Найти в Дзене
Ведомости. Спорт

Битва континентов: как ФИФА начала проводить клубный чемпионат мира

Оглавление

В середине июня в США стартует обновленный клубный чемпионат мира. Турнир считают идейным продолжателем Межконтинентального кубка – принципиального противостояния с богатой историей.

К середине XX в. футбол стал по-настоящему глобальным, регулярных международных турниров становилось все больше, а в 1955 г. стартовал первый розыгрыш Кубка европейских чемпионов (нынешняя Лига чемпионов). Спустя пять лет появился южноамериканский аналог – Кубок Либертадорес. А для победителей двух крупнейших соревнований придумали Межконтинентальный кубок. Он просуществовал больше 40 лет, запомнился скандальными матчами, но в итоге проиграл конкуренцию новому проекту Международной федерации футбола (ФИФА).

Через Атлантику

Для европейских топ-клубов предсезонные международные турне почти традиция. В последние годы участники сильнейших лиг часто ездят в США ради игровой практики и расширения аудитории. Полвека назад популярнее было движение в обратном направлении – в Европе гостили команды из Америки. Летом 1957 г. впервые прошел Турнир Парижа – его основали руководители французского «Расинга», мечтавшие определить в конкурентной борьбе сильнейшую команду мира. Претендентов было четверо: «Реал» (обладатель Кубка чемпионов), «Рот-Вайс» (чемпион ФРГ), бразильский «Васко да Гама» (победитель клубного чемпионата Южной Америки – предшественника Кубка Либертадорес) и сами организаторы («Расинг» в предыдущем сезоне стал четвертым в чемпионате Франции). Турнир стартовал с полуфинала. В решающем матче «Васко да Гама» в меньшинстве победил «Реал» – в СМИ бразильцев стали называть чемпионом мира среди клубов.

Турнир Парижа стал ежегодным, но быстро потерял актуальность. Его проводили без участия УЕФА и КОНМЕБОЛ – главных футбольных организаций Европы и Южной Америки. Без их содействия организаторам было сложно поддерживать стабильно высокий уровень участников. Но соревнование подтвердило, что болельщикам интересны матчи, где сходятся команды с разных континентов. Потенциал таких встреч разглядел и глава Бразильской конфедерации футбола Жоао Авеланж. Вместе с французским журналистом Жаком Годде и президентом «Реала» Сантьяго Бернабеу он продвигал идею нового турнира. Их поддержали УЕФА и КОНМЕБОЛ – так в 1960 г. появился Межконтинентальный кубок. ФИФА новый турнир не признала, посчитав его лишь серией товарищеских матчей.

В первом розыгрыше кубка встречались «Реал» и уругвайский «Пеньяроль» – европейцы победили благодаря разгрому в Мадриде. В то время команды проводили минимум две встречи – дома и в гостях. Причем счет матчей не суммировался. Например, в 1961 г. «Пеньяроль» проиграл «Бенфике» в Лиссабоне, зато легко разобрался с ней же в Монтевидео – 5:0. Потребовалась третья встреча, она снова прошла в столице Уругвая, где сильнее вновь стали хозяева (2:1). Вообще, фактор своего поля тогда имел огромное значение. Перелет между Европой и Южной Америкой занимал около 20 часов и включал промежуточные остановки для дозаправки самолетов в Африке, на Канарах, Карибских островах или в США. Долгая дорога, смена часовых поясов, проблема акклиматизации – выиграть на выезде было очень сложно. Впервые это получилось все у того же «Пеньяроля» лишь в 1966 г., когда уругвайцы победили «Реал» в Мадриде.

Кровь и тюрьма

Поначалу матчи турнира по накалу борьбы мало отличались от решающих битв Кубка чемпионов и Кубка Либертадорес. Даже на дальние выезды ехали лучшие футболисты. Так продолжалось до октября 1969 г., когда «Милан» встречался с аргентинским «Эстудиантесом». Как раз тогда организаторы изменили регламент – забитые мячи в двух матчах стали суммироваться. Гостевое поражение 0:3 почти не оставляло аргентинцам шансов на итоговый успех.

Дома на знаменитом стадионе «Бомбонера» положение латиноамериканцев стало еще хуже: на 30-й минуте они пропустили гол от Джанни Риверы. «Эстудиантес» ответил двумя мячами до перерыва, но было понятно: кубок уедет в Милан. Тогда на поле началась бойня. Аргентинцы играли нарочито грубо, били по ногам и толкались. Хозяева выбрали главную жертву – французского нападающего Нестора Комбена. Ему припомнили не только гол в первом матче, но и происхождение. Форвард родился в Аргентине, но карьеру начал в Европе, а в 1964 г. предпочел выступать за сборную Франции. В Буэнос-Айресе Комбену доставалось больше всех: вратарь «Эстудиантеса» Альберто Полетти заехал ему ногой в голову, а защитник Рамон Агирре Суарес сломал нападающему нос и разбил скулу. Ривере тоже мстили, а нападающий «Милана» Пьерино Прати потерял сознание, после того как его срубил Полетти. В итоге «Милан» доигрывал матч вдевятером. Прати попросил замену, а к моменту, когда Комбен и Ривера получили травмы, лимит запасных уже был исчерпан. Чилийский арбитр Артур Массаро будто не замечал намеренных нарушений аргентинцев. Мелкие фолы, постоянные оскорбления и плевки он полностью игнорировал, но на явную грубость среагировал – удалил двух игроков «Эстудиантеса».

Счет в итоге не изменился – «Милан» проиграл матч, но завоевал трофей. Впрочем, как следует отпраздновать победу смогли не все. Сразу после игры Комбена задержала полиция. Причина – нападающий не отслужил в аргентинской армии. Пришлось вмешаться французским дипломатам, чтобы вернуть футболиста домой. Проигравшим тоже досталось. Аргентиной в те годы правил авторитарный генерал Хуан Карлос Онганиа. В стране тогда назревал кризис, поэтому он рассчитывал на победу «Эстудиантеса», которая могла бы отвлечь недовольных от внутренних проблем. Поражение в его планы не входило, поэтому он распорядился наказать футболистов под предлогом борьбы с жестоким поведением на поле. Суарес, Полетти и защитник Эдуардо Манера отправились в тюрьму на месяц – причем даже без суда. Когда игроков выпустили, их ждала дисквалификация. Для вратаря Полетти – пожизненная. Суареса отстранили на пять лет, других участников футбольного дебоша – на несколько десятков матчей. Впрочем, наказание было строгим только на бумаге. Все дисквалификации отменили, и даже Полетти вернулся в игру.

Бойкот и реформа

Скандальный розыгрыш 1969 г. нанес турниру большой репутационный ущерб. Если в 1970 г. победитель Кубка чемпионов голландский «Фейеноорд» еще согласился встречаться с «Эстудиантесом», то через год «Аякс» бойкотировал соревнования, сославшись на грубость соперника. Место голландцев в битве с уругвайским «Насионалом» занял финалист европейского турнира греческий «Панатинаикос». В итоге трофей достался южноамериканцам. В 1972 г. амстердамцы все же сыграли в Межконтинентальном кубке и победили аргентинский «Индепендьенте», пусть и ценой тяжелой травмы Йохана Кройфа – он получил ее в результате грубого фола соперника. «Аякс» проигнорировал следующий розыгрыш (вместо него выступил туринский «Ювентус»), в 1974 г. турнир бойкотировала мюнхенская «Бавария» (ее заменил мадридский «Атлетико»), а в 1975 г. клубы (должны были сыграть «Бавария» и «Индепендьенте») не договорились о времени проведения матчей. Европейцы теряли интерес к турниру, регулярно отказывались в нем играть, не видели в этих матчах финансовой выгоды, опасались за здоровье игроков и считали бессмысленными поездки на такие большие расстояния.

В 1980 г. Межконтинентальный кубок реформировали: УЕФА и КОНМЕБОЛ договорились проводить только один матч. Место проведения застолбили за Токио. Тогда же у турнира появился постоянный спонсор – «Тойота», в честь которой переименовали и трофей. С этого момента клубы больше не бойкотировали розыгрыши. Разве что в 1993 г. за награду не смог побороться действующий победитель Лиги чемпионов «Марсель». Команду дисквалифицировали во всех международных турнирах за подкуп соперника в чемпионате Франции, поэтому в Японию поехал «Милан».

Конкуренция с ФИФА

К концу века кубок все же растерял свое значение. Болельщики не воспринимали матчи в далеком Токио как что-то важное. Да и к статусу чемпиона мира среди клубов, который присваивали победителю, были вопросы – в соревновании участвовали команды только с двух континентов. Хотя футбол давно стал глобальнее, организаторы по-прежнему игнорировали Азию, Африку, Северную Америку и Океанию. ФИФА попыталась учесть эти недостатки и в январе 2000 г. провела новый турнир – Клубный чемпионат мира. Его участниками стали две европейские команды («Реал» как обладатель Межконтинентального кубка-1998 и «Манчестер Юнайтед» на правах победителя Лиги чемпионов – 1999), бразильские «Васко да Гама» (выиграл Кубок Либертадорес в 1998 г.) и «Коринтианс» (чемпион страны – хозяйки соревнования), а также клубы из Мексики, Австралии и Марокко (все – лучшие в своих регионах). Саудовский «Аль-Наср» получил путевку как победитель Суперкубка Азии, а не местной Лиги чемпионов, которую выиграл южнокорейский «Пхохан». Восемь участников разбили на две группы, победители встречались в финале, а занявшие вторые строчки бились за бронзу. Титул достался «Коринтиансу».

При этом Межконтинентальный кубок из календаря не исчез. В итоге два сомнительных турнира пытались определить сильнейшую команду мира. Но УЕФА и КОНМЕБОЛ предлагали клубам более короткий розыгрыш с более-менее удобным местом проведения, к тому же у их кубка были история и традиции. У ФИФА же возникли серьезные проблемы с организацией второго розыгрыша из-за банкротства компании-партнера International Sport and Leisure. Швейцарская фирма занималась спортивным маркетингом, сотрудничала с влиятельными структурами, но угодила в коррупционный скандал. Спустя несколько лет ФИФА вернулась к идее турнира, но предварительно договорилась о фактическом слиянии соревнования с Межконтинентальным кубком. В 2004 г. прежний трофей разыграли в последний раз. Спустя год в Японии прошел второй розыгрыш клубного чемпионата мира, гораздо более успешный, чем в 2000 г. Его регламент почти не менялся, пока ФИФА не решилась еще на одно глобальное расширение.

Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram

Читайте также:

Роскомнадзор впервые раскрыл объем «белой» интернет-рекламы в 2024 году

Bloomberg: обещания решить проблемы за пару недель стали типичными для Трампа

Новосибирская прокуратура добилась возврата более 1100 гектаров сельхозземель