Найти в Дзене
Прожито

"Проект" боярина Фёдора Романова

"Як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернь, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы...". Начало повествования Так в официальных бумагах времен Годунова о нем было сказано. Годунов считал, что появление Лжедмитрия - боярских рук дело. И был недалек от истины. Но поразмыслив, приказал биографию самозванца переиначить. Для чего? Все просто: если Отрепьев - проект боярский, то положение Годунова и его потенциальной династии очень шатко. А если представить, что Гришка - одинокий отщепенец и христопродавец, то это совсем другое дело, тогда под знамена Лжедмитрия мало кто встанет. Годунов ошибся. Во многом. Отрепьев был не просто проектом недовольных бояр, он был из их среды. Из среды его злейшего соперника - Федора-Филарета Романова. И народ под его знамена потянулся, вот только историкам потом долго пришлось разбираться. До конца, кстати, так и не разобрались, а потому длительное время Гришк
Оглавление

"Як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернь, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы...".

Начало повествования

Юшка

Так в официальных бумагах времен Годунова о нем было сказано. Годунов считал, что появление Лжедмитрия - боярских рук дело. И был недалек от истины. Но поразмыслив, приказал биографию самозванца переиначить. Для чего? Все просто: если Отрепьев - проект боярский, то положение Годунова и его потенциальной династии очень шатко.

А если представить, что Гришка - одинокий отщепенец и христопродавец, то это совсем другое дело, тогда под знамена Лжедмитрия мало кто встанет. Годунов ошибся. Во многом. Отрепьев был не просто проектом недовольных бояр, он был из их среды. Из среды его злейшего соперника - Федора-Филарета Романова. И народ под его знамена потянулся, вот только историкам потом долго пришлось разбираться. До конца, кстати, так и не разобрались, а потому длительное время Гришку Отрепьева называли просто беглым монахом Чудова монастыря.

Сначала Юшка (домашнее имя), или Юрий Отрепьев служил Михаилу Никитичу Романову, потом - князю Борису Черкасскому. Служил исправно, был "в чести". И был он человеком не случайным для Романовых, а бедным родственником жены Федора Никитича, той самой Ксении Шестовой, на которой Романов женился когда-то наперекор родным.

Род Отрепьевых ведет родословие от дворянского рода Нелидовых, польского происхождения. На службу к Московским князьям Неледзевские поступили в конце 14-го века. После участия в битве на поле Куликовом предок их получил дворянское звание, фамилию переиначили на Нелидовых. Со временем род разветвился, одна ветвь осела в Галиче (Костромском), другая - в Угличе. В 1497-м году Данила Борисович Нелидов получил случайно от Ивана Третьего прозвище Отрепьев, которое стало фамилией для этой ветви рода.

Имение отца Юшки, в котором он вырос, примыкало к селу Домнино, являвшейся костромской вотчиной боярина Федора Никитича Романова. Это Домнино Федор получил в качестве приданого за Ксенией Шестовой.

Ксения Шестова-Романова. Кадр из сериала “Годунов” 2018
Ксения Шестова-Романова. Кадр из сериала “Годунов” 2018

Историки по косвенным данным установили, что мать Ксении Шестовой носила в девичестве имя Марии Ивановны Отрепьевой. Она родной сестрой Богдану, отцу Юшки приходилась, следовательно, супруга Федора Романова была двоюродной сестрой самозванца, потому и земли их были рядышком расположены. Прямых доказательств родства нет, Годунов сам ли об этом позаботился или потом Романовы историю подчистили - не знаю.

Обедневшего Юшку кузина пристроила к мужу служить. Знал ли он о заговоре, если таковой был? Знал, он же "свой". Служил, доверием был облечен, а в 1600-м году пришлось спасаться, тогда всех близких к Романовым шерстили, не уцелел бы бедный родич Юрий Богданович. От виселицы Юшка решил укрыться в монастыре. Сначала постригся в заштатной провинциальной обители, а потом неожиданно снова показался на Москве уже в элитном Чудовом монастыре под именем брата Григория.

Скорее всего за Гришку похлопотали влиятельные доброхоты Романовых, оставшиеся на свободе, просто так в Чудов монастырь было не попасть. Монахи тоже строили карьеру, у 20-ти летнего Юшки она была головокружительной! Сначала архимандрит Пафнутий сделал Гришку своим келейником - что-то наподобие секретаря, потом он перешел в свиту патриарха Иова. Писцом Григорий бывал на заседаниях Боярской Думы при царе Борисе.

Нам литература и кино рисуют образ полудикого странного человека, не вполне даже адекватного, но в реальности Григорий Отрепьев, Лжедмитрий, первый своего имени, был отлично образован: имел красивый почерк, знал военное дело, языки, историю. Кстати, у села Добрыничи 21 января 1605 года состоялась битва, которой командовал Отрепьев лично. Талантливо командовал и блестяще выиграл он то сражение. Просто так, беглый монах так бы не смог, значит, учили, готовили?

Эта подготовка добавила веса легенде о том, что Отрепьев и есть спасшийся царевич Дмитрий, к самозванцу потянулись. А потом покатилось с ускорением: внезапно скончался царь Борис, войска Лжедмитрия вошли в Москву, династия Годуновых была уничтожена, а Мария (в иночестве Марфа) Нагая признала в Юшке своего сына.

Самозванец выходит из-под контроля

Первым делом Отрепьев вернул из ссылки Романовых. Хотя по легенде, он к Романовым отношения никакого и не имел, логичнее было возвышать Нагих. Но Ивану Романову был пожалован боярский чин, а Филарет был назначен Ростовским епископом и возведен в сан митрополита.

Почему Филарет уехал? Видимо, проект слегка вышел из-под контроля и поладить, с поверившим в себя Юшкой, ему не удалось. Да и в лагере Отрепьева было много разного... отребья: польские шляхтичи, Басманов, Бельский, Салтыков. С ними Романов не дружил. А видя поведение самозванца отлично понимал: на престоле ему не усидеть.

Слишком много было польского, литовского, слишком кощунственно Отрепьев относился к самим основам православия и русского быта. Это не могло не оттолкнуть народ. А царица Марина и вовсе брезговала русскими людьми и порядками. Федор Никитич Романов был человеком разумным и проницательным.

Лжедмитрий Первый и Марина Мнишек
Лжедмитрий Первый и Марина Мнишек

И хитрым. 18 мая 1605 года Ростовский митрополит Филарет принял участие в венчании Лжедмитрия и Марины Мнишек, а через десять дней - участвовал в свержении самозванца. Отрепьева восставшие убили, а через три дня посадили на трон престарелого и не имеющего наследников Василия Шуйского.

Что делал Филарет при этом? Он в Углич поехал, царевича Дмитрия канонизировать, чтобы дать понять: Дмитрии больше "не воскреснут". Но не тут-то было, среди народа пошла молва о чудесах, которые стали происходить на могиле Юшки Отрепьева. Тело выкопали, сожгли, прахом выстрелили из пушки в сторону Речи Посполитой. Не помогло, через неделю появились письма, подписанные... царевичем Дмитрием!

Шуйского народ пошел свергать, но царь заперся в Кремле и пушки нацелил на толпу, а потом провел следствие и выяснил, что подметные письма составлял Филарет Романов! Из Углича рассылая. Шуйский тут же себя короновал перед толпой простого люда. А вместо того, чтобы возвести в сан патриарха Филарета Романова, возвели своего, послушного Гермогена.

"Тушинский" патриарх

В июне 1608 года Москву снова штурмовал царевич Дмитрий - новый. Он был отбит и отошел к селу Тушино, где разбил укрепленный лагерь. На Ходынке расположились царские войска под предводительством Михаила Скопина-Шуйского и Ивана Романова.

В стране началось двоевластие, два царя, две царицы, так как Марина Мнишек признала "мужа" во втором самозванце. Даже Мария Нагая признала, чего уж. Две боярских думы заседали, два войска было. И даже патриархов было два: Гермоген - в Москве, а Филарет Романов - в Тушино.

Лагерь "тушинского вора" был на холме, просторная рубленая изба служила "царской" резиденцией. Сюда стекались искатели приключений, авантюристы всех мастей, обиженные царем Василием бояре. Филарет тоже был обижен.

Говорили, что Романова привезли силой, после взятия Ростова вторым Лжедмитрием. С другой стороны, Филарет как-то счастливо прижился в лагере "кузена", даже патриархом стал. Романов отправлял торжественные богослужения, именовал "Тушинского вора" Дмитрием.

За неприятие самозванца пострадали епископы Суздальский Галактион, Коломенский Иосиф, принял мученическую смерть архиепископ Тверской Феоктист. Но "официальный" патриарх Гермоген сам оправдывал Филарета, что не своею волею, а по нужде тот обретается в Тушине. Удобно.

Тушинскую Боярскую думу при втором самозванце возглавлял князь Дмитрий Трубецкой, в ней заседали боярин Михаил Салтыков, князья Мосальский и Шаховской, засветившиеся при Отрепьеве. Большую роль играли и родственники Филарета: князь Троекуров, князь Черкасский, князь Сицкий. Кто руководил кланом родни - угадать легко.

Когда стало понятно, что Лжедмитрий второй - все, Филарет легко сменил сторону и стал держать руку Польского короля Сигизмунда. Просто мастер смены обуви в воздухе! Именно Филарету принадлежит и идея пригласить на русский трон королевича Владислава. Правда, он предложил условия, ограничивающие власть будущего царя. Он не должен был вмешиваться в церковные дела, отбирать имения у бояр, должен был дать обещание никого не казнить без суда.

В декабре 1609-го года "Тушинский вор" был разбит и бежал в Калугу. В мае 1610-го Филарет Романов выехал из Тушина с польскими отрядами, но царские воеводы пленили его и отправили в Москву. Судить его царь Василий побоялся, а Филарет смог обнять сына и... увидеть бывшую жену Ксению Шестову.

Москва в это время боготворила молодого Михаила Скопина-Шуйского, разбившего врагов. Ввиду бездетности царя ему прочили наследование трона, но... 24-х летний полководец был отравлен не без участия дядюшки, опасавшегося его влияния и того, что Михаил отберет у него власть.

По крайней мере, до сих пор историки так утверждают, хотя... а Романовым-то эта смерть после пира была гораздо выгоднее. Ничего утверждать не берусь, размышляю. Могли и Шуйские отравы подсыпать, у царя был брат, в конце концов.

Без Михаила Скопина-Шуйского царь Василий не продержался и месяца. Его свергли и насильно постригли в монахи вместе с молодой женой.

Не я, так сын!

То было два царя, а то и одного не стало на Руси. Боярская дума создала комиссию из своего состава, она вошла в историю под названием "семибоярщина". Одним из семи был Иван Никитич Романов, а Филарет отправился с "Великим посольством" в Польшу. Планировалось заключить договор о вступлении королевича Владислава на московский престол.

Под Смоленск выехали 50 человек, но переговоры затянулись на семь месяцев. Краеугольным стал вопрос о вере: королевич должен был стать православным. И, к чести Филарета, это условие он отстаивал твердо! Поляки же требовали, чтобы им в первую очередь сдали осажденный Смоленск.

Филарет заартачился, сказал, что не может отдать приказ без дозволения патриарха и "совета всея земли".

"Как будет сын твой на Московском государстве - все Московское государство будет под сыном твоим, не токмо Смоленск, - говорил Филарет Сигизмунду. - И тебе, государю, не стоит стояти под вотчиною сына своего: мы всем Московским государством целовали крест сыну твоему, а ты стоишь под Смоленском..."

Тут и становится очевидным, что Филарет вел двойную игру: знал, что Владислав не примет православие и задумывал сделать царем своего сына, раз уж у самого не получилось. "Семибоярщина", меж тем, слала грамоты, которые предписывали послам соглашаться на все условия поляков.

Формально на грамоте не было подписи патриарха Гермогена, остальные подписи вышли кривоватыми, к этому Филарет и придрался. Когда в апреле 1611-го года земское ополчение подошло к Москве, Сигизмунду донесли, что "великие послы" были об этом прекрасно осведомлены и просто тянули время. Уже 13 апреля послов арестовали и отправили в Польшу. В польском плену Филарет сидел аж до 1619-го года.

Из этого плена Романов вынес жгучую ненависть к полякам, когда он станет править при сыне, то будет пресекать любые попытки контактов с Европой, жечь еретические книги, считая, что "изо всех еретиков самые худшие - папские латиняне". Можно это называть "железным занавесом" или... подлинной защитой интересов страны и веры.

Филарет и в плену влиял на дела в Москве, он даже придумал собственный шифр, используя его в переписке с Федором Шереметевым, который в России оставался главным хранителем интересов дома Романовых.

Вскоре мечта Романова о власти сбылась, хотя и не так, как он изначально планировал. Власть-то он получил практически безграничную, но царский венец надели не на его голову, а на голову 17-ти летнего Михаила Федоровича, его сына, избранного Земским Собором 1613-го и основавшего новую династию.

-4

Послесловие: В 1671-м году царем Алексеем Михайловичем Романовым было дозволено Отрепьевым со всеми родичами своими заменить свою фамилию прежней - Нелидовы. Последние Отрепьевы стали Нелидовыми в 1795-м. Пожалуй, самыми известными из представителей рода самозванца стали Екатерина Нелидова - фаворитка Павла Первого и Варвара Нелидова - фаворитка его сына Николая Первого.

Иллюстрации из свободного доступа. На обложке - кадр из сериала “Годунов. Продолжение”

По теме:

Благодарю за лайк и подписку. Приглашаю вас в свой канал в Телеграм, там любопытные факты, исторические курьезы и интересные фотографии.

ПРОЖИТО