Найти в Дзене

Изменения в речевой программе Жени для перехода от 3 уровня ОНР к 4. Рассказы о профессиях. "Повар"

По последним видео заметно, что Женя сделал приличный скачок в развитии речи. Он подошёл вплотную к границе ОНР 4. Это означает, что третий уровень развернулся во всем своем разнообразии. Последний пункт нам особенно интересен. Мы приступаем к работе над целой серией рассказов о людях разных профессий. Один из моих учеников, Даня, уже трудится над этой темой. Его мама составила картотеку описательных рассказов о лётчиках и стюардессах, врачах и медсëстрах, поварах и официантах. Она сразу же делится со мной всеми материалами, которые Даня уже отработал. Здесь я покажу, как составить рассказ о поваре. Используем приём вопрос-ответ. Рассматривая картинки, обсуждая их, задаём ребёнку конкретные вопросы. В идеале, сразу же записывать получившиеся предложения в альбом. На глазах ученика возникает рассказ, ему будет легче прочесть текст, если его писали вместе с ним. По картинкам смотрим, какие предметы требуются повару для работы: Важно: рассматривая картинку, мы задаём вопрос с помо
Оглавление

По последним видео заметно, что Женя сделал приличный скачок в развитии речи.

Он подошёл вплотную к границе ОНР 4. Это означает, что третий уровень развернулся во всем своем разнообразии.

По каким же признакам это стало заметно:

  • Выросла речевая инициатива.
  • Он легко, без заметного по времени обдумывания, строит развернутые предложения.
  • Значительно улучшилась фонетическая составляющая речи, встали все звуки русского языка.
  • Улучшился грамматический строй речи. Бóльшая часть падежных окончаний звучит правильно.
  • Обогатился словарный запас. Уверенно использует все глагольные формы, вошли в обиход приставочные глаголы. Есть наречия, порядковые числительные, сравнительные прилагательные.
  • Женя живёт в среде, где звучат английский и немецкий языки. Он начал в садике отвечать на вопросы громким голосом (до этого шептал), используя оба языка. Воспитатели наконец-то увидели и услышали, что Женя умеет говорить.
  • Может коротко описать животное или предмет.
  • Знает названия профессий.

Последний пункт нам особенно интересен. Мы приступаем к работе над целой серией рассказов о людях разных профессий.

Один из моих учеников, Даня, уже трудится над этой темой. Его мама составила картотеку описательных рассказов о лётчиках и стюардессах, врачах и медсëстрах, поварах и официантах.

Она сразу же делится со мной всеми материалами, которые Даня уже отработал.

Здесь я покажу, как составить рассказ о поваре.

Рассказ "Повар"

Повар - очень нужная профессия!
Повар - очень нужная профессия!

Используем приём вопрос-ответ. Рассматривая картинки, обсуждая их, задаём ребёнку конкретные вопросы. В идеале, сразу же записывать получившиеся предложения в альбом. На глазах ученика возникает рассказ, ему будет легче прочесть текст, если его писали вместе с ним.

Рассказ "Повар"
Рассказ "Повар"

По картинкам смотрим, какие предметы требуются повару для работы:

  • Посуда
  • Столовые приборы
  • Кухонная электротехника
  • Книга рецептов
  • Продукты
  • Специи
Много чего нужно повару для работы.
Много чего нужно повару для работы.
Важно: рассматривая картинку, мы задаём вопрос с помощью обобщающего понятия, а ребёнок называет конкретные предметы.

Диалог может выглядеть так:

🔹Какие овощи есть на картинке?

🔸Морковь.

🔹Можешь вспомнить, из каких продуктов повар готовит щи?

🔸Мясо, капуста, картошка, морковка, лук, помидоры.

🔹А специи нужно добавлять?

🔸Добавим соль и перец.

Мы видим, что подготовка к рассказу должна охватывать бóльший объëм лексики, чем требуется для конечного текста. Ребёнок не только учится связной речи, но и активно набирает знания об окружающем мире. Далеко за рамки поварской темы выходить не стóит. Однако обратиться к личному опыту детей нужно. Каждый из них видит, как готовят еду дома и наверняка уже пробовал сделать хотя бы бутерброд.

После того, как рассказ записан, даём ребёнку несколько дней на то, чтобы "обжиться" в этой теме. Раз в день читаем текст, дополнительно ищем информацию в интернете, можно сходить в кафе, обсудить качество приготовления блюд.

На 3-4 день предлагаем ребёнку самостоятельно рассказать о поваре. Хвалим и обязательно задаём важный вопрос:

А что было бы, если бы вдруг исчезли все повара в мире?

Пусть попробует спрогнозировать последствия. Это одно из высоких речевых умений: описать словами вероятности. Оно нам тоже весьма пригодится.

🔹Мирон отлично справился с прогнозом, сказал, что если бы вдруг исчезли все повара, то люди не смогли бы дойти до дома от голода. Ведь по дороге не было бы ни кафе, ни столовых, ни ресторанов.

Ниже по ссылке описывается профессия столяра.

Здесь рассказ "Почтальон"

Всем успехов в развитии речи!