Найти в Дзене
Прожито

Битва за трон: Фёдор Романов и Борис Годунов

-Не нужны другие, она нужна, - говорил Федор, упрямо глядя мимо отца и дяди. - Если не она - никто. Отец вяло ругнулся: "Упрямый, всегда своего добьется" и дал согласие. Так определилось будущее России на 300 с лишним лет вперед. Юноша был действительно упрямым и своего всегда добивался. Звали его Федор, по батюшке - Никитич, по роду - Романов. Не странно ли: стоял у истоков Смуты начала 17-го века, главный враг Годунова, по всем законам жанра должен был сгинуть? Не сгинул, а еще и вышел из всех перипетий победителем и сына своего Михаила умудрился на трон посадить! Как так? В монахи был пострижен насильно, всех родных чуть не извели, служил Лжедмитрию, а оказался наверху? Разбираемся. Родословие Романовых запутанное, в нем много легендарного. Представители рода при великих князьях играли роль заметную, но не определяющую. Новое возвышение началось в 16-м веке, когда юному царю Ивану Васильевичу довелось выбрать в жены Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву, как тогда именовали боярский
Оглавление

-Не нужны другие, она нужна, - говорил Федор, упрямо глядя мимо отца и дяди. - Если не она - никто. Отец вяло ругнулся: "Упрямый, всегда своего добьется" и дал согласие.

Так определилось будущее России на 300 с лишним лет вперед. Юноша был действительно упрямым и своего всегда добивался. Звали его Федор, по батюшке - Никитич, по роду - Романов. Не странно ли: стоял у истоков Смуты начала 17-го века, главный враг Годунова, по всем законам жанра должен был сгинуть?

Возвышение Романовых

Не сгинул, а еще и вышел из всех перипетий победителем и сына своего Михаила умудрился на трон посадить! Как так? В монахи был пострижен насильно, всех родных чуть не извели, служил Лжедмитрию, а оказался наверху? Разбираемся.

Родословие Романовых запутанное, в нем много легендарного. Представители рода при великих князьях играли роль заметную, но не определяющую. Новое возвышение началось в 16-м веке, когда юному царю Ивану Васильевичу довелось выбрать в жены Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву, как тогда именовали боярский род.

Анастасия выиграла смотр невест, точнее, Иван Грозный не стал дожидаться боярского вердикта и выбрал невесту, что называется, в первом туре: дядя девушки был одним из опекунов маленького сироты Ивана после неожиданной кончины матушки, так что Настенька юноше была хорошо знакома с детства.

-2

Брак совершился по любви и считается, что жили супруги хорошо. Во всяком случае, детки рождались, от лютости и грехов любодейных жена Ивана Васильевича отвлекла, то был период завоеваний, укрепления страны и прогрессивных реформ. Говорили, что Анастасия в политику не вмешивалась, но, видимо, благотворно влияла на психику царя и побуждала в нем добрые поступки.

А близкие царицы очень хотели возвыситься. "Нормальное" желание, кстати, для того века и не только для того: раз родственница наверху, то почему бы не воспользоваться и не занять места поближе и потеплее? За это родственников царицы невзлюбили и, когда в 1553-м году Грозный опасно занемог, малолетнему сыну Анастасии многие отказались целовать крест - считали, что есть более достойные борские роды, а Захарьины-Юрьевы власть всю захапают в обход их, а кто они такие? Выскочки!

Иван Васильевич оклемался, а потом всем "припомнил", да и характер его начал стремительно портиться. Окончательно он "испортился" после 1560-го, когда Анастасия во цвете лет сошла в могилу. Царь, справедливо, кстати, полагал, что его любимую жену "извели". Полетели боярские головушки.

Грозный женился вторично (не в последний раз), а перед свадьбой с Марией Темрюковной, отделил свой двор от двора сыновей, которых, на тот момент, было двое - Иван и Федор, оба - от Анастасии. Двор царевичей возглавили родные братья покойной жены Никита и Данила Захарьины-Юрьевы.

В семье Никиты и появился на свет будущий патриарх Филарет. Год рождения его мы не знаем, где-то в промежутке между 1554-м и 1560-м. Первенец Никиты Захарьина-Юрьева получил прекрасное образование, знал латынь, английский и греческий языки, прекрасно ездил верхом, любил охоту - псовую и соколиную, словом, первый парень на деревне. Да и еще и красавец, и щеголь, одевавшийся по последним модам.

И вот этот-то почти плейбой, на которого заглядывались самые знатные боярышни Москвы, а их отцы мечтали заполучить молодца в зятья, вдруг женится на худородной дочери костромского дворянина! По любви, мол! Всем родом уговаривали красавчика одуматься, но боярский сын настоял на своем и отвел под венец Ксению Шестову - совершил совершеннейший мезальянс.

Брак оказался гармоничным, только с детьми не очень задалось: была девочка и сын, а остальные мальчики не выживали. Федор Никитич делал "карьеру", если можно так выразиться о 16-м веке. В 1586-м году он - боярин и наместник нижегородский, в 1590-м - в качестве воеводы участвует в походе на Швецию, в 1593-м - 1594-м годах - наместник Псковский, руководит переговорами с послами австрийского императора Рудольфа.

Царевич, который всем мешал

Но между воеводством и переговорами в стране кое-что изменилось - не стало царя Ивана Васильевича. Царевича Ивана не стало еще раньше, а оставшийся отпрыск тетушки Настасьи, Федор, был слаб, странноват, женат много лет и бездетен.

Сразу после воцарения двоюродного брата Романовы (их уже стали так называть), постарались удалить и изолировать другого претендента - царевича Дмитрия, сына Марии Нагой от Грозного. Да, мальчишка считался байстрюком, его мать была то ли 7-ой, то ли 8-ой спутницей Ивана Васильевича. Женой ее никто не назвал бы - церковь позволяла лишь три брака. Но... если не станет Федора, то сгодиться в руках недругов может и незаконный отпрыск. Дмитрия с матерью отправили в Углич, выделив его в удел, а в 1591-м ребенок неожиданно погиб.

-3

Болтали всякое, следствие было проведено явно наспех, Василий Шуйский, возглавлявший следственную комиссию сделал ангажированный вывод о непричастности Бориса Годунова к этому происшествию. Через несколько лет тот же Шуйский, став царем, от своих выводов отрекся, обвинил Годунова, но остаться "в царях" ему это не помогло, свергли, постригли.

Почему всплывала фамилия Годунова? Очень просто. Его мотив, по мнению современников, лежал на поверхности: "Сам хочет царствовать и всем владети (с)". Но точно так же Дмитрий был опасен и для Романовых, хотя это было сложнее доказать. Романовы были причастны к ссылке Нагих в Углич, а очевидцы рассказывали, что Марьюшка, маменька царевича, активно науськивала сына и против Годунова, и против Романовых.

-Нравом малец весь в батюшку, - шептались пожилые няньки. - Лют и лих! Налепит баб снежных, да давай саблей им головы рубить, да четвертовать!

Было чего опасаться Романовым, правда? Оговорюсь, все это, если принять на веру, что Дмитрию помогли ножичком себя "попороть", а не он сам "попоролся". Улик нет, следствие делало явно политические выводы: то один, то другой. Дмитрий - одна из неразгаданных пока тайн русской истории.

Ссора

Кто ближайший в очереди к трону? Борис Годунов - всего лишь брат жены царя. Федор Романов... - всего лишь... - племянник царя, отца нынешнего царя. Общей кровушки у обоих - одинаково нет? Или есть? Я нашла, немного, но нашла. У Романовых, а не у Годуновых.

Предком рода Романовых был боярин Фёдор Андреевич Кошка. Средний сын Федора Кошки, Федор Федорович Голтяй и смешал кровь Рюриковичей и Романовых: его дочь Мария стала женой князя Ярослава Владимировича Малоярославецкого. А внучка была женой Василия Темного. То есть, мать Ивана Третьего была троюродной сестрой прапрадеда царя Михаила Романова. А Иван Грозный был шестиюродным братом патриарха Филарета отца Михаила Романова. Я рисовала схему, чтобы не запутаться в этом смешении веков и колен Рюриковых.

В 16-м веке бояре могли без запинки ответить, кто и кем кому приходился, в какой точке пересеклись роды. На этом их местническая система и боярская спесь зиждились. И посему, выходит, что прав на трон все же у Романовых больше, чем у худородных Годуновых. И неожиданный вывод: смерть царевича Дмитрия выгоднее Романовым?

Да, если опять же брать на веру версию, что мальчик не сам ножичком "попоролся". И, если верить, что Романовым бы удалось толпе народа, которая Годунова на царство выкликала, стройно и без схем рассказать, что у них есть права на трон. Вряд ли после кончины Федора Иоанновича и объявлении Ирины Годуновой, что она отказывается царствовать, толпа бы стала считать потомков Федора Кошки.

И вот в этой точке, когда толпа "хотела" на царство Бориса, окончательно расходятся пути Федора Никитича и Бориса Федоровича, а ведь прежде они приятельствовали. У них ведь одна цель была - оградить царя Федора, слабого, болезненного, приходившегося родственником им обоим, а потом - каждый сам за себя.

Пошли по Москве слухи, что покойный царь "приказал быть по себе на престоле братаничу своему, Федору Никитичу Романову", дескать, нарушили его волю, усадив на трон Годунова. Завещание, мол, было, но его уничтожила царица Ирина, или брат ее, временщиком бывший, или Иов, патриарх, всем Годунову обязанный.

Немец Конрад Буссов, приближенный Годунова, в мемуарах записал ходившую по Москве сплетню, согласно которой, царица Ирина убеждала мужа вручить скипетр и державу Годунову, но царь предложил скипетр своему двоюродному брату Федору Романову. А тот уступил скипетр брату Александру Никитичу, Александр третьему брату Ивану, Иван - Михаилу... "Так возьми же его, кто хочет!" - якобы воскликнул царь, потерявший терпение. Тут-то Годунов и схватил скипетр.

Верим, что Романов мог добровольно уступить скипетр? Я не верю. К тому же в 1863-м году в Коломенском дворце был найден его портрет в царском одеянии, с подписью "Царь Федор Микитович Романов". Исследователи считают, что надпись и "парсуна" были сделаны в 17-м веке или около того периода.

-4

Если этот портрет был изготовлен по приказу Федора Никитича, то напрасно он поспешил. Обстановка накалялась, подспудно, но обе партии боролись. У Романова было много родни, а на стороне Годунова был "административный ресурс" и мнение патриарха. Внешне окончилось тем, что Борис поклялся Федору, что будет относиться к нему как к брату в делах правления, опираться на его помощь и советы.

Был короткий период внешнего благополучия, а потом Годунов занедужил. В народе пошли слухи о кончине нового царя, даже пришлось нести болящего на носилках - показать народу, а Романовы подняли голову. В столицу было призвано много воинов из провинциальных вотчин боярина. Что не укрылось от Годуновых, подвизавшихся при Грозном на ниве тайного сыска.

"Этой ночью мы из нашего двора видели, как несколько сот стрельцов вышли ночью из замка с горящими факелами, и слышали, как они открыли пальбу", - записал польский дипломат.

Монашеский клобук

Дом Федора Романова взяли штурмом, преодолев сопротивление вооруженной охраны. "Федора Никитича з братьею и с племянником... приводиша не одиново к пытке". Но Романовы и их слуги "помираху многия на пытках, государей своих не оклеветаху".

И перед Годуновым встал вопрос: за что судить? За то, что заговор был? А поверят? Если доказывать, можно невольно дать людям пищу для ума и многие поймут, что права Романовых древнее и надежнее? Да и голод в стране, неурожаи, обнищание. Народу только повод дай для бунта - сметет.

Так возник донос Бартенева и дело о колдовстве, по которому Романовы и поехали в ссылку, а Федор Романов и его жена Ксения Шестова были пострижены в монахи. Кстати, это нарушало православные традиции. Но Годунов и тут постарался придать постригу вид законности. Согласно православным канонам не допускался постриг одного из супругов, если второй жив, а брак не бесплоден. А, вот, если вместе в монастырь шли - пожалуйста. Как Петр и Феврония, помните?

При детях малых тоже не постригали, но уж тут не стали церемониться. Надели на Ксению жесткую власяницу, нарекли Марфой, на Федора напялили монашеский клобук, нарекли Филаретом. А дети... никого не интересовали. Возможно, Годунов надеялся, что перемрут Романовы сами на северах и в условиях жесткого содержания. Казнить "колдунов" Годунов все же не решился.

-5

Из братьев Романовых в живых остались Федор и Иван. Опале подверглись все их родственники и друзья-приятели: князь Иван Сицкий, князь Александр Репнин, дьяк Василий Щелкалов, дворяне Карповы, Пушкины. Грозный мог позавидовать царю Борису, при котором система доносов и тайного сыска достигла невиданных масштабов. По улица даже ходили специальные люди - для подслушивания. Доносили все: соседи на соседей, бояре друг на друга, сыновья на отцов, жены на мужей. Людей хватали, распихивали по темницам, не признававшихся считали более виновными.

Чем было монашество для Филарета Романова? Крахом всех надежд. В те годы клобук нельзя было снять, а в нем на трон не взойти.

"Милые мои детки! Маленькие бедные остались; кому их кормить и поить? А жена моя бедная, не знаю, жива ли? Чаю, завезли ее туда, куда и слух не зайдет..." - стенал старец в монастырском суровом заточении.

Ему было запрещено получать письма "с воли" и говорить с посторонними. Но внезапно Филарет воспрянул духом! Очевидно сторонникам опального боярина удалось наладить с ним связь, а весточка с воли, вызвавшая радость Романова была такой: в октябре 1604 года с польскими военными отрядами перешел границу тот, который именовал себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием Ивановичем!

"Живет старец Филарет не по монастырскому чину, неведомо чему смеется, все говорит про птиц ловчих да про собак, как он в мире живал. Старцев бранит и бить хочет и говорит им: "Увидите, каков я вперед буду", - докладывали Годунову.

Продолжение следует...

Иллюстрации из свободного доступа. На обложке кадры из т/с "Годунов"

По теме:

Благодарю за лайк и подписку. Приглашаю вас в свой канал в Телеграм, там любопытные факты, исторические курьезы и интересные фотографии.

ПРОЖИТО