В апреле 480 года до н.э. персидский царь Ксеркс I, сын Дария Великого, начал масштабное вторжение в Грецию. Его армия, по разным источникам насчитывавшая от нескольких сотен тысяч до миллиона человек, перешла Геллеспонт (ныне Дарданеллы) по двум гигантским понтонным мостам. Цель — завоевание всей Эллады, реванш за поражение при Марафоне (490 до н.э.).
Однако греки были готовы: доходы от серебряных рудников в Лаврии позволили Афинам создать флот из 200 триер, что обеспечило им превосходство на море. По настоянию Фемистокла, афиняне начали массовую эвакуацию города. По преданию, Дельфийский оракул посоветовал покинуть Афины и довериться «древянной стене» — намёк, который Фемистокл истолковал как указание на флот.
План эвакуации предусматривал переселение более 100 000 человек. Основную часть населения перевозили в Трезен (на Пелопоннесе), а пожилых людей, жрецов и сокровища — на остров Саламин. Некоторые жрецы и хранители остались в Акрополе, спрятав религиозные ценности в надежде когда-нибудь вернуться.
Оборона у Фермопил и Артемисия
Чтобы выиграть время для эвакуации, греки отправили отряд во главе с царём Леонидом и 300 спартанцами на узкий проход Фермопилы, где те задержали персов на два дня. Одновременно флот из ~300 кораблей сражался с персидским у северных берегов — в Артемисийском проливе. После гибели защитников Фермопил флот отступил к Аттике, где завершалась эвакуация Афин.
Разрушение Афин и Акрополя
После боёв у Фермопил и Артемисия персы свободно прошли через Беотию и Аттику. Города, пытавшиеся сопротивляться — Феспии и Платеи, — были сожжены и разрушены. Афины оказались следующей жертвой.
Когда войска Ксеркса достигли города, он был почти пуст. Остались лишь немногие жрецы и граждане, отказавшиеся покинуть родину. Эти люди укрылись на Акрополе, надеясь, что крепкие стены устоят. По словам Геродота, они блокировали вход и готовились к обороне.
Однако персы воспользовались незаметным проходом, ведущим к северной стороне холма, и ворвались на Акрополь. Последовал резня и поджог. Все, кто находился внутри, были убиты или сброшены со скал. Затем персы сожгли храмы, статуи, алтари и полностью уничтожили святыню Афины, включая архаичный храм на месте будущего Парфенона.
Культурная травма и ответ греков
Разрушение Акрополя стало символом унижения и глубочайшим шоком для греков. В культурном сознании Эллады это стало моментом национального горя. Однако катастрофа оказалась мощным мотиватором: спустя месяц греки нанесут сокрушительное поражение персидскому флоту у Саламина. А в следующем году — окончательно разгромят персов в битве при Платеях (479 до н.э.).
Память о разрушении
Через сто лет Плутарх воссоздаёт сцену эвакуации: слёзы, прощания, вой оставленных собак. Город Трезен, принявший тысячи беженцев, обеспечил их жильём, питанием и даже образованием для детей.
Афиняне позже специально не восстанавливали разрушенные храмы на Акрополе, чтобы оставить их как немое свидетельство варварства и напоминание о долге сопротивляться. Только после окончательной победы и образования Делосского союза началась масштабная перестройка Акрополя под руководством Перикла и Фидия, завершившаяся созданием Парфенона и других шедевров.
Пожар Афин: Разрушение Акрополя, битва при Саламине и второй поход персов
Захват и сожжение Акрополя
В сентябре 480 года до н.э. персидский флот Ксеркса достиг залива Фалерон, расположенного у берегов Афин. Город уже был почти полностью эвакуирован, но небольшая группа афинян — в основном жрецы и защитники — укрылась на Акрополе. Они укрепились за стенами и надеялись на чудо.
Однако персидские воины, согласно Геродоту, нашли путь на плато через северный склон и, прорвавшись, открыли ворота изнутри. Все, кто находился внутри, были убиты, храм был разграблен и сожжён. Сгорели:
- Старый храм Афины Полии
- Архаичный Парфенон (так называемый «Старший Парфенон»)
- Иконические статуи, алтари и святилища
«Те из персов, кто первым поднялся, открыли ворота и перебили всех молящихся, затем разграбили храм и сожгли весь Акрополь» — Геродот
Битва при Саламине — поворотный момент
Сразу после падения Афин Фемистокл повёл греческий флот на решающую битву. Он заманил персидские корабли в узкий пролив между островом Саламин и Аттикой. Несмотря на численное превосходство врага, греки использовали узость пролива, лишив персов манёвренности.
- Персы потеряли сотни кораблей
- Афиняне — лишь около 40
- Сам Ксеркс наблюдал за сражением с горы Эгалео, и, увидев поражение, впал в ярость — были казнены приближённые
Победа в Саламине спасла не только остатки Афин, но и всю Элладу от немедленного покорения. На следующее утро, когда рассеялся дым, греки увидели отступление персов — и поняли, что одержали победу.
Возвращение и вторая резня
После битвы некоторые афиняне вернулись в город. Их ожидала жуткая картина: сожжённые дома, трупы, разрушенные святыни. Однако настоящая катастрофа ещё впереди.
Ксеркс, осознав уязвимость своего положения в Греции, отвёл большую часть армии и флота в Малую Азию, но оставил генерала Мардония с отборными силами — по современным оценкам, 70 000–120 000 солдат: «Бессмертные», мидяне, сако-скифы, бактрийцы, индийцы.
Политическая интрига и вторичное разрушение Афин
Мардоний попытался разделить греческий союз, предложив афинянам мир, автономию и территориальные выгоды — в обмен на отказ от сопротивления. Афиняне сделали вид, что обдумывают предложение, но при свидетелях-спартанцах гордо отвергли его.
В бешенстве Мардоний повёл армию обратно в Аттику. Осознав угрозу, афиняне вновь эвакуировали город. На этот раз персы уничтожили всё подчистую. Афины были полностью сожжены, не осталось почти ничего.
Следы разрушения: археологические находки
После изгнания персов многие разрушенные статуи и храмы не восстанавливали. Афиняне захоронили фрагменты сожжённых святынь в особом ритуальном слое — «персершутт» (от нем. «обломки от персов»). Именно там был найден, например, знаменитый «Юноша Критиоса» — первая скульптура, в которой видно переход от архаики к классике.
Вывод
Разрушение Акрополя в 480 году до н.э., последовавшая победа при Саламине и вторая резня от рук Мардония — это драматическая глава в истории Афин и всего греческого мира. Она сочетает:
- героизм и жертву
- политическую мудрость и военную смекалку
- разрушение и возрождение
Вскоре после изгнания персов начнётся эпоха Перикла, восстановление Акрополя и расцвет Афин как культурной столицы античного мира. Но память о пепле 480 года останется в камне — как молчаливый урок о цене свободы.
Битва при Платеях и возрождение Афин: финал персидского вторжения
Битва при Платеях: конец персидской угрозы
После второго разрушения Афин спартанцам не оставалось выбора — они были вынуждены выполнить условия союзного договора с афинянами. Осознание того, что следующий удар персов может быть направлен на Спарту, подтолкнуло их к действию. Спартанская армия двинулась на север, чтобы соединиться с афинянами и другими союзниками Эллады.
Так началась битва при Платеях в августе 479 года до н.э., — решающее сражение греко-персидских войн.
- Персы, под командованием Мардония, располагали численным преимуществом.
- Однако греческие гоплиты, несмотря на тактические ошибки, оказались непреодолимой силой.
- Мардоний был убит, а его армия полностью разгромлена.
Это сражение стало окончательным концом персидского вторжения в материковую Грецию.
Восстановление Афин: от руин к могуществу
Осенью того же года, 479 до н.э., афиняне, вдохновлённые победой, немедленно приступили к восстановлению города, лежащего в руинах после двух разрушений. Руководство реконструкцией взял на себя Фемистокл.
- В первую очередь был построен Фемистоклов вал — новая линия городских укреплений, чтобы в будущем Афины не оказались столь уязвимы.
- Обломки разрушенных зданий и скульптур использовались для восстановления домов и святилищ.
- Однако новый Парфенон начал строиться только через 30 лет — во времена Перикла, когда Афины стали политическим и культурным центром Эллады.
Вывод: разрушение как импульс к величию
Двойное разрушение Афин в 480 и 479 гг. до н.э. стало болезненным, но объединяющим опытом для греков. Оно сплотило свободные полисы против общего врага, завершилось победой при Саламине и Платеях, и дало Афинам исторический шанс стать лидером в греческом мире.
Спустя полтора столетия ответная месть за афинские страдания будет принесена в самое сердце Персии:
В 330 году до н.э. войска Александра Македонского сожгут Персеполь, столицу Ахеменидов, по свидетельствам Плутарха и Диодора, в отместку за разрушение храма Афины и сожжение Акрополя.
Разрушение, война и смерть стали основой для культурного, политического и военного возрождения.