Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

Что значит «молясь, не говорите лишнего, как язычники»

«…ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6 : 7, 8). Одни верующие твердо уверены, что молиться нужно исключительно текстами, написанными святыми отцами. Другие считают, что главное – не буква, но дух: важно общаться с Творцом от души, а конкретные слова второстепенны. Наконец, третьи принимают промежуточную позицию, согласно которой всё зависит от ситуации. Ведь молитва может быть разной: Некогда в Нагорной проповеди Сын Божий ответил на вопрос о том, как надо молиться. Это и есть та, условно говоря, формула, которую мы процитировали в начале данного поста. Но возникает вопрос: а насколько с такой формулой сопоставимы церковные установления? Скажем, есть религиозная традиция во многих канонах повторять: Праведный Иоанн Кронштадтский учил, что такое 40-кратное повторение учит человека «непрестанному самоосуждению, покаянию, смирению, исправлению, упованию на милость
Оглавление

«…ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6 : 7, 8).

1. Какие слова говорить в молитве?

Одни верующие твердо уверены, что молиться нужно исключительно текстами, написанными святыми отцами.

Другие считают, что главное – не буква, но дух: важно общаться с Творцом от души, а конкретные слова второстепенны.

Наконец, третьи принимают промежуточную позицию, согласно которой всё зависит от ситуации. Ведь молитва может быть разной:

  • в храме во время длительной общей службы;
  • дома при углубленной медитации в одиночку;
  • в момент форс-мажора «по-быстрому»;
  • и т. д.
Молитва долгая, переходящая в форсмажорную, в советском кино «Вий»
Молитва долгая, переходящая в форсмажорную, в советском кино «Вий»

2. Все ли молитвы Церкви подходят под критерий Нагорной проповеди?

Некогда в Нагорной проповеди Сын Божий ответил на вопрос о том, как надо молиться. Это и есть та, условно говоря, формула, которую мы процитировали в начале данного поста.

Но возникает вопрос: а насколько с такой формулой сопоставимы церковные установления? Скажем, есть религиозная традиция во многих канонах повторять:

  • многократно Иисусову молитву;
  • по 3 раза, по 12 раз и даже по 150 раз (это так называемое Богородичное правило) молитву «Богородица, Дева, радуйся»;
  • 40 раз – «Господи, помилуй!». Да, тут всего 2 слова. Но их повторяют 40 раз. С одной стороны, это в итоге вводит говорящего в своеобразный медитативный транс. С другой стороны, нередко часть повторов он может произносить бездумно, «на автопилоте».

Праведный Иоанн Кронштадтский учил, что такое 40-кратное повторение учит человека «непрестанному самоосуждению, покаянию, смирению, исправлению, упованию на милость Божию, милосердию к ближним, памятованию о праведном суде Божием и мздовоздаяния по делам каждого из нас».

3. Насколько оправданы повторы в молитве с точки зрения Нагорной проповеди?

Здесь, видимо, надо вспомнить, как ответил старец из Оптиной пустыни одному верующему. Тот жаловался, что не понимает смысл молитв. На это мудрый старец сказал: зато бесы понимают и трепещут.

Оптина пустынь в российском фильме «Мальчики»
Оптина пустынь в российском фильме «Мальчики»

Может быть, в этом заключается своего рода подвиг – молитвенный? Человек общается с Создателем вдумчиво, выкинув всё остальное из головы, а не просто поспешно повторяет некий текст.

Отсылка Христа в Нагорной проповеди к язычникам, кстати, как раз это и подразумевает. В древних культах грехи пытались искупить уж очень долгими молитвами. Считалось, что чем длиннее – тем больше шанс прощения.

Вспомним благоразумного разбойника, распятого рядом с Иисусом на Голгофе. Сколько он молился? Можно предположить, что вообще нисколько. Зато он участвовал в общении с Христом сердцем, душою. В результате разбойник не только получил прощение, но и стал первым, кто с Иисусом вступил в Рай.

Сопоставим это с ильфо-петровским из «12 стульев»: «Он разделся, невнимательно помолился Богу, лег в узенькую девичью постельку и озабоченно заснул».

Обратите внимание на это «невнимательно». Этакий пустой обряд: человек знает, что молиться надо бы, но тратит на это время вынужденно, походя, не участвуя в молитве сердцем.

Недаром издревле в народе придумали фразеологизм про поверхностное говорение: «читать как пономарь». Это и есть человек, который понуждает себя молиться долго, но мыслями, что называется, витает в воздухе.

4. Можно ли все молитвы свести к «Отче наш»?

С одной стороны, Нагорная проповедь учит молиться кратко. Более того, ответив на вопрос учеников о том, как надо общаться с Отцом Небесным, Иисус добавил вполне конкретную молитву, которую использовать надо, – «Отче наш».

По словам Христа, не надо конкретизировать свои заботы, чаяния, проблемы в таком обращении. «…ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6 : 8).

Выходит, вполне можно все молитвы свести только к одному абзацу: «Отче наш»?

С другой стороны, за много веков существования Церкви создано и, если можно так выразиться, введено в постоянное обращение великое множество молитв. Среди них есть те, чтение которых занимает по полчаса. А есть и часовые. И уж насколько долго идут службы в храме, когда читаются и поются нараспев самые разные каноны, Псалтырь и др.!

По большому счету верно и то, и то. То бишь надо молиться о главном.

Духовный подвиг молитвы, воплощенный в иконах и показанный в советском кино «Андрей Рублев» (коллаж Ртищевского краеведческого музея)
Духовный подвиг молитвы, воплощенный в иконах и показанный в советском кино «Андрей Рублев» (коллаж Ртищевского краеведческого музея)

Вспомним, как молился Сам Иисус. В Гефсиманском саду Он обращался к Отцу довольно долгое время. Ученики Его даже успели уснуть. Причем, помолившись, Он пришел к ним, застал их спящими, затем ушел молиться снова. Апостолы же вновь успели задремать.

Выходит, Сам Сын Божий молился долго?

Да и в Библии звучит призыв: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5 : 17).

Наконец, вспомним и так называемую непрестанная молитву, которая произносится (хоть устно, хоть мысленно) вообще без перерыва.

5. Значит, долго молиться надо? Или не надо?

Думается, в словах Иисуса «не говорите лишнего» подразумевается то, что можно назвать словесным мусором. А он может идти от разных причин:

1) люди мыслями находятся в другом месте, не могут сосредоточиться, потому несколько раз повторяют одно и то же, «залипают» на повседневном и т. д.

Это сводит на нет всю суть молитвы, делая ее пустым произношением ничего не значащих слов;

2) или молящиеся слишком всё конкретизируют, словно программируют ситуацию на будущее до мелочей.

И это неверно, поскольку не нам знать, каковы Свыше планы относительно нас. Как говорят в народе, «человек предполагает, а Бог располагает».

Молитва обстоятельная, но вряд ли до конца искренняя в кино СССР «Иван Грозный»
Молитва обстоятельная, но вряд ли до конца искренняя в кино СССР «Иван Грозный»

Кроме того, Иисус учил, что не надо в молитве произносить «"что нам есть?" или: "что пить?" или: "во что одеться?"», ведь «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матф. 6 : 31–33);

3) или они считают, что, чем больше будут говорить, тем выше шанс, что их просьбы выполнят, – «в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6 : 7).

И это может быть сомнительно. Ведь главное – не многократные повторы (вспомним, что мы выше сказали о языческих культах).

Впрочем, тут есть другая сторона: «…стучите, и отворят вам…» (Мф. 7 : 7). А при определенных обстоятельствах это можно понимать так: даже когда все шансы (на спасение, исцеление…) исчерпаны, надо все равно верить. Спасение может прийти в любой момент, вот как у благоразумного разбойника на Голгофе.

Важно видеть эту грань между бездумным «вдалбливанием» и горячим душевным порывом.

Душа при искренней молитве, как показано в кино СССР «Гардемарины, вперед!»
Душа при искренней молитве, как показано в кино СССР «Гардемарины, вперед!»

Таким образом, важны именно душевный контакт, духовное участие в молитве.

Прочитанная с сердцем краткая молитва, пожалуй, принесет больше пользы, чем монотонное, механическое повторение долгих молитв, вплоть до Псалтыри целиком.

Но важно не останавливаться на кратком. У большинства людей на бытовую рутину уходит более 90% дня. Насколько же мало тратится при этом на то, что должно быть самым важным в жизни: на молитву...

Назовем это условно эффектом Марфы и Марии.

П. с. Уважаемые читатели, как думаете вы: что значит «молясь, не говорите лишнего, как язычники»?

И в развитие темы читайте посты о том, что делать, если в храме думаешь о другом, плюс какое имя упоминать в молитвах (данное при рождении либо при крещении) и еще отчего нам не всегда дают то, о чем мы просим в молитвах, а также почему иногда полезно, когда не сбывается то, о чем молишься.

#православие #христианство #наука #молитвы #философия #психология