Найти в Дзене
МИР МАСЕЛ И СМАЗОК

Советский автошедевр или техническая катастрофа? ЗАЗ-966 в деталях

Картинка 1. Авторская работа
Картинка 1. Авторская работа

Был ли ЗАЗ-966 любимчиком советских водителей? Сказать сложно. Машина была… особенной. Неказистая, маленькая, почти игрушечная — но при этом она ездила, жила своей жизнью и даже вызывала уважение у тех, кто понимал её ценность.

В те времена, когда очередь за «Жигулями» могла растянуться на годы, а машина считалась чуть ли не семейной реликвией, ЗАЗ-966 был для многих — первым собственным автомобилем .

🏭 Рождённый в Запорожье

Картинка 2. Авторская работа
Картинка 2. Авторская работа

Выпускался он с 1966 года на заводе "Коммунар" в Запорожье. Изначально под капотом ставили двигатель от предыдущей модели — ЗАЗ-965. Но мощности хватало только на то, чтобы ехать тихо и задумчиво. Поэтому уже через пару лет его заменили на более современный мотор МеМЗ-968 , сделанный на Мелитопольском заводе.

А ещё этот автомобиль получил кличку — «ушастый» . Прозвище досталось из-за характерных воздухозаборников на передней части капота. Выглядело это немного странно, зато узнаваемо.

Интересно, что многие владельцы втайне гордились тем, что их машина — потомок NSU Prinz , немецкого автомобиля, дизайн которого частично списали советские конструкторы. Но на людях, конечно, говорили:

— Ну да, внешне похож… но наш всё равно лучше!

И знаете что? Они были правы. Подвеска, например, у ЗАЗ-966 была прочнее, чем у оригинала. А рулевое управление — послушнее. Всё как надо — по-советски.

⚙️ Качество сборки: повезло или нет?

Картинка 3. Авторская работа
Картинка 3. Авторская работа

Однако, если вы думаете, что машина выходила идеальной с конвейера — вы ошибаетесь. Сборка была разной. То ли рабочие в цехах уставали, то ли просто время такое было.

Самыми удачными считались автомобили, собранные весной и осенью. Видимо, в эти сезоны рабочий дух бодрее, а руки точнее. А вот зимой или летом — попадались экземпляры с косяками.

Ходил даже анекдот про спидометр:

— На скорости 70 стрелка показывает 120!

— Да ну?

— Ну ладно, тогда гайку перекрути!

Но это не шутка. Бракованные тросики спидометра действительно встречались. Однако никто не ездил с такой поломкой — всё чинилось своими руками или у знакомого мастера. Машина была слишком ценной, чтобы ездить с недоделками.

🔥 Двигатель простой, как самовар

Картинка 4. Авторская работа
Картинка 4. Авторская работа

Мотор у ЗАЗ-966 был простой до безобразия. Но именно эта простота делала его надёжным. Если что-то ломалось — можно было починить, не обращаясь в сервис. Да и запчасти найти было проще, чем у других машин.

Система охлаждения работала нормально в обычных условиях: летом до +25°C и зимой до -10°C. Но если начиналась настоящая жара — открывали лючок моторного отсека, чтобы не перегревался. А в морозы наоборот — утепляли капот и пытались быстрее прогреть мотор.

Позже, на модернизированных версиях, систему охлаждения доработали. Но в эпоху 966-го — всё зависело от погоды и терпения водителя.

💨 «Коктейль» вместо бензина

Картинка 5. Авторская работа
Картинка 5. Авторская работа

В конце 80-х, когда дефицит бензина стал особенно острым, многие водители придумали свой способ экономии.

Заливали «коктейль» : немного хорошего бензина, чтобы завести двигатель, а дальше переходили на смесь керосина и солярки.

Да, мотор дымил, грелся, терял тягу... но ездил . И это было важно.

На других советских машинах такое провернуть было сложнее. А вот «ушастый» — выживальщик в мире дефицита.

Картинка 6. CONDOR OIL
Картинка 6. CONDOR OIL

🔄 Проблемы были, конечно

Одной из главных головных болей был коробка передач . Шестерни в ней были крепкие, но настройка — никакая. Все владельцы рано или поздно занимались регулировкой зубчатого зацепления. Либо сами, либо с помощью «дяди Васи из гаража».

Ещё одна проблема — салон . Уже через пару-тройку лет требовалось менять обивку, усиливать кресла, иногда полностью переделывать внутреннюю отделку. Многие читали журналы тех времен — там часто публиковали чертежи для самостоятельного апгрейда.

❄️ «Уши» закрывали на зиму

Картинка 7. Авторская работа
Картинка 7. Авторская работа

Интересно, что зимой многие закрывали характерные воздухозаборники съемными крышками. Это помогало быстрее прогревать двигатель и не давало залезать внутрь мышам, крысам и прочей живности.

Такие мелкие доработки делали «ушастого» не просто машиной — а проектом, который жил вместе с владельцем.

❤️ Любили и ценили

Несмотря на все недостатки — ЗАЗ-966 никто не ругал всерьёз . Он был своим, родным, и символизировал начало автомобильной жизни для многих советских семей.

Это был не просто автомобиль , а целая эпоха. Машина, которая требовала внимания, любви и ремонта, но взамен дарила свободу, возможность выехать на дачу, встретить друзей или просто прокатиться вечером по городу.

🧩 ЗАЗ-966 – как «Лего» для взрослых

Картинка 8. Авторская работа
Картинка 8. Авторская работа

Если представить, что машина — это конструктор, то ЗАЗ-966 был самым настоящим Lego для взрослых мужчин . Его можно было переделывать, улучшать, настраивать под себя. И каждый владелец вкладывал в неё частичку души.

Поэтому, если вы когда-нибудь увидите «ушастого» на старой стоянке или в гараже — не проходите мимо. За этим автомобилем стоит целая история советской автомобильной культуры.

🛠 Какое моторное масло подходит для ЗАЗ-966?

Картинка 9. Авторская работа
Картинка 9. Авторская работа

ЗАЗ-966 оснащался рядным четырёхцилиндровым двигателем воздушного охлаждения МеМЗ-968 , который был простым, но требовательным к качеству масла. Поскольку двигатель работал в тяжёлых условиях (особенно летом), важно было использовать масло, которое обеспечивает хорошую защиту от перегрева и износа.

Рекомендуемые параметры масла:

Тип: Минеральное или полусинтетическое

Вязкость: SAE 40 (летом), 10W-40 / 15W-40 (всесезонка)

Категория: API SF , SE , SD или выше

Если вы хотите использовать современное и надёжное масло, моторные масла компании CONDOR OIL — отличный выбор.

Эти масла отлично подходят для старых двигателей, включая атмосферные моторы с воздушным охлаждением, такие как у ЗАЗ-966. Они обеспечивают:

  • Хорошую термостойкость
  • Надёжную защиту деталей
  • Снижение нагара и окисления масла
  • Совместимость с двигателями предыдущих поколений

📦 О компании CONDOR OIL

Картинка 10. CONDOR OIL
Картинка 10. CONDOR OIL

CONDOR OIL — это международный бренд смазочных материалов, более 15 лет успешно работающий на рынке. Компания специализируется на производстве аналогов известных брендов (Shell, Mobil, Total и др.) и предлагает высокое качество по доступной цене.

🔹 Производство расположено в ОАЭ (Дубай)

🔹 Используется европейское сырьё и передовые технологии

🔹 Продукция соответствует современным стандартам качества

🔹 Выгодная альтернатива дорогим брендам без потери эксплуатационных свойств

💡 Вывод:

Для ЗАЗ-966 отлично подойдут моторные масла CONDOR OIL в вязкости SAE 40 или 15W-40 . Это проверенный выбор для старых автомобилей — масло не только защитит двигатель, но и продлит его жизнь. А благодаря доступной цене и высокому качеству — вы получаете лучшее соотношение "цена-качество".

Моторные масла: https://www.компания-кондор.рф/masla/

📌 Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, если вам интересно читать такие истории! Удачи на дороге!

Читайте также:

1.

2.

3.

4.

5.