пробивается в образовавшуюся кольцевую щель и образует водяной столб, пустой внутри. Сегодня «Менажерные» фонтаны только впечатляют мощью водяной струи, а в 18 веке удивляли, демонстрируя силу воды. Мощная струя поднимала и удерживала золочёные медные шары.
За «Менажерными» фонтанами в центре овальных площадок симметрично установлены две мраморные статуи – аллегории «Земля» (на западе) и «Воздух» (на востоке). Они изготовлены в 18 веке в Италии, а вот в Петергоф переехали из Ораниенбаума к открытию в Нижнем парке музейного пространства в 1929 году. Они эффектно смотрятся на фоне «Менажерных» фонтанов и кажутся окутанными пеленой пенящейся воды. К аллегории "Воздух" можно подойти, свернув у Марлинского пруда с липовой аллеи. Если же от пруда сразу выйти к «Золотой горе», а потом пройти к одному из «Менажерных фонтанов» и к статуе «Земли», нужно непременно обернуться, чтобы увидеть это необыкновенный эффект – статую в кружеве пены. Любуясь этой картиной, не стоит спешить! Оказавшись в окружении зелени боскетов, в этом месте в многолюдном парке иногда можно ощутить упоительное уединение.
Выйдя, наконец, из сада у «Золотой горы» к пруду, мы окажемся у самого дворца Марли. Но в этом месте парк не заканчивается. За дворцом ждут новые открытия и удивительные повороты истории.
Продолжение читайте, переходя по ссылке:
А начало прогулки здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!