«На крыльце избы» — картина Ростислава Ивановича Фелицина (1830–1882), написанная в 1855 году.
Сюжет картины кажется простым: две крестьянские девочки отдыхают на крыльце после похода в лес за грибами. У входа в избу ходят куры, а с печки с хищным прищуром за ними следит кот.
На первый взгляд, это простая жанровая сценка. Однако, стоит лишь присмотреться, и перед нами открывается целый мир символов и скрытых смыслов. Картина оказывается полна народных образов свадьбы и отсылок к фольклорным традициям и обрядам.
Кошка здесь предстает как неоднозначный персонаж, занимая положение между духом-хранителем и демоническим существом.
А что же куры? Курица на Руси была символом материнства, семьи и женского начала. Недаром этот образ дал название самому известному русскому головному убору — кокошнику (от слова «кокошь»). Незамужние девушки носили повязку, украшавшую лоб, а темя оставлявшую открытым. Выйдя замуж, женщина надевала кокошник, закрывавший затылок и напоминавший наседку.
Кокошники часто украшались, в том числе жемчугом. До рождения первенца кокошник можно было носить ежедневно, чтобы он «помог» стать матерью, а после рождения — только по праздникам, заменяя его в обычные дни повойником.
Связь женщины и курицы прослеживается и в свадебных обрядах. Невеста на свадьбе ассоциировалась с курицей. Об этом говорит древний обычай похищения наседки: накануне свадьбы со двора невесты ритуально крали наседку и выпускали ее в курятник жениха.
Обратим внимание и на другие детали. Некоторые источники указывают на свадебный символизм рябины, на гроздь которой задумчиво смотрит одна из девочек. Рябина играла важную роль в свадебных обрядах: ее гроздья вплетали в венок или косу невесты, что символизировало ее красоту и готовность к семейной жизни, они также служили оберегом от дурного глаза. Родители благословляли молодых веточками рябины, чтобы принести счастье и защитить от недоброжелателей. После свадьбы молодожены сажали рябину возле своего дома, делая ее символом брака, его крепости, плодородия и благополучия.
На первый взгляд, старшая девочка выбирает у младшей из волос колючки или ищет насекомых после прогулки в лесу. Однако некоторые исследователи считают, что она заплетает ей две косы. На Руси замужним женщинам заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы как корону и покрывали платком или головным убором. Считалось, что одна коса питает жизнью женщину, а другая — будущее потомство.
«На крыльце избы» Р. И. Фелицина — это застывший момент детских грез и предчувствий. В этой картине мы видим не только символы свадьбы и обрядов, но и наивные мечты девочек о будущем, о любви и семейном счастье. Надеемся, что наша статья помогла вам по-новому взглянуть на эту картину и почувствовать ее глубокий смысл.
Дорогие друзья, благодарим за внимание! Если вам было интересно, подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о художниках и скрытых смыслах их произведений!