Найти в Дзене
Автовод со стажем

40-50 лет службы против 5-10 у конкурентов. Как советский Москвич-402 пережил всех соперников

Советские автомобили послевоенной эпохи чаще всего представляли собой копии весьма популярных тогда моделей Opel. Тем более что немецкая сторона особых возражений не высказывала. Однако уже в конце 1940-х годов инженеры-конструкторы московского завода МЗМА прямо заявили, что Opel Kadett и ему подобные модели — это устаревшие решения, и необходимо искать более современные подходы. Основания для таких заявлений действительно имелись. Во-первых, коллектив разработчиков и проектировщиков МЗМА был одним из самых сильных в стране. Сказывались практический опыт и образование, полученные в трудные годы, когда в команде оставались только те, кто работал с полной отдачей. Во-вторых, на МЗМА уже полным ходом велись разработки новых легковых автомобилей для среднего и высшего уровня руководства страны. Москвич-402 появился на свет в 1956 году и сразу привлёк внимание необычным дизайном и продуманной конструкцией кузова и подвески. Фактически одновременно с М-402 на рынок вышли основные конкуренты
Оглавление

Советские автомобили послевоенной эпохи чаще всего представляли собой копии весьма популярных тогда моделей Opel. Тем более что немецкая сторона особых возражений не высказывала.

Однако уже в конце 1940-х годов инженеры-конструкторы московского завода МЗМА прямо заявили, что Opel Kadett и ему подобные модели — это устаревшие решения, и необходимо искать более современные подходы. Основания для таких заявлений действительно имелись.

Во-первых, коллектив разработчиков и проектировщиков МЗМА был одним из самых сильных в стране. Сказывались практический опыт и образование, полученные в трудные годы, когда в команде оставались только те, кто работал с полной отдачей.

Во-вторых, на МЗМА уже полным ходом велись разработки новых легковых автомобилей для среднего и высшего уровня руководства страны.

Рождение легенды

Москвич-402 появился на свет в 1956 году и сразу привлёк внимание необычным дизайном и продуманной конструкцией кузова и подвески. Фактически одновременно с М-402 на рынок вышли основные конкуренты советского автомобиля: Toyota Corona, Wartburg 311, Skoda 440.

Секрет долговечности советского кузова

У Москвича-402 был несущий кузов оригинальной конструкции, который разрабатывали довольно долго — целых два года.

Значительную помощь оказали коллеги из Горьковского автозавода, у которых имелся определённый задел по практическим испытаниям подобных кузовов на фронтальную и осевую прочность, а также на скручивание.

Возможно, из-за этого М-402 и ГАЗ-21 оказались настолько похожими, что Москвич-402 иногда называли маленькой «Волгой». Интересно, что благодаря несколько более толстому металлу на несущих кузовных элементах и лужению отдельных элементов днища кузов М-402 получился исключительно прочным.

-2

По факту многие из них прослужили по 40-50 лет. Сейчас «402-е» разыскивают и скупают, причём в неплохом состоянии, самодельщики и фирмы, строящие под заказ гоночные родстеры.

Зарубежные подходы к конструкции

Что касается кузова, то Skoda и Toyota пошли аналогичным путём, но с более качественным металлом и без защиты лужением. Естественно, автомобили получились легче. Чешская компания практически повторила конструктив Москвича. Новая Skoda отличалась лишь увеличенной колёсной базой и более элегантным дизайном.

Чешский седан выглядел весьма респектабельно, несмотря на то что длина автомобиля составляла всего 4065 мм, а масса — 920 кг. Toyota Corona получилась короче Москвича при том же весе и отличалась выразительным фирменным дизайном передней части (решётки радиатора).

-3

Самым оригинальным и интересным оказался проект Wartburg 311. Несмотря на то что это была малолитражка, 311-я модель имела длину 4220 мм при колёсной базе 2450 мм. Выглядел Wartburg 311 достаточно смело и современно.

Интересно, что эту модель выпускали вплоть до 1967 года, но спрос на 311-ю у коллекционеров существует до сих пор. Некоторые родстеры, построенные на базе 311-й модели, стоят как современный Mercedes S-класса.

Кстати, Wartburg 311 единственный из всей четвёрки имел рамную конструкцию с навесной облицовкой. У Skoda была хребтовая рама, но основную нагрузку всё же воспринимал кузов.

Различия в ходовой части и трансмиссии

Несмотря на всю внешнюю схожесть, у автомобилей были существенные отличия по ходовой части, подвеске и двигателям. Москвич-402 получил традиционный для советских машин задний привод, переднюю подвеску на поперечных рычагах и рессоры с неразрезным мостом сзади.

Коробка передач была трёхступенчатой, с передаточными числами как у внедорожника. Владельцы Москвича-402 утверждали, что автомобиль легко трогался с места на грунтовых дорогах, будучи полностью загруженным почти тонной груза. Хотя, конечно, максимальная скорость и экономичность были не слишком высокими.

-4

Такая же подвеска и коробка передач была у Toyota Corona, а вот на Wartburg 311 и Skoda 440 подвеска была выполнена на двух поперечных рессорах. Такая конструкция обеспечивала лучшую управляемость, особенно при прохождении поворотов на скорости, но сама система была не слишком надёжной.

Коробки передач у Wartburg 311 и Skoda 440 были четырёхступенчатыми. То есть это были явно городские автомобили, рассчитанные на скорость и манёвренность. Кстати, завод МЗМА смог создать такую коробку передач только в 1960 году, и устанавливать её начали только на М-407.

Сравнение двигателей

Отдельно следует вспомнить двигатели всех четырёх малолитражек. Москвич-402 получил в наследство старый мотор от М-400 — фактически форсированную копию двигателя Opel периода 1940-х годов с рабочим объёмом 1,2 л и мощностью 35 л. с.

На низких оборотах двигатель тянул неплохо, но на 3000-3500 об/мин тяга ослабевала из-за нижнего расположения клапанов. Позже, в 1958 году, создали двигатель с верхним расположением клапанов и мощностью 45 л. с.

Самый мощный мотор получила Skoda 440 — на 40 л. с., кстати, тоже старой нижнеклапанной схемы. В целом двигатель удачный, и Чехия производила его вплоть до конца 1980-х годов. У Toyota Corona мотор был аналогичной схемы, но слабый — всего 33 л. с.

Поэтому японцы через пару лет заменили его на новый двигатель мощностью 45 л. с. В целом двигатель получился гораздо выносливее агрегатов Москвича и Skoda.

Но лучшим мотором, вероятно, оказался трёхцилиндровый двухтактный двигатель DKW мощностью 35 л. с. с нижним расположением клапанов. Невероятно выносливый, компактный, неприхотливый. Немцы производили его для более поздних модификаций Wartburg, и что интересно, даже сейчас на улицах городов бывшей ГДР можно встретить немало старых автомобилей с оригинальными DKW.

При том что сам мотор спроектировали и изготовили ещё в 1940-х годах — то есть в период Второй мировой.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!