Найти в Дзене

Различия между становлением первичного словаря и словарной работой на выходе из алалии. Рассказ "Столяр"

На высоком этапе работы с ребенком, когда он уже овладел основами связной речи, каждая новая тема опирается по лексике на весь пласт словарного запаса, накопленный на предыдущих уровнях. Хотим поговорить о профессии столяра, подразумеваем, что на карточках по глобальному чтению у нас уже были ручные столярные инструменты. Для подготовки к рассказу не обязательно вспоминать множество инструментов, достаточно освежить 5-6 названий. Если только мальчики вдруг сами захотят блеснуть знаниями и начнут сыпать словами, которые узнали у папы или у дедушки в мастерской. В этом случае не останавливаем, пусть перечислят всё, что знают. Глядишь, и мы что-то новое для себя услышим. Знакомство с сутью работы столяра тоже уже состоялось, когда ребенок изучал, как столяр Пётр делает стул. Можно переходить к расширенной лексике на столярную тематику, подробнее рассмотреть работу мастера по дереву. Объясняем детям, что электроинструменты придумали для ускорения работы. Электрическая дисковая пила сп
Оглавление

На высоком этапе работы с ребенком, когда он уже овладел основами связной речи, каждая новая тема опирается по лексике на весь пласт словарного запаса, накопленный на предыдущих уровнях. Хотим поговорить о профессии столяра, подразумеваем, что на карточках по глобальному чтению у нас уже были ручные столярные инструменты.

Рубанок, ножовка, кусачки, молоток и стамеска.
Рубанок, ножовка, кусачки, молоток и стамеска.

Для подготовки к рассказу не обязательно вспоминать множество инструментов, достаточно освежить 5-6 названий. Если только мальчики вдруг сами захотят блеснуть знаниями и начнут сыпать словами, которые узнали у папы или у дедушки в мастерской. В этом случае не останавливаем, пусть перечислят всё, что знают. Глядишь, и мы что-то новое для себя услышим.

Знакомство с сутью работы столяра тоже уже состоялось, когда ребенок изучал, как столяр Пётр делает стул.

Можно переходить к расширенной лексике на столярную тематику, подробнее рассмотреть работу мастера по дереву.

Этот столяр работает с ручным инструментом, у него вообще нет средств защиты. С электроинструментом такой номер не пройдет!
Этот столяр работает с ручным инструментом, у него вообще нет средств защиты. С электроинструментом такой номер не пройдет!

Объясняем детям, что электроинструменты придумали для ускорения работы. Электрическая дисковая пила справится с распилом дерева во много раз быстрее, чем ручная ножовка.

Электродрель, электрическая дисковая пила, шуруповерт аккумуляторный.
Электродрель, электрическая дисковая пила, шуруповерт аккумуляторный.

Но быстрые электрические инструменты опасны. Без средств защиты работать нельзя!

Защитный экран, очки, кепка, защитные нарукавники и перчатки
Защитный экран, очки, кепка, защитные нарукавники и перчатки

Даём представление о защите глаз (очки, экраны) и рук (перчатки, нарукавники). Кстати о нарукавниках. Те, что на фото, я позаимствовала у своих мужчин для обработки колючих кустов ежевики. По ним можно смело проводить ножом или пилой, на руке ни царапины! Вот такие сейчас современные средства защиты для профессионалов.

Первичный словарь опирается только на наглядность и на контекст ситуации

Когда начинаются разговоры о профессиях, предполагается, что ребенок давно вышел за рамки накопления первичного словаря.

При формировании первичного словаря рассчитываем на ситуативное запоминание слов. "Словами слова" пока невозможно объяснить. Так что, если никак не показать предмет, признак или действие, пусть слово прозвучит в контексте. Этого достаточно.

На уровне ОНР 1-2 не мучаемся мыслями о том, как подать ребенку то или иное слово. Просто говорим его и всё!

Почти вся слышимая ребенком лексика идет в пассив. В активное употребление выходит исключительно ситуативный словарь.

говорю это, потому что в этом месте и в этот момент все говорят так."

Здесь идет опора на функциональную эхолалию, она и становится тем рычагом, который постепенно перетягивает пассив в актив.

Особенности словарной работы при переходе ребенка на 4-й уровень развития речи

На 3-4 этапе работы над речью, обговариваем с ребенком значения слов, задавая ему наводящие вопросы.

Вот пример диалога по тексту "Столя́р"

Рассказ "Столя́р"
Рассказ "Столя́р"

🔸У вас дома есть кухонный стол?

🔹Есть, мама на нём готовит.

🔸У столярá тоже есть свой стол. Он называется верстак. Он большой и тяжёлый, на нём удобно обрабатывать деревянные детали мебели. Как ты думаешь, мебель бывает тяжелая?

🔹Да, шкаф очень тяжёлый.

🔸Вот поэтому столяр должен быть сильным. Ещё он умеет изготавливать (заменяем глагол "делать" на синоним) разную мебель. Значит столяр какой?

🔹Он умелый.

🔸При работе с инструментами требуется внимательность. Каким ещё должен быть столяр?

🔹Внимательным.

🔸Если бы мастер сделал кривую мебель, стали бы её покупать?

🔹Нет, кривая мебель некрасивая.

🔸Верно, поэтому столяру́ нужно быть аккуратным. Старательно все измерять, перед тем, как отпилить или просверлить что-то. Он пользуется измерительными инструментами.

Лазерный уровень, уровень-колодка, рулетка.
Лазерный уровень, уровень-колодка, рулетка.

После такого обсуждения читаем текст, и я прошу ребенка пересказать его. Первая попытка может быть любая по качеству. Это тестовый "прогон", который покажет мне, какие моменты нужно будет обсудить ещё раз. Обычно достаточно трёх подходов к новой теме:

1. Глубокое и подробное обсуждение.

2. Уточнение деталей.

3. Окончательный вариант пересказа.

Не забываем вероятностное прогнозирование.

🔸Как ты думаешь, что случилось бы, если бы в мире вдруг исчезли бы все столяры́?

🔹У нас в доме не стало бы мебели. Мы бы спали и ели на полу.

🔸Значит столяр - это нужная профессия?

🔹Нужная!

По ссылке разговор о профессии повара.

Всем успехов в развитии речи!