Намасте, друзья! Власти индийского Сиккима требуют запретить восхождения на третью по высоте вершину мира - Канченджангу (8586 м) из уважения к местным божествам.
Священная вершина
- Отчего так зовётся эта величественная гора?
- Она хранит пять сокровищ мира.
- Какие это сокровища? Золото, алмазы, рубины?
- Нет, старый Восток ценит иные сокровища. (Н. К. Рерих)
Когда британские первопроходцы Джо Браун и Джордж Бэнд впервые поднялись на Канченджангу 70 лет назад, они остановились в нескольких метрах от самой высокой точки из уважения к религиозным верованиям местных жителей Сиккима, которые убеждены, что на белых склонах горы живёт божество-защитник Дзо-Нга (это слово- окончание в названии горы, именно так произносят сиккимцы: KanchenDZONGA или KhangchenDZONGA), которому также поклоняются как Фо-лха (Pho-lha).
"Канченджанга — это не просто гора. Она является воплощением Сиккима. Я подсознательно использую женский род, потому что она — кормилица. И всё же Канченджанга — это оплот; она физически защищает нас от суровых холодных ветров с возвышенностей и служит естественным барьером от внешней агрессии. Канченджанга — наша мать и наш отец, наш горный бог, воплощение божества, наше прошлое, наше настоящее, наше будущее и неотъемлемая часть психологии сиккимцев.
Народность ронг, или лепча, верит, что Итбу Дебу Рум - Мать-Создательница, сотворила их из чистейшего снега Конгчен Чу. Лхопы, или бхутии, почитают гору как обитель своего божества-хранителя Канчендзонги или Дзонга Такце. Дзонга — это воплощение Намси Дунгмара, или Куверы с красным копьем. Независимо от того, почитаем ли мы гору как обитель богов или самих этих божеств, когда живёшь в этой части Гималаев, наши боги становятся нашими горами, а наши горы — нашими богами. Необязательно быть жителем Сиккима, чтобы восхищаться горой; она просто охватывает тебя целиком, и ты уже никогда не будешь прежним, если побываешь в её тени или будешь ослеплён её великолепием. Это история любви, не похожая ни на одну другую: без начала и без конца, только вечное бытие", - так описывает отношение сиккимцев к Канченджанге автор из Сиккима Тензин С.Таши в статье "Канчендзонга — это боевое снаряжение и доспехи Сиккима".
В течение многих лет последующие экспедиции следовали этой традиции, но в конце концов от этого знака уважения отказались. В наши дни альпинисты в первую очередь стремятся достичь настоящей вершины Канченджанги, которую легко спутать с другими вершинами на её зубчатом гребне.
Маршрут на Канченджангу из Сиккима
Канченджанга расположена в северо-восточной части Непала, на границе с индийским штатом Сикким, а также очень близко к Тибету и Бутану.
На вершину ведут четыре основных маршрута. Три из них находятся в Непале, и только восточный маршрут начинается в Сиккиме. Маршрут из Сиккима был пройден всего три раза.
Очень короткое видео - обзор с вершины Канченджанги.
Самый простой маршрут - по юго-западной стене в Непале, был выбран для нескольких первых попыток восхождения, и именно по нему экспедиция 1955 года под руководством Чарльза Эванса впервые добилась успеха. На протяжении десятилетий предпринимались попытки восхождения с северной стороны горы, также на территории Непала, но вскоре юго-западная стена стала обычным маршрутом, предлагаемым коммерческим командам.
На прошлой неделе главный министр Сиккима Прем Сингх Таманг обратился к министру внутренних дел Индии Амиту Шаху с просьбой позаботиться о том, чтобы следы альпинистов больше не портили склоны Канченджанги.
Восхождение на Канченджангу по маршруту из Сиккима было невозможно с 2000 года, когда все восхождения из Сиккима были официально запрещены. С тех пор власти Сиккима впервые подняли этот вопрос. Проблема в том, что Таманг хочет, чтобы запрет распространялся на всю гору, включая маршруты не только из Сиккима, но и из Непала, а это вряд ли возможно.
«Восхождение на эту священную вершину — это не только серьёзная проблема, но и нарушение как действующих правовых норм, так и глубоко укоренившихся религиозных убеждений жителей Сиккима», — сказал Таманг.
Он основывает свои требования на Местах отправления культа (Особые положения). Это закон 1991 года, запрещающий экспедиции к священным местам, а также Уведомление правительства Сиккима № 70 / HOME /2001, в котором подтвержден ограниченный запрет штата на восхождение на Канченджангу.
По иронии судьбы, призыв к запрету был вызван восхождением, организованным Национальным институтом альпинизма и приключенческих видов спорта (NIMAS), который находится в штате Аруначал Прадеш. 18 мая в рамках этой индийской экспедиции пять человек поднялись на вершину по обычному маршруту в Непале вместе со своими непальскими проводниками. На горе также находились другие индийские альпинисты, в том числе участники совместной непальско-индийской армейской экспедиции.
В этом году около 30 альпинистов поднялись на вершину Канченджанги, несмотря на нестабильную погоду. Другим пришлось отступить из-за суровых условий. Также были проведены несколько спасательных операций, и одна альпинистка - 63-летняя француженка Маргарета Морин - пoгибла во время восхождения. Примечательно, что это был ее первый восьмитысячник. 10 мая женщина достигла высоты 7800 метров, вскоре она почувствовала себя плохо, судя по признакам, это была горная болезнь. Морин пытались спустить вниз, но из-за плохих погодных условий спасти ее не удалось.
Департамент туризма Непала не ограничивает количество альпинистов, поднимающихся на любую гору. В этом сезоне на Канченджангу было выдано 78 разрешений для иностранцев. Все альпинисты пользовались услугами местных гидов и для восхождений выбирали короткие периоды погодного затишья.
Канченджанга становится всё более популярной среди коммерческих альпинистов, совершающих восхождения на большие высоты. Практически все экспедиции проходят по обычному маршруту по юго-западной стене со стороны Непала. Индия не может законодательно регулировать деятельность на той части горы, которая находится за её пределами, и маловероятно, что Непал пойдет на какие-то уступки.
Другие запретные вершины
В Непале также есть священные вершины, восхождение на которые запрещено. Самая известная из них — Мачапучаре (Рыбий Хвост, 6993 м) в регионе Аннапурна, которая считается священной для гурунгов и на которую никто никогда не поднимался. Шерпы почитают горы, и, хотя они соглашаются на восхождение, они всегда проводят церемонию Пуджи (подношений божествам), чтобы получить разрешение на восхождение от горных богов.
К подобным священным горам в соседних странах, восхождение на которые запрещено альпинистам, относятся удивительная тибетская гора Кайлас (6638 м) и Кангкар Пунсум (7570 м) в Бутане, которая является самой высокой непокоренной вершиной в мире.
А вот что касается Канченджанги - форма ее вершин напоминает силуэт спящего Будды, особенно если смотреть на неё с юго-запада. В своём письме главный министр Таманг напомнил, что название горы означает «Пять сокровищ великих снегов». Это относится к пяти скрытым добродетелям, которые откроются преданным только в том случае, если мир окажется в серьёзной опасности.
На фото выше сложно разглядеть спящего Будду, а вот на фото ниже- вполне. Кто видит? (Спящий Будда был еще на 2-х фото в этой статье).
В завершение хочу предложить вам цитаты, которые местные жители посвятили величественной Канченджанге:
- «Канченджанга не просто возвышается над горизонтом; она покоряет душу».
- «Канченджанга — это не просто вершина; это стихотворение, высеченное в камне и написанное на снегу».
- «Здесь Гималаи шепчут свои древнейшие истории тем, кто их слушает».
- «Увидеть Канченджангу на рассвете — всё равно что увидеть чудо».
- «В тени Канченджанги все тревоги тают, как снег под солнцем».
- «Царь вершин возвышается над Сиккимом, охраняя его безмятежность».
- «Величия Канченджанги не видно, но его ощущаешь здесь в каждом вздохе».
- «Гора молчит, но её присутствие ощущается в пейзажах Сиккима».
- «Канченджанга — это не пункт назначения, это путешествие внутрь себя».
- «Каждый уголок Канченджанги открывает новую главу в истории Сиккима».
- «Гора отражает не только солнечный свет, но и душу Сиккима».
- «Канченджанга соединяет небо и Сикким, находясь между облаками и землёй».
- «Вершины Сиккима высоки, но дух Канченджанги возносит его ещё выше».
А вы поддерживаете инициативу главного министра Сиккима?
Спасибо, что дочитали. Всем добра и Любви!
По материалам: ExplorersWeb, roadsrider.com, thedarjeelingchronicle.com и других источников.
Статьи по теме: