Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Отменён последний на постсоветском пространстве грузопассажирский поезд. Но сделала это не Россия, а Беларусь!

Можно бесконечно оправдывать отмены пригородных поездов на малодеятельных железных дорогах блеянием вроде "ну а кого там возить", "убыточно", "медленно" и прочее бла-бла-бла. Таких экспертов хочется спросить: а ничё тот факт, что далеко не все жители затерянных сёл и деревень могут водить автомобиль? А ничё тот факт, что не в любое село ведёт автомобильная дорога? А ничё тот факт, что даже если дорога и есть, совсем необязательно, что туда поедет регулярный удобный автобус? А ничё тот факт, что железная дорога в первую очередь должна выполнять социальную функцию, а не функцию по набиванию частного кармана?

Пригородный поезд Тумская - Владимир. Его не отменили, он тут для иллюстрации.
Пригородный поезд Тумская - Владимир. Его не отменили, он тут для иллюстрации.

И если в России мы давно уже привыкли к отменам и сокращениям пригородных поездов, к нелепым маршрутам, которые обрываются за один перегон до крупного узла из-за идиотского "правила 200 километров" или из-за того, что бестолковые губернаторы соседних областей не смогли договориться, то отмена пригородных поездов в Белоруссии россиянами воспринимается как нонсенс! А между тем, 26 мая 2025 года именно это и произошло.

Да и поезд был не абы какой, а грузопассажирский, что для пространства бывшего СССР является единичным явлением, поэтому мы резко купили билеты и рванули в гости к Батьке, чтобы за неделю до отмены сфотографировать это уникальное железнодорожное явление. Вечером 17 мая мы встретились с Автобус Мастером на Белорусском вокзале, сфотографировали прибывший страшненький ЧС7 в корпоративных цветах и плюхнулись в вагон.

ЧС7-101
ЧС7-101

В пять утра Минск встретил нас приятной синей рижской электричкой и облезлым ЧС4Т местной приписки, который тянул наш поезд, по-видимому, от Вязьмы. Желаю локомотивному депо Минск получить дополнительное финансирование, купить хорошие краски и нанять лучших маляров, чтобы их электровозы вновь стали красивыми!

Перед поездкой я зарегистрировался в местом каршеринге, так что нам оставалось только встретить нашего местного друга Володю, забронировать автомобиль, да отправиться в путь-дорогу. Топаем к нашему Поло по пешеходным переходам, на которых вместо зебры нанесены ограничительные линии, так что пешеходы идут не по скользкой краске, а по асфальту.

-4

Автомобиль арендован, начало видеоролика записано, двигатель прогрет, маршрут составлен, и вот мы уже едем по настолько пустынному Минску, что мне даже было слегка не по себе. Вроде столица, а встречные автомобили по пальцам можно пересчитать! Хоть это и раннее утро воскресенья, видеть столицу таковой нам, московским деревенщинам, в диковину. Не было автомобилей и на загородном шоссе.

-5

Меньше, чем через час мы оказались в деревеньке Лапичи, через которую проходит тупиковая ветка Осиповичи - Гродзянка, по которой и ездил заветный грузопассажирский поезд: в будни - одна пара, в выходные - две. Встали на путепроводе, ведь с него получится красивая картинка. А вот и сам поезд! И если в прошлый раз грузовых вагонов в его составе не оказалось, то теперь всё было по красоте! Кроме тепловоза. Вместо привычной для этой ветки редкой Машки с круглыми фарами - более скучная, хоть, хоть и приятная, половинка 2М62У с фарами квадратной формы.

М62УК-3092 (что означает 2М62У-309, секция 2).
М62УК-3092 (что означает 2М62У-309, секция 2).

В ближайшие четыре часа делать на ветке Осиповичи - Гродзянка было нечего, поэтому мы решили съездить на оживлённую линию Осиповичи - Могилёв, где есть как пригородные поезда, так и грузовые. Сперва проезжаем сами Осиповичи: этот уютный город, где паровоз-памятник почему-то стоит вдали от ЖД вокзала, самого очевидного для него места, я вам уже показал.

-7

Я не перестаю восхищаться тому, что в Белоруссии даже маленькие города обладают современными низкопольными автобусами! Чего, к сожалению, не скажешь о наших родненьких российских городах, для большинства из которых пределом мечтаний является комфортабельная кибитка марки ПАЗ.

-8

А ещё в Белоруссии удивительная природа. Я много путешествовал по центральной России, но ни разу за один день не видел столько диких животных! Может, всё это время мне просто не везло, но тут я видел и оленя, и зайца, и лису... Но сфотографировать удалось только вальяжного аиста.

-9

В Брицаловичах был обнаружен мемориал в память о местных жителях, убитых немецкими захватчиками в январе 1943 года. Напоминающая стиль брутализм бетонная архитектура, простая, но ухоженная территория - так сразу и не скажешь, что этот объект находится в деревне, где живёт меньше 20 человек!

-10

Великая Отечетсвенная война разрушила эти края до такой степени, что здесь почти не сохранилось исторических построек. Единственным артефактом примерно начала 19 века оказался дом Яцко в Свислочи, да и тот в полузаброшенном виде. Но ужаснее, что прямо сейчас на постсоветском пространстве древние (и не очень) артефакты снова уничтожаются без понятных причин!

-11

Скоро мы доехали до Елизово, где чуть не сожгли наши пятые точки из-за мелких облаков, которые в любой момент могли закрыть солнце и испортить красивый свет на фотографии дизель-поезда ДРБ1. Тогда я сказал облакам: "а ну, пошли вон!"... И в последний момент они действительно пошли вон, открыв дорогу солнцу. Спасибо!

ДРБ1-12
ДРБ1-12

Поезда ДРБ1 представляют собой немоторный головной вагон дизель-поезда ДР1Б, несколько промежуточных вагонов, а тянет или толкает всю эту конструкцию половинка тепловоза 2М62У. В России к такой схеме пришли только в 2024 году, сконструировав поезд ДП2Д, а Белорусская железная дорога практикует подобное ещё с 1990-х годов, к чему её вынудила нехватка подвижного состава и прекращение поставок запчастей для рижских дизелей в достаточном количестве.

-13

Мы все остались довольны фотографиями и отправились обратно на ветку Осиповичи - Гродзянка, чтобы вновь сфотографировать грузопассажирский. По дороге я видел много приятных бетонных автобусных остановок а также автопоезд-молоковоз Минского автомобильного завода, который удачно сфотографировался с собственным отражением, пускай и на телефон. Листайте.

А пожарную часть в Жорновке я сначала принял за местный автомобильный музей - до такой степени идеальный ЗИЛ-131 стоял у её ворот! Да и соседствующий с ним МАЗ неизвестной мне модели тоже был ничего.

Фотографировать грузопассажирский поезд мы решили у местечка Уборок - там же, где и в октябре 2024 года. Но в прошлый раз стоял около заброшенной водокачки, а теперь остался на переезде вместе с ребятами. Точно по расписанию из-за леса опять появилась зелёная Машка с квадратными моргалами, а главное - в её поезде вновь оказались грузовые вагоны! Как всегда, я сделал серию из трёх фотографий - вам какая больше нравится?

Спустя неделю, 26 мая 2025 года, грузопассажирский поезд совершил свой последний рейс, оставив Гродзянку, Уборок и ещё несколько мелких населённых пунктов без железнодорожного сообщения и сделав жизнь некоторого количества простых белорусов чуть хуже. И это странное решение, ведь грузовые поезда-то на линии остались! Почему бы не продолжить гонять их вместе с пассажирским вагоном, делая лучше жизнь хотя бы пары человек?

Теряясь в догадках, мы отправились на электрифицированную ветку, которая ведёт из Осиповичей в Бобруйск. Пара фотографий, сделанных по дороге: огромный трактор и "Копейка" в сельской обстановке.

Что там интересненького? А там интересненького хватает: две швейцарских междугородних электрички "Штадлер" белорусской сборки, а также местный пассажирский поезд, возглавляемый относительно опрятным ЧС4Т, приписанным к депо Минск. Швейцарские электрички для меня - скорее побочный продукт, а вот красно-зелёный Чехс бесконечно крут.

А дальше - обед в Осиповичах! Там около ЖД вокзала есть ларёк, в котором продают вкусную шаурму даже на самый изысканный вкус. Называть её не буду, а то тут почему-то у многих пригорает пятая точка от рекламы - ишь, какие нежные нашлись! А вместо ларька с шаурмой я покажу красивый Жигуль.

-19

Автостанция в Осиповичах - никакущая в плане архитектуры, зато ухоженная, не заваленная мусором, без уродливых лишних вывесок, без всяких зазывал, а главное - с удобными городскими и пригородными автобусами!

-20

А ещё мне понравилось, что по Белоруссии расставлена в качестве декораций продукция местных предприятий! Например, светящийся автобус нового поколения МАЗ-303.

-21

А потом мы приехали на узкоколейку Сергиевичского тофробрикетного завода. Увидев её, я не поверил своим глазам: в Белоруссии даже торфовозные узкоколейки выглядят так, будто рельсы уложены пару дней назад! Никаких зарослей, рельсы относительно ровные и не тонут в траве и кустах, оборудованный по всем правилам переезд... Красиво и одновременно бездушно. Ну серьёзно, разве так должна выглядеть труЪ узкоколейка?!

-22

То ли дело наши, родненькие, российские узкоколейки! Вот где прячется русский дух, вот где Русью пахнет! В кустах, в траве, в лесах, в медвежьих уголках, куда сам леший едва ли доберётся! Правда, наши родненькие российские узкоколейки в большинстве своём уже закрыты...

Васильевский Мох. Фото 2009 года, в настоящее время закрыта.
Васильевский Мох. Фото 2009 года, в настоящее время закрыта.

Несмотря на весьма бодрый внешний вид, узкоколейка не порадовала нас поездами, поэтому всё, что я сфотографировал - это Пустые перегоны (время, потраченное впустую, шутка для давних подписчиков моего канала). А заодно нашего верного коня Полика, и трактор с огромной сельскохозяйственной железякой, который занял всю дорогу. Интересно, что это?

Но и это ещё не всё, ведь красивых белорусских поездов много не бывает! Прежде, чем возвращаться в Минск, мы засунули нос в городок Марьина Горка, расположенный на главном ходу Минск - Осиповичи, а там - чего только не было! И приятный ЧС4Т, удачно пойманный "по солнцу." И облезлый, пойманный "против". И три приятных рижских электрички. И конечно же, грузовой поезд с фирменным белорусским ВЛ80С, на боку которого традиционно красуются две молнии!

Пора и честь знать, а также возвращаться в Минск, завершать аренду автомобиля, ибо время на исходе, а также осматривать новинки городского транспорта, среди которых как автобусы, так и долгожданные низкопольные трамваи, но это всё будет в следующий раз. А мы пока едем на трассу, проезжая гигантский глобус, и подводим итоги посещения Беларуской Чыгунки.

-26

А итоги так себе! Вместо того, чтобы идти своей дорогой, Беларусь зачем-то решила копировать опыт не самых успешных российских регионов, вроде Липецкой области, и просто отменила пригородный поезд. Ребят, ну вы чего? Опыт надо заимствовать в Ивановской области, где в 2023 году пригородные поезда стали ходить не хуже, чем на Московских центральных диаметрах! Но у меня есть надежда, что местные железнодорожные чиновники образумятся и хоть в каком-то виде вернут грузопассажирский поезд, чтобы у людей был выбор, на чём доехать до райцентра, а у нас были интересные фотографии.

Да и вообще! По моему скромному мнению, отмена пригородных поездов - это первый шаг к деградации сельской глубинки, поэтому нужно, пускай и расходуя чуть больше денег, продолжать гонять пассажирский вагон даже ради пяти человек - государство не обеднеет.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Приходите в мой личный ТГ-канал, где я делюсь мнением о транспортных новостях, раскрываю свои планы поездок, публикую ссылки на новые материалы, а также записываю супер-оперативные кружочки из поездок с горячими эмоциями и срочной информацией.

А ещё вы можете поддержать мой канал недорогой ежемесячной подпиской в Дзен-Премиуме, а взамен посмотреть большое видео об этом путешествии! И не только его.

До скорого!

Смотрите также: