На этой картине группа евреев терзает молодую женщину, используя ее тело для страшного ритуала. Как так вышло, что европейский художник решил показать евреев в таком свете?
Страшное дело в венгерской деревне
В 1882 году в венгерской деревне Тисаэслар пропала 14-летняя девочка Эстер Шоймоши. Она была христианкой. В деревне проживала еврейская община.
В течение следующих нескольких дней мать и тетя девочки пришли к мысли, что ее убили местные евреи. Сначала к их заявлению отнеслись с недоверием, поэтому следователи просто заявили о пропаже. Но через несколько недель ситуация изменилась.
Только после того, как женщины деревни составили отчет о преступлении, основанный, по их утверждению, на информации, полученной от пятилетнего мальчика, суд распорядился провести официальное расследование по этому делу. Через две недели значительная часть мужского еврейского населения деревни была арестована по обвинению в убийстве Эстер.
Сообщения об этом деле начали распространяться в национальной прессе. Депутаты-антисемиты позаботились о том, чтобы на дело обратило внимание Министерство юстиции в Будапеште. Также подключилась католическая церковь. Была назначена команда адвокатов защиты, в которую входил известный юрист Кароли Этвеш. Практически все было готово для проведения полномасштабного расследования и судебного разбирательства. Не хватало только тела.
О деле писали по всей Европе. Евреев Тисаэслара обвиняли в том, что они схватили Эстер для получения христианской крови с целью приготовления мацы к предстоящему Песаху.
Тело нашли спустя три месяца
18 июня 1882 года на берегу реки Тиса обнаружили тело молодой женщины. На ней не было ран. Оно было одето в одежды Эстер. Следствие приступило к юридическим процедурам, даже подключили исследователей иудейских обычаев и ритуалов.
Сначала эксперты решили, что тело принадлежало зрелой женщине-еврейке. Они выдвинули версию, что ее могли одеть в одежду Эстер. Стали допрашивать плотовщиков. Среди них были как евреи, так и неевреи.
Спустя год четырем евреям были предъявлены обвинения в убийстве первой степени. Пятерым - в соучастии. Еще четверым - в пособничестве заговору. Ход судебного разбирательства шел под давлением антисемитских агитаций и противоречивых признаний.
Показания Морика
Самым драматичным моментом стали показания Морика, 14-летнего сына служителя синагоги Юзефа Шарфа. Морик сообщал, что его отец заманил Эстер к себе домой под предлогом того, что ему нужно было передвинуть менору в субботу. Оттуда он заставил ее войти в синагогу, где она была убита Соломоном Шварцем и еще двумя людьми.
17 июля, спустя почти месяц после начала судебного разбирательства, судьи, защита, обвинители и обвиняемые отправились в Тисаэслар, чтобы осмотреть предполагаемое место преступления. Морика Шарфа попросили воспроизвести картину преступления, а также указать точное место, с которого, по его словам, он был свидетелем убийства. Морик настаивал на том, что он стоял за дверью синагоги и беспрепятственно наблюдал за происходящим через замочную скважину. При надлежащем осмотре выяснилось, что замочная скважина практически не давала визуального доступа внутрь синагоги. Неделю спустя судьи отказались признать Шарфа свидетелем, так как они усомнились в достоверности его показаний.
27 июля 1883 года заместитель главного прокурора Эде Зайфферт выступил перед судом с заключением - он призвал судей признать всех подсудимых невиновными. 3 августа трое судей вынесли свой вердикт: все обвиняемые были оправданы. На следующий день Морика вернули в семью.
Воображаемый портрет Эстер
Для усиления эмоциональной напряженности пресса использовала визуальные образы против евреев. Сначала художники нарисовали воображаемый портрет Эстер. Оригинал утерян, но издатели успели создать множество копий. Видя ненастоящий портрет Эстер, читатели идентифицировали себя с предполагаемой жертвой.
Эрнст Новак стал первым художником, который изобразил выдуманное ритуальное убийство Эстер. Предвосхитив спрос, он сделал фоторепродукции своего творения. Однако местная полиция быстро отреагировала на его производство и конфисковала картины.
Вторая картина, созданная десятилетием позже, была ложно приписана Михаю Мункачи, знаменитому венгерскому художнику, который жил в Париже. Именно ее вы можете видеть в начале этой статьи.
Изображенная сцена является плодом антисемитского воображения. Художник явно пытался демонизировать евреев, изобразив большую группу, которая мотивирована провести ритуал с использованием невинной жертвы.
Популярность картины псевдо-Мункачи
На выставке в Париже в 1896 году было заявлено, что это работа великого венгерского мастера, чье имя было скрыто. Название картины явно отсылало к известному делу - "Сцена ритуального убийства в Венгрии". Новость о выставке дошла до Мункачи и он, посетив ее, отверг свое авторство. В 1898 году картину выставили в Брюсселе, где снова намекали на авторство Мункачи, назвав в качестве темы незначительное венгерское дело о кровавом навете. До турне по Европе она также выставлялась в Варшаве, затем ее показали в Санкт-Петербурге.
После очередной шумихи вокруг авторства владелец картины приписал ее известному русско-польскому художнику Генриху Семирадскому. Позже картина переходила из рук в руки и в 1914 году она вновь появилась в Санкт-Петербурге, где ее снова приписали Мункачи. Вдова Мункачи решительно отрицала авторство художника. После столетнего молчания, в 2013 году картина появилась в Лондоне.
Сам факт векового путешествия картины по разным галереям говорит о популярности темы кровавого навета в европейской среде. Важно также то, что ей пытались придать значимости через упоминание знаменитых художников.
Целевой аудиторией картины была в первую очередь активная городская буржуазия, часть которой придерживалась антисемитских взглядов.
Друзья, на моем канале есть Премиум-подписка, где я параллельно публикую большие статьи и записи трансляций. Подписывайтесь, если хотите читать больше статей и поддерживать канал. С уважением!