Найти в Дзене

Фундамент из ПОКРЫШЕК — ЕРУНДА? Минусы и подводные камни

Оглавление

Фундамент из отслуживших автомобильных покрышек привлекает многих низкими затратами на его сооружение. Как правило, владельцы дачных участков строят на б/у шинах сараи, бани и гаражи, а некоторые считают такой фундамент подходящим и для каркасных домов. И если возведение хозяйственных построек на основании из покрышек ещё как-то можно допустить с точки зрения надёжности, то изношенная резина под жилым строением вызывает вопросы.

Несущая способность

Чтобы здание не проседало, под ним обустраивают фундамент, опирающийся на плотный слой грунта. Фундамент должен обладать значительной жесткостью, чтобы не деформироваться под весом постройки. Бетонные лента или плита, усиленные стальным армированием, железобетонные сваи или блоки, винтовые сваи из высокопрочной стали, кирпич создают надежную опору, если размеры фундамента верно рассчитаны.

Можно ли с уверенностью сказать, что покрышки, даже наполненные песком, не изменят форму под тяжестью дома, даже небольшого? В большинстве случаев нет. Резина — упругий материал, который проминается под нагрузкой, большей чем запланированная (дом чаще массивней автомобиля, чем наоборот).

В СП 50-101-2004 «Проектирование и устройство фундаментов и оснований зданий и сооружений», одном из базовых в строительстве, предписывается выбирать наиболее надежные проектные решения, опирающиеся на использование материалов фундаментов с высокими прочностными физико-механическими свойствами.

Поведение на пучинистых грунтах

Пучинистость — свойство грунта увеличиваться в объеме вследствие замерзания содержащейся в нем влаги, из-за чего на фундамент оказывается давление снизу, расширяющийся грунт выталкивает строения на поверхность.

Действие сил пучения неравномерно, и фундамент, а затем и все сооружение подвергается риску деформации и разрушения. Проблема решается заглублением подошвы фундамента ниже уровня промерзания, как в свайном и ленточном вариантах, либо сооружением песчано-гравийной подушки под мелкозаглубленной железобетонной плитой (так называемый «плавающий» фундамент, равномерно поднимающий здание при пучении). Принципы расчета фундаментов в пучинистом грунте содержатся в пунктах 6.6 и 8.6 СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений».

Обезопасить от воздействия сил морозного пучения фундамент из покрышек сложно: для заполнения траншеи или котлована ниже уровня промерзания грунта 1,2 — 1,5 м, характерного для центральных и северных регионов, понадобится большое количество шин. Соорудить аналог мелкозаглубленной плавающей плиты не получится — составленная из отдельных покрышек конструкция, в отличие от монолитной бетонной, будет реагировать на давление неравномерно.

-2

Морозостойкость

Промерзающий фундамент не только провоцирует приток холода в дом, но и несет в себе опасность саморазрушения в циклах замерзания-оттаивания. Наименее подвержен влиянию холодов металл, промерзание не грозит винтовым сваям. В железобетонных сваях, ленточных и плитных основаниях используется бетон специальных морозостойких марок. Традиционные фундаменты, таким образом, рассчитаны на многолетнюю эксплуатацию при перепадах температур.

Резина, используемая в покрышках, отличается по свойствам в зависимости от сезонного назначения. Но ни летний, ни зимний вариант не оптимальны для фундамента. Летние покрышки под воздействием холода в грунте трескаются и крошатся, а зимние сохраняют мягкость, что способствует их деформации под давлением морозного пучения. Также на нестабильность фундамента из покрышек влияет склонность резины к усадке при низких температурах.

Гидроизоляция

Казалось бы, зачем делать гидроизоляцию резины? Она сама по себе обладает водоотталкивающими свойствами. Если речь идет непосредственно о покрышке, это действительно так. Однако фундамент как несколько слоев расположенных рядом друг с другом шин содержит множество пустот, куда проникает вода. Обеспечить сплошной слой гидрозащиты по всему периметру, как это указано в СП 50-101-2004, для основания из покрышек проблематично, их неудобно без зазоров покрывать как жидким изолирующим составом, так с помощью рулонных материалов.

Экологические требования

Отслужившие автомобильные покрышки с 2021 года относятся к IV классу токсичных отходов в соответствии со ст. 51 Закона об охране окружающей среды. Их нахождение на открытом воздухе или в грунте считается нарушением экологических норм и наказывается штрафом от 2000 до 3000 рублей для физических лиц.

Если размер штрафа кажется незначительным по сравнению с экономией на фундаменте, подумайте о реальном вреде, который наносится природе вашего участка. Различные химические вещества, в том числе канцерогены и соли тяжелых металлов, выделяются под действием кислой среды и накапливаются в почве, постепенно распространяясь все дальше и дальше по территории.

-3

Пожароопасность

Резина обладает высокой горючестью. При горении шины выделяют больше тепловой энергии, чем уголь, а распространение огня происходит быстро за счет испарения горючих элементов при относительно низкой температуре. Стальной корд покрышек раскаляется, поддерживая горение, мешая тушению и провоцируя повторные возгорания. Сталь и бетон, используемые в традиционных фундаментах, гораздо менее подвержены огню.

Экономия или непредвиденные расходы?

Из-за недостаточной несущей способности, недостаточной морозо- и водостойкости, плохой сопротивляемости подвижкам пучинистого грунта возможны серьезные эксплуатационные риски здания на фундаменте из покрышек.

Неравномерная просадка фундамента приводит к:

  • Перекосам дверных и оконных проемов;
  • Трещинам в стенах;
  • Деформации кровли и протечкам.

Плохая гидроизоляция становится причиной:

  • Постоянной сырости;
  • Распространению плесени и грибка.

Псевдоэкономия на не отвечающем стандартам фундаменте влечет за собой дорогостоящие ремонты или необходимость полной переделки — возможно, не всегда, но вероятность велика.

Чем заменить покрышки?

Традиционные типы фундаментов на деле зачастую оказываются не такими разорительными и сложными в установке, как может показаться.

  • Винтовые сваи для небольших построек вполне доступны для самостоятельного закручивания. Стоимость опор небольшого диаметра, достаточного для легких строений, относительно невысока. С помощью винтовых свай легко решаются проблемы слабых грунтов и неровного рельефа. Фундамент монтируется быстро и в любое время года.
  • Забивные железобетонные сваи также устанавливаются в короткие сроки, а современная сваебойная техника компактна и справится с работой на любом участке, в том числе с перепадом высот. Ж/б опоры отличаются высокой несущей способностью и долговечностью.
  • Ленточный фундамент при грамотном расчете обеспечивает хорошую устойчивость здания и рациональный расход средств. Значимое достоинство — возможность обустроить полноценный подвал.
  • Плитный фундамент выдерживает большие нагрузки, с ним смело можно планировать дальнейшее увеличение этажности.

👍 Понравился материал? Подписывайтесь на наш канал — впереди огромное количество интересной информации о строительстве и еще больше мнений экспертов!