Найти в Дзене

Достижение целей. Метод "тихого прорыва" (глава из будущей книги)

Оглавление

В самом начале 2000-х во время прогулки с Мастером в горах Удана (южный Китай), древнем центре даосизма я получил ответ на вопрос о правильном, работающем подходе и к Практике и к эффективной стратегии жизни:

  • “Да-да, есть и такой путь - через понимание. Но потом нужно практиковать”.

Помните в детстве? “Что бы ты сделал, если бы у тебя?...” Дальше следовало: “была волшебная палочка, шапка-невидимка, много-много конфет”.

Такие вопросы не имеют практического смысла, но обладают огромной эвристической силой. Они раскачивают мышление, сдвигая с наезженной колеи привычных шаблонов, позволяя увидеть то, что зачастую находится у нас прямо под носом - именно поэтому не замечается.

О важности

Мы чувствуем себя настолько важными и значительными, что уверены, будто всегда действуем лучшим образом. А незначительные промахи (даже не ошибки) - это “пятна, которые бывают даже на Солнце”.

Это и есть главная ошибка - считать, что действуешь без ошибок.

Но первый принцип даосизма гласит: “Только неправильный метод дает правильный результат”.

А даосы кое-что понимают в жизни, я бы прислушался к истинам, в которых есть сила, позволившая выдержать тысячелетия практической проверки и остаться работающими.

О полезности

Мало кто, оставаясь в здравом уме, считает, что даосские практики - это вид “шизотерики”, предназначенной для познания трансцендентной реальности.

«Вы не знаете этой жизни и, вместо того, чтобы познавать её, вы беспокоитесь о той, запредельной» (Лао Цзы, притча: "Беседа двух мудрецов").

Мало кто знает, например, что первое, чем должен озадачиться новичок - своим здоровьем, которое “всему голова”.

Как однажды заметил относительно “сверхъестественных” феноменов мой Мастер: “Если вы подняли свой уровень в практике, то и ваша “обычная” жизнь должна автоматически улучшиться”.

Иначе, согласитесь, было бы странно тратить драгоценное время жизни неизвестно на что, не улучшая то, что имеешь?

Руководствуясь чувством собственной исключительности, мы привычно смотрим вдаль (это называется “мечтать”, “ставить цели”, “стремиться к успеху”, “реализовываться как личность”). Поэтому никогда не находимся в том единственном месте, где только и возможны изменения и, собственно, само счастье, ради которого (не отдавая себе в этом отчета), мы “ставим цели” и “стремимся к успеху”, “самореализовываемся”.

О целях

Как заметил герой фильма “Гектор в поисках счастья”: “Все ищут сисястью”. Ищут, когда ставят цели, делают карьеру, надев деловой костюм, решаются на изматывающие тренировки, надев костюм спортивный. Ищут лучшую “вторую половину” - женятся и выходят замуж, в конце концов. Все преследует единственную цель - быть счастливым.

Но если бы у нас был “счастьеметр”, он показал бы не совсем то, на что мы рассчитывали, ставя цели, создавая бизнес. Мы что-то упускаем …

На днях прошел дождь и речка Серебрянка в Измайлово превратилась в бурный Терек. Долго наблюдал за бревном, пытавшемся оказаться "в потоке", чтобы уплыть в далекую, светлую даль, в Серебряно-Виноградный пруд, но ... Цели так не достигаются
На днях прошел дождь и речка Серебрянка в Измайлово превратилась в бурный Терек. Долго наблюдал за бревном, пытавшемся оказаться "в потоке", чтобы уплыть в далекую, светлую даль, в Серебряно-Виноградный пруд, но ... Цели так не достигаются

О понимании

“Понимание не так важно, важно иметь собственный опыт, понимание может прийти потом”,- говорил Мастер парой лет раньше.

И это правда. Но другая часть правды - вопрос: если нет понимания, то как получить нужный опыт, что делать?

Похоже на замкнутый круг, который разрубается легче, чем Гордиев узел. Даже острым мечом махать не придется - просто делай то, что говорит наставник, Мастер, тот, кто уже прошел значительную часть пути, поэтому знает направление и ловушки.

Это действительно самый легкий путь. Либо он таким кажется.

О самом легком пути

Лично вы готовы ему следовать? А когда-нибудь пробовали? Вот то-то и оно. В этом смысле я такой же, как и вы.

Поэтому, будь у меня возможность загадать единственное желание, я бы попросил понимания.

Понимание не есть нечто ценное само по себе. Строго говоря, само по себе понимание вообще ничего не стоит. Понимание - это просто комбинация мыслей и чувств, модель, в которую веришь и которой готов следовать.

“Все модели ложные, но некоторые бывают полезными”.

Полезная модель похожа на хорошую карту или дорожный указатель. Карта сама не приведет вас в нужный пункт, как и указатель “Москва” где-нибудь на шоссе в тысяче километров от Столицы не есть сам город. Карта указывает направление, маршрут, двигаясь по которому, можешь оказаться в нужном месте, если приложишь усилия.

О картах

Поэтому ценность хорошей карты и трудно переоценить.

Правильный маршрут (даже направление) не дают гарантии достижения цели, но гарантируют, что вы не растратите драгоценные ресурсы, двигаясь в противоположном направлении. Позже, осознав ошибку, будет очень трудно ее признать (вспомните про чувство собственной значительности) и вернуться туда, откуда давно ушел, чтобы, собрав последние силы, двинуться в правильном направлении.

Модель определяет действия.

Если вы верите, что Земля плоская и держится на трех китах, то не отправитесь в кругосветное путешествие. Если верите, что шарообразная и держится на силе всемирного тяготения, то отправитесь в кругосветку.

Интересно, что в обоих случаях земля под вашими ногами останется той же - изменится перспектива и возможности.

Беда не в том, что мы не понимаем, как делать правильно и потому не делаем, а в том, что делаем то, чего не понимаем. Поэтому получаем, что попало, и это нам не нравится - мы ведь это блюдо не заказывали?

Лучше никуда не двигаться, чем идти в неправильном направлении.

В лесу это очевидно, но в жизни так не получается - жизнь вокруг нас не стоит на месте. Получается как в детской песенке: “Даже когда мы на стуле сидим, мы все равно едем!”

О золотой середине

Мы обречены либо на успех и счастье, либо на провалы и страдание. Никакой золотой середины не существует.

"Золотая середина" - это совсем не то, о чем думает большинство людей. Золотая середина в понимании большинства означает: “Сесть между двух стульев”. Или так: “И в сани не сяду, и пешком не пойду”.

Если у вас проблема, то есть всего два варианта:

  • либо вы настойчиво стремились к цели и столкнулись с сопротивлением, препятствием, которое технически и есть проблема.
  • либо вы никуда не стремились, а "просто жили". Принцип остается прежним. Жизнь двигалась вперед и вы во что-то уперлись, не понимая "за что? Честное слово. ничего не делал!"

Получается, "Летай иль ползай, конец известен?"

Нет, так противоречия не разрешаются, а понимание - это не кидание из крайности в крайность. “Только неправильный, неочевидный, не лобовой метод дает правильный результат”.

Путей, ведущих к любой цели - великое множество, “Столько, сколько листьев в лесу”, как говорил Будда Шакьямуни. Ложных же путей, ведущих к провалу, единицы. Поэтому лучше их знать, чтобы избежать ловушек, чтобы не застрять в одной из “мертвых точек” жизни, не оказаться в кризисе, “чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы”.

Выходить из кризисов всегда очень непросто.

Даос без шапочки

Ну, и конечно, мы всегда хотим знать, с кем имеем дело. “Автор, ты вообще кто?”

Мы люди и нас в первую очередь интересуют другие люди, и лишь во вторую - их аргументы. Это неочевидное следствие из “Закона собственной важности”. Мы согласны уделить внимание, совершить работу по трансформации звуковых колебаний или зрительных сигналов в смыслы, только если полагаем значительным, заслуживающим нашего внимания источник этих колебаний.

Что вообще-то опять неразрешимый на уровне большинства людей парадокс.

Как понять, что человек заслуживает внимания, говорит дело, а не несет пургу, не выслушав его аргументы, не поняв его логику?

Поэтому повторю вослед за даосами еще раз: “Только неправильный метод дает правильный результат”. Тем не менее, законы жанра обязывают.

Оговорюсь сразу: я не даос, хотя мне повезло, после десятилетий собственных поисков встретить большого Мастера. К моменту написания этой книги я практикую с ним уже 26 лет, в том числе в разных “интересных” местах вроде Шаолиньского монастыря. И при этом считаю себя новичком.

Даже если предположить, что начальная точка, нынешнее состояние жизни, нам известно, то конечная точка теряется за горизонтом, уходит в бесконечность.

Чуть подумав, можно увидеть, что единственная правильная стратегия в практике, как и в жизни, - продолжать считать себя новичком, потому что так оно и есть. В сравнении с бесконечностью точка - это меньше, чем ничего.

(Математики могут меня поправить, как когда-то на уроке в десятом классе это сделал мой учитель математики Виталий Степанович Баймаковский, заметив: "Одна бесконечность может быть в бесконечное число раз больше другой").

Суть в том, что есть новички, которые, надев даосскую шапочку, включают камеру и на фоне китайской атрибутики рассказывают, что “нужно искать мир внутри себя”. А есть даосы без шапочки, которые осознают разницу между точкой и бесконечностью.

В этом смысле я - даос без шапочки, имеющий некоторый опыт собственной практики.

Видите? Без шапочки. Фото как раз из тех лет, самом начале 2000-х, Удан, центр даосизма
Видите? Без шапочки. Фото как раз из тех лет, самом начале 2000-х, Удан, центр даосизма

А вот что касается обычной жизни, здесь мне есть что показать интересующимся, у меня имеется некоторый опыт, больший, чем ничто в сравнении с бесконечностью.

Завод, отраслевой НИИ, ученая степень, руководство лабораторией, а позже научным центром АН СССР, руководство департаментом крупной инвестиционной компании, опыт собственной финансовой деятельности на бирже, собственный бизнес. Не олигарх, но и не неудачник.

У меня была возможность увидеть жизнь, рассмотреть человека с разных сторон и понять то, о чем я собираюсь написать в этой книге - не только из теоретических соображений.

Я увидел, что работающие принципы работают везде, также как и ошибочные ведут к провалу в любой сфере деятельности.

Я не собираюсь перегружать повествование сложной терминологией.

  • Во-первых, это неэффективно с точки зрения донесения принципов.
  • Во-вторых, ненаучно (принцип средневекового монаха Оккама “Не следует умножать число сущностей без необходимости” по-прежнему остается в силе.
  • В-третьих, рискну утверждать, что те вещи, о которых я собираюсь рассказать, я сумел-таки понять, поэтому способен показать их “на пальцах”. “Если вы не можете что-то объяснить пятилетнему ребенку, значит вы сами это не до конца понимаете”.

Все пункты за то, чтобы изъясняться проще, иногда даже не без некоторой доли юмора.

***

P.S,

Поскольку я действительно занят книгой, трудно параллельно писать статьи, не связанные с ее непосредственной тематикой. А писать-таки нужно, дабы "умный" алгоритм дзена не отправил канал в небытие. Поэтому я разрешил это противоречие так: буду периодически выкладывать главы будущей книги.

-3

---------------------------------

Приглашаю в свою группу ВК - там чуть больше показов, а, значит, чуть выше вероятность увидеть статьи.

Здесь же каждая опубликованная статья уменьшает количество показов и

подписчиков. Нужно суметь пройти между Сциллой и Харибдой - до

опубликования моей книги постараться не свести количество показов к

пренебрежимо малой величине :)

На комментарии отвечаю.

-----------------------------