Сегодня электрокары на пике своей популярности. В большем количестве новых автомобилей, если и нет электродвигателя, то установлена гибридная силовая установка. Давайте посмотрим, как развивалась их история, ведь не многие знают, что электрокары появились даже раньше автомобилей с ДВС (напомним, он появился лишь в 1885 году).
Первые эксперименты начались в 1830-1840-е.
В 1832 шотландский изобретатель Роберт Андерсон создал первую в мире электрическую повозку. Это была обычная карета, оснащенная неперезаряжаемыми гальваническими элементами. Из-за примитивной конструкции и огромного веса батарей (около 400 кг) повозка могла двигаться лишь с минимальной скоростью на очень короткие расстояния, но все-таки двигалась.
В 1839 Роберт Дэвидсон построил первый электрический локомотив длиной 4,8 метра. На испытаниях он протащил 6 тонн груза на расстояние 2,4 км со скоростью 6,4 км/ч. После этого батареи полностью разрядились. Интересно, что испуганные рабочие разрушили прототип, опасаясь, что он оставит их без работы.
1850-1880-е стали годами прорывных технологий.
В 1859 французский физик Гастон Планте изобрел свинцово-кислотный аккумулятор - первую в мире перезаряжаемую батарею. Это открытие сделало возможным создание практичных электромобилей.
А уже в 1881 Гюстав Труве представил на Парижской выставке трехколесный электромобиль с двигателем Siemens. Машина развивала скорость 12 км/ч и могла проехать до 20 км на одном заряде. Это был первый электрокар, показавший коммерческий потенциал.
Золотым веком для первых электрокаров стали 1890-1900-е
В 1890 Уильям Моррисон из Айовы создал первый практичный электромобиль в США. Шестиместный вагон с 24 аккумуляторами разгонялся до 32 км/ч и имел запас хода 80 км. В 1893 году машина участвовала в Чикагской выставке, вызвав сенсацию.
В 1897 В Нью-Йорке появился первый парк электрических такси - 12 кэбов производства Electric Carriage and Wagon Company. К 1899 году их число выросло до 100.
Бельгийский гонщик Камиль Женатци на электромобиле собственной конструкции La Jamais Contente ("Вечно недовольная") впервые в истории преодолел рубеж 100 км/ч, установив абсолютный рекорд скорости - 105,88 км/ч. Было это в 1899 году.
Закат первой эпохи электромобилей пришелся на 1910-1920-е годы.
В 1908 году Генри Форд начал массовое производство Model T. Цена бензинового авто ($850) была втрое ниже стоимости электромобиля ($2000-3000). К 1912 году продажи Model T достигли 170 тысяч в год.
Уже в 1920 доля электромобилей на американском рынке упала до 1%. Основные причины: ограниченный запас хода (50-80 км), высокая цена и распространение дешевого бензина.
Возрождение электромобилей началось только спустя 70 лет.
В 1996 году General Motors выпустила EV1 - первый серийный электрокар современной эпохи. Авто с никель-металлогидридными батареями имело запас хода 140 км. Правда в 2003 году GM изъяла и уничтожила почти все 1117 выпущенных машин, что вызвало скандал.
В 2008 Tesla Motors представила знаменитый Roadster - первый серийный электрокар с литий-ионными батареями. Запас хода - 393 км, разгон до 100 км/ч за 3,9 сек. Всего было продано около 2450 экземпляров по цене $109 000.
На 2010-2020-е пришлась электрическая революция
В 2012 состоялс дебют Tesla Model S. Авто с запасом хода 426 км получило 100/100 баллов в рейтинге Consumer Reports и стало самым продаваемым премиальным седаном в США в 2015-2016 гг.
С 2017 года Китай стал крупнейшим рынком электромобилей с 579 000 проданных EV. Правительство ввело квоты на производство "новоэнергетических" авто для всех автопроизводителей , с 2020 Европа обогнала Китай по темпам роста продаж EV (+137% против +12%). Норвегия стала первой страной, где доля электромобилей в новых продажах превысила 50%.
В 2023 уже китайская компания BYD обошла Tesla по объему продаж электромобилей (1,57 млн против 1,31 млн). На рынок вышли модели с запасом хода 1000+ км (Lucid Air, Nio ET7).
С 2025 ожидается массовый переход на твердотельные батареи (Toyota, QuantumScape). Они обещают: увеличение запаса хода на 50-100%, снижение стоимости на 30-40%, время зарядки 10-15 минут.
Эта хронология показывает, как электромобили прошли путь от любопытных экспериментов до технологий, меняющих мировой автопром. Каждый этап этого пути был связан с ключевыми техническими прорывами и изменениями на рынке.