Найти в Дзене
Автовод со стажем

40-50 лет службы против 5-10 у конкурентов. Как советский Москвич-402 пережил всех соперников

Оглавление

Советские автомобили послевоенной эпохи чаще всего представляли собой копии весьма популярных тогда моделей Opel. Тем более что немецкая сторона особых возражений не высказывала.

Однако уже в конце 1940-х годов инженеры-конструкторы московского завода МЗМА прямо заявили, что Opel Kadett и ему подобные модели — это устаревшие решения, и необходимо искать более современные подходы. Основания для таких заявлений действительно имелись.

Во-первых, коллектив разработчиков и проектировщиков МЗМА был одним из самых сильных в стране. Сказывались практический опыт и образование, полученные в трудные годы, когда в команде оставались только те, кто работал с полной отдачей.

Во-вторых, на МЗМА уже полным ходом велись разработки новых легковых автомобилей для среднего и высшего уровня руководства страны.

Рождение легенды

Москвич-402 появился на свет в 1956 году и сразу привлёк внимание необычным дизайном и продуманной конструкцией кузова и подвески. Фактически одновременно с М-402 на рынок вышли основные конкуренты советского автомобиля: Toyota Corona, Wartburg 311, Skoda 440.

Секрет долговечности советского кузова

У Москвича-402 был несущий кузов оригинальной конструкции, который разрабатывали довольно долго — целых два года.

Значительную помощь оказали коллеги из Горьковского автозавода, у которых имелся определённый задел по практическим испытаниям подобных кузовов на фронтальную и осевую прочность, а также на скручивание.

Возможно, из-за этого М-402 и ГАЗ-21 оказались настолько похожими, что Москвич-402 иногда называли маленькой «Волгой». Интересно, что благодаря несколько более толстому металлу на несущих кузовных элементах и лужению отдельных элементов днища кузов М-402 получился исключительно прочным.

-2

По факту многие из них прослужили по 40-50 лет. Сейчас «402-е» разыскивают и скупают, причём в неплохом состоянии, самодельщики и фирмы, строящие под заказ гоночные родстеры.

Зарубежные подходы к конструкции

Что касается кузова, то Skoda и Toyota пошли аналогичным путём, но с более качественным металлом и без защиты лужением. Естественно, автомобили получились легче. Чешская компания практически повторила конструктив Москвича. Новая Skoda отличалась лишь увеличенной колёсной базой и более элегантным дизайном.

Чешский седан выглядел весьма респектабельно, несмотря на то что длина автомобиля составляла всего 4065 мм, а масса — 920 кг. Toyota Corona получилась короче Москвича при том же весе и отличалась выразительным фирменным дизайном передней части (решётки радиатора).

-3

Самым оригинальным и интересным оказался проект Wartburg 311. Несмотря на то что это была малолитражка, 311-я модель имела длину 4220 мм при колёсной базе 2450 мм. Выглядел Wartburg 311 достаточно смело и современно.

Интересно, что эту модель выпускали вплоть до 1967 года, но спрос на 311-ю у коллекционеров существует до сих пор. Некоторые родстеры, построенные на базе 311-й модели, стоят как современный Mercedes S-класса.

Кстати, Wartburg 311 единственный из всей четвёрки имел рамную конструкцию с навесной облицовкой. У Skoda была хребтовая рама, но основную нагрузку всё же воспринимал кузов.

Различия в ходовой части и трансмиссии

Несмотря на всю внешнюю схожесть, у автомобилей были существенные отличия по ходовой части, подвеске и двигателям. Москвич-402 получил традиционный для советских машин задний привод, переднюю подвеску на поперечных рычагах и рессоры с неразрезным мостом сзади.

Коробка передач была трёхступенчатой, с передаточными числами как у внедорожника. Владельцы Москвича-402 утверждали, что автомобиль легко трогался с места на грунтовых дорогах, будучи полностью загруженным почти тонной груза. Хотя, конечно, максимальная скорость и экономичность были не слишком высокими.

-4

Такая же подвеска и коробка передач была у Toyota Corona, а вот на Wartburg 311 и Skoda 440 подвеска была выполнена на двух поперечных рессорах. Такая конструкция обеспечивала лучшую управляемость, особенно при прохождении поворотов на скорости, но сама система была не слишком надёжной.

Коробки передач у Wartburg 311 и Skoda 440 были четырёхступенчатыми. То есть это были явно городские автомобили, рассчитанные на скорость и манёвренность. Кстати, завод МЗМА смог создать такую коробку передач только в 1960 году, и устанавливать её начали только на М-407.

Сравнение двигателей

Отдельно следует вспомнить двигатели всех четырёх малолитражек. Москвич-402 получил в наследство старый мотор от М-400 — фактически форсированную копию двигателя Opel периода 1940-х годов с рабочим объёмом 1,2 л и мощностью 35 л. с.

На низких оборотах двигатель тянул неплохо, но на 3000-3500 об/мин тяга ослабевала из-за нижнего расположения клапанов. Позже, в 1958 году, создали двигатель с верхним расположением клапанов и мощностью 45 л. с.

Самый мощный мотор получила Skoda 440 — на 40 л. с., кстати, тоже старой нижнеклапанной схемы. В целом двигатель удачный, и Чехия производила его вплоть до конца 1980-х годов. У Toyota Corona мотор был аналогичной схемы, но слабый — всего 33 л. с.

Поэтому японцы через пару лет заменили его на новый двигатель мощностью 45 л. с. В целом двигатель получился гораздо выносливее агрегатов Москвича и Skoda.

Но лучшим мотором, вероятно, оказался трёхцилиндровый двухтактный двигатель DKW мощностью 35 л. с. с нижним расположением клапанов. Невероятно выносливый, компактный, неприхотливый. Немцы производили его для более поздних модификаций Wartburg, и что интересно, даже сейчас на улицах городов бывшей ГДР можно встретить немало старых автомобилей с оригинальными DKW.

При том что сам мотор спроектировали и изготовили ещё в 1940-х годах — то есть в период Второй мировой.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!