С выходом DOOM: The Dark Ages серия вновь оказалась в центре внимания: фанаты обсуждают средневековый антураж, новые виды оружия и драконов, а те, кто помнит первые части, с ностальгией сравнивают современные возможности движка и графики. Но как мы дошли до эпохи рыцарей, где наш любимый Думгай рубит в капусту демонов щитом-пилой? Давайте вместе пробежимся по всей истории DOOM: от классической версии 1993 года до мрачных коридоров DOOM 3, от перезапуска 2016-го с саундтреком Мика Гордона до динамичного DOOM Eternal, а в конце окажемся в средневековье, увидев, как всё это привело нас к The Dark Ages.
Doom (1993)
Первая часть Doom вышла в декабре 1993 года и стала достойным наследником Wolfenstein3D, одним из первых шутеров от первого лица. Действие разворачивается на марсианских базах Фобос и Деймос, где игрок в роли безымянного морпеха сражается с ордами демонов из Ада. Движок id Tech 1 обеспечивал псевдо-3D-окружение, динамическое освещение и стремительный геймплей. Уровни отличались многослойным дизайном: сложные лабиринты, секретные комнаты и нетривиальные маршруты без линейной последовательности. Благодаря распространению в формате shareware и активному сообществу моддеров игра быстро приобрела культовый статус и обеспечила популярность жанру.
Doom II: Hell on Earth (1994)
В 1994 году вышло прямое продолжение – Doom II: Hell on Earth. В отличие от оригинала, эта часть сразу продавалась в коробочном варианте (без shareware-модели). Игра предложила более масштабные уровни и новых монстров, а главным нововведением стал культовый «супер-дробовик». На этот раз действие перенеслось на саму Землю, где после победы героя над армиями Ада на Фобосе и Деймосе демоны вторглись на родную планету.
Компания также выпустила игру без эпизодного деления, добавив 30 новых уровней и два секретных, где игрок, снова выступающий в роли Думгая, должен пробиться через разрушенный город, уничтожить Икону Греха и заткнуть портал в центре города, остановив вторжение. Doom II стала коммерчески успешным проектом, продав более 1.8 млн копий только в США и заработав около $80 млн, а также получила премию Origins Award как лучшая фэнтези/научно-фантастическая игра 1994 года.
Doom 3 (2004)
Doom 3, вышедший в августе 2004 года, стал резким перезапуском серии с акцентом на сюжет и хоррор-атмосферу вместо бодрой нарезки демонов. В центре истории — исследовательский центр «Унабтар» на Марсе, где эксперименты по телепортации открыли портал в Ад. Игрок, будучи морским пехотинцем, должен остановить вторжение и расследовать последствия опытов. Движок id Tech 4 обеспечивал высокую детализацию моделей, динамическое освещение с реалистичными тенями и интенсивные визуальные эффекты.
Линейная последовательность уровней была усилена скриптовыми событиями и внезапными появлениями демонов. Саундтрек и звуковое оформление делала группа Tweaker (Chris Vrenna и Clint Walsh), добавив тяжёлые индустриальные мотивы и атмосферные звуки, которые подчёркивали напряжение и жуткую обстановку. Игра получилось неплохой, но сильно отошла от оригинального духа серии.
Doom (2016)
После более чем десятилетнего перерыва серия вернулась в марте 2016 года с решительным перезапуском, сфокусированном на динамике боя и возвращении к корням – к безжалостной и смачной мясорубке демонов. На движке id Tech 6 игра предложила понятный и агрессивный геймплей: появился двойной прыжок, рывок и система глорикилов, позволяющая зрелищно добивать и разрывать на части поверженных врагов. Сюжет вновь развернулся на Марсе, где корпорация UAC создала портал в Ад, приведя к гибели исследователей и наплыву демонов. Музыку написал легендарный Мик Гордон, смешав тяжёлые гитарные риффы, искажённые басы и электронные вставки, что придало бою дополнительную энергетическую насыщенность и адреналиновую атмосферу.
Doom Eternal (2020)
Doom Eternal(2020), разработанный на движке id Tech 7, стал прямым продолжением Doom (2016). Сюжет перенёс эпическую войну с демонами на Землю, а геймплей стал ещё более динамичным, резко перескочив в сторону аркадного шутера. Игра продолжает сюжет «воскрешения» Думгая - после событий Doom (2016) он возвращается на Землю, чтобы остановить демоническое поглощение планеты.
Кампания Eternal отличается более разнообразными аренами, паркурными элементами и большим упорам на чередование разных типов оружия. Сюжет стал еще более проработанным, позволяя игроку изучить и понять истинные мотивы и интриги всех сторон конфликта. Дополнительно были выпущены два эпизода DLC The Ancient Gods Part 1 и Part 2 (2020–2021), завершающие сюжет Eternal и подготавливающие почву для будущих игр. Doom Eternal получила высокие оценки за геймплей, дизайн уровней и саундтрек, но вызвала смешанные отзывы по части платформинга и ненужного фокуса на дополнительные режимы игры.
Doom: The Dark Ages (2025)
Последней на данный момент игрой во вселенной Doom является Doom: The Dark Ages, вышедшая 15 мая 2025 года для PlayStation 5, Xbox Series X/S и Windows. Игру анонсировали на Xbox Games Showcase в июне 2024 года. The Dark Ages является приквелом к Doom (2016) и Doom Eternal, рассказывая историю Палача Рока в техно-версии Средневековья — задолго до марсианских и земных конфликтов с силами Ада.
Вместо традиционного «беги и стреляй» игра предлагает более «тяжелый» и продуманный бой: Думгай выступает в роли настоящего танка с упором на ближний бой, «щитом-пилой» для блоков/парирований и медленным «глори-киллом» для контроля над врагами. Новые виды оружия также подчеркивают брутальность происходящего. Такие как, например, «Череподав» — пушка, буквально стреляющая осколками раздробленных черепов врагов. The Dark Ages получил положительные отзывы критиков и игроков, в очередной раз доказав, что серия может эволюционировать в совершенно новом сеттинге, не теряя своей идентичности.
АВТОР: Владимир Молотов