Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. А-32, предок Т-34, 1937

Оглавление

Проект А-32 был логическим продолжением концепции среднего колёсно-гусеничного танка А-20, который мы обсуждали ранее. Он отличался от предыдущего образца, прежде всего, вооружением, бронированием и устройством ходовой части. Фактически - это была предтеча легендарного Т-34. Давайте взглянем на этот проект внимательнее.

Опытный гусеничный танк А-32 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Опытный гусеничный танк А-32 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Как вы могли прочесть в предыдущей статье, Михаил Кошкин, став во главе проекта, изначально задумал создать не только колёсно-гусеничную машину (которую справедливо считал устаревшей конструкцией), но и сугубо гусеничную модель. Своё решение он объяснял, прежде всего, повышенным запасом для будущих модернизаций, а также возможностью использовать более толстую броню - получается, Михаил Ильич смотрел в будущее? Тем не менее, намётки на проект удалось продвинуть без проблем - военные едва ли не сходу ухватились за обещание разработать боевую машину с приличным для того времени бронированием, с мощным орудием, подвижную и способную прослужить долго благодаря запасу на будущие модернизации.

Опытный колёсно-гусеничный танк А-20, первый из линейки прототипов, предшествовавшим Т-34. Фотография в свободном доступе.
Опытный колёсно-гусеничный танк А-20, первый из линейки прототипов, предшествовавшим Т-34. Фотография в свободном доступе.

Подробную техническую документацию по А-20Г (изначально проект назывался - А-20 “гусеничный”) на рассмотрение в АБТУ предоставили примерно в апреле-мае 1938 года, а макет построили к концу того же года. После детального изучения обоих проектов, высшее военное руководство страны, не взирая на все сопротивленческие настроения, приказало построить оба танка для сравнительных испытаний. Опытный образец был построен к маю 1939 года и получил индекс А-32, и практически сразу был направлен на ходовые испытания вместе с А-20. В сравнении с А-20, гусеничный образец показал несколько худшие скоростные характеристики, но лучше справлялся на бездорожье, плюс оказался более стойким к артиллерийскому огню, а также продемонстрировал большую огневую мощь.

Чертёж-схема для сравнения А-20 и А-32. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема для сравнения А-20 и А-32. Изображение в свободном доступе.

По итогу испытаний, АБТУ предложило на вооружение танк принять, но с немалым списком доработок. Все эти доработки привели к тому, что проект получил новое обозначение А-34 и был вновь направлен на испытания - в частности, была чуть усилена подвеска, а также увеличено бронирование танка. При этом постановление Комитета обороны при СНК СССР №443 от 19.12.1939 года неоднозначно говорит - проект А-32 принять на вооружение РККА под обозначением Т-32 и в кратчайшие сроки разработать программу его серийного производства. Однако что делать с А-34, о котором заявили конструкторы? Об этом я расскажу в следующей публикации.

По заключению испытаний, помимо постановления №443, Комитет обороны постановил собрать два танка установочной серии дабы отработать некоторые моменты, связанные с серийным производством. Достроить образцы предписывалось к марту 1940 года, однако в связи с самовольством Кошкина, отправившимся “покорять Москву” с обновлёнными машинами, производственная программа по А-32 была фактически сорвана. Ну а после демонстрации А-34 высшему руководству СССР, приглашённые специалисты из АБТУ и КО СНК СССР устроили новые испытания для танков, фактически отменив ранее выпущенное постановление №443. Так и закончилась история обсуждаемого сегодня прототипа, с выпуском всего одного танка.

Описание конструкции

А-32 имел схожую с предыдущим прототипом компоновку и схему корпуса, но заметно отличался от него по ряду характеристик. Виной тому стали иные инженерные решения, применённые в гусеничной машине. Давайте рассмотрим, какие.

Бронированный корпус и башня

Конструктивно корпус А-32 практически не отличался от конструкции А-20 - разве что форма носовой части корпуса имела прямоугольную форму. В А-20 корпус в нижней его части имел углубления для возможности поворота направляющих колёс, в новой же версии от подобного решили отказаться, высвободив некоторое количество полезного объёма корпуса. Причиной тому - сугубо гусеничный привод, которому не требуется поворот передних колёс для маневрирования. Вместе с тем, выросло и бронирование - верхняя лобовая деталь получила 30 мм брони, наклонённой под 56° к вертикали, борта - 20 мм, расположенные под углом в 45°, корма прикрывалась 16-мм плитой, расположенной под углом в 45° к нормали попадания. Вроде бы небольшое усиление бронирования заметно сказалось на общей массе танка - она выросла почти на две тонны, превысив тем самым все возможные ограничения.

Чертёж-схема танка А-32. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема танка А-32. Изображение в свободном доступе.

Башня А-32 несколько подросла, если сравнивать её с башней от А-20 - вырос диаметр башенного погона, да амбразура для установки орудия стала больше. Немного подросло и бронирование - по кругу оно равнялось 25 мм. Помимо этого, внешне башню можно было отличить от предыдущей модели по следующим признакам - над рабочим местом заряжающего не было отверстия для установки броневого стакана панорамы ПТК, а также были изменения в конструкции приборов наблюдения. Смотровые приборы командира танка и заряжающего были установлены в специальных колпаках круглой формы, установленных в прямоугольные вырезы в левом и правом бортовых листах башни. Такое размещение смотровых приборов повышало удобство пользования ими, а также увеличивало свободный объем внутри башни, необходимый для нормального ведения огня из пушки Л-10.

Вооружение

Главным орудием нового танка была 76,2-мм танковая пушка Л-10 конструкции Маханова. Она предназначалась для ведения огня по практически любым целям - танкам, прочей бронетехнике, артиллерийским орудиям, расположенным на открытой местности, по пулеметным огневым точкам и живой силе противника. Обладая длиной ствола в 23,7 калибра, пушка могла поражать большинство существовавших танков противника на дистанциях реального боя. К примеру, на дистанции в 500 метров, бронебойный снаряд, попав в цель под углом до 30°, пробивал 40 мм брони. Бронирования такой толщины, в том числе расположенной под такими углами, не было ни на одном танке вероятного противника, следовательно, её хватало для борьбы с любыми целями.

Изображение с сайта Т-34.информ
Изображение с сайта Т-34.информ

Боекомплект к пушке составлял 72 снаряда унитарного типа, в состав которых могли входить следующие типы снарядов - осколочно-фугасные ОФ-350 и Ф354, бронебойно-трассирующие выстрелы Бр-350А и шрапнельные Ш-354 и Ш-354Т. Размещение боекомплекта было идентичным размещению снарядов в А-20 - в полу боевого отделения и на стенках башни.

На изображении хорошо видны прицельные и подъёмные приспособления орудия. Изображение с сайта Т-34.информ.
На изображении хорошо видны прицельные и подъёмные приспособления орудия. Изображение с сайта Т-34.информ.

Установка пушки и спаренного с ней пулемёта Дегтярёва в башне А-32 стала возможной благодаря отдельной установке, разработанной с учётом орудия. В её состав входила маска пушки, две цапфы для крепления устанорвки, а также броневую защиту для откатных устройств. Размещение прицелов для орудия было нестандартным для танковых пушек того времени - цилиндр ПОУ устанавливался над стволом, телескопический прицел ТОД монтировался с левой стороны от орудия. Также рядом с пушкой устанавливалась шаровая установка для пулемёта Дегтярёва.

Чуть ниже устанавливались крепления ручного подъёмного механизма, обеспечивающего наведение пушки в пределах от -5 до +30°. Наведение орудия на цель производилось, как вы поняли, вручную - механизмы подъёма орудия располагались с левой стороны, для удобства наводчика. Спусковой механизм пушки - гибридный, она могла стрелять как с помощью электроспуска, так и вручную. Под орудием располагался мешок гильзоулавливателя, вмещающий до восьми гильз - впоследствии, на других прототипах его уберут.

В лобовом листе, рядом с люком механика-водителя, располагался ещё один пулемёт, который обслуживался стрелком-радистом. Общий боекомплект к двум пулемётам составлял двадцать шесть дисков по шестьдесят три патрона каждый. Таким образом, А-32 мог вести огонь из пулемётов на все 360°, а площадь мёртвой зоны составляла немногим более 70 квадратных метров.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка танка А-32 как по составу элементов, входящих в неё, так и по их конструкции, в основном ни чем не отличалась от силовой установки танка А-20 - это был 500-сильный дизельный V12 В-2. Исключение составляла конструкция баков топливной системы и баков-радиаторов системы смазки двигателя. В связи с увеличением у танка А-32 количества шахт узлов подвески и изменения места их расположения в корпусе, емкость топливных баков и масляных баков-радиаторов была, относительно танка А-20, уменьшена на 36 и 30 л соответственно. Емкость четырех передних топливных баков, расположенных между шахтами вторых и третьих узлов подвески составляла 317 л, емкость двух кормовых топливных баков – 177 л. Таким образом, общая емкость топливных баков танка А-32 равнялась 494 л, а рабочая емкость – 462 л. Полная емкость двух масляных баков-радиаторов (левого и правого), расположенных между шахтами четвертых и пятых узлов подвески составляла 110 л, а заправочная – 92 л.

Дизель В-2 ещё успеет вам "намозолить глаз". Фотография в свободном доступе.
Дизель В-2 ещё успеет вам "намозолить глаз". Фотография в свободном доступе.

Главным отличием трансмиссии танка А-32 от трансмиссии танка А-20 являлось отсутствие в ней приводов подвода крутящего момента к опорным каткам, используемых в танке А-20 при движении на колесах, и механизма их включения и выключения. В связи с этим, в конструкции левого и правого бортового редуктора танка А-32 отсутствовал узел передачи крутящего момента от ведомой шестерни редуктора к продольному бортовому валу привода к опорным каткам. Остальные элементы трансмиссии танка А-32 – главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и приводы управления имели такую же конструкцию как у танка А-20.

Гусеничный движитель состоял из двух ведущих колёс кормового расположения, десяти опорных катков (по пять катков на каждый борт), двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и двух гусениц. По своей конструкции ведущие колеса, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц и гусеницы, установленные на танк А-32, были такими же, как и у танка А-20. Из-за отсутствия колесного движителя конструкция опорных катков танка А-32, по сравнению с танком А-20, была значительно упрощена.

Конструкция ходовой части изменилась в связи с увеличенной массой машины. Изображение в свободном доступе.
Конструкция ходовой части изменилась в связи с увеличенной массой машины. Изображение в свободном доступе.

Каждый опорный каток с наружной резиновой амортизацией состоял из ступицы и двух штампованных дисков, изготовленных из броневой стали. Ступица опорного катка представляла собой стальную отливку с фланцем посредине. Для установки дисков на фланце ступицы имелись кольцевые проточки с шестью отверстиями для прохода болтов, крепивших диски к ступице. С целью увеличения опорных поверхностей, в местах посадки болтов к дискам были приварены стальные кольца жесткости. Для увеличения прочности катка диски между собой дополнительно стягивались шестью болтами с распорными втулками (стяжные болты проходили через распорные втулки, установленные между дисками). С наружной стороны ступица опорного катка была закрыта съемной броневой крышкой, крепившейся к ступице пятью болтами. На обод каждого диска напрессовывался и приваривался с двух сторон прерывистым швом стальной бандаж с резиновой грузошиной шириной 150 мм, имевшей сорок два сквозных вентиляционных отверстия. Внутри ступицы, с двух ее сторон, имелись цилиндрические выточки с буртиками для установки двух шарикоподшипников, на которых опорный каток напрессовывался на ось катка балансира. Диаметр опорного катка составлял 830 мм, ширина 350 мм. В отличие от танка А-20, опорные катки танка А-32 были установлены в вертикальной плоскости без угла развала. Все катки имели одинаковую конструкцию и были взаимозаменяемыми. Необходимо отметить, что во время заводских и полигонных испытаний на танке А-32 на балансиры первых, вторых и третьих узлов подвески были установлены опорные катки от танка БТ-7.

В связи с увеличением количества опорных катков до десяти, опорная поверхность гусеницы танка А-32 увеличилась относительно танка А-20 на 334 мм (на ширину двух траков) и составила 3998 мм, что в свою очередь, не смотря на увеличение боевой массы танка А-32, снизило среднее давление на грунт с 0,61 до 0,595 кгс/см². Система подрессоривания танка А-32 состояла из десяти расположенных внутри корпуса танка независимых узлов подвески (по числу опорных катков). В состав каждого узла подвески входили: балансир, металлический упругий элемент (две цилиндрические винтовые пружины сжатия) и ограничители хода балансира – упоры.

А-32 на испытаниях. Фотография в свободном доступе.
А-32 на испытаниях. Фотография в свободном доступе.

Узлы подвески вторых – пятых опорных катков танка А-32 имели одинаковую конструкцию и располагались внутри корпуса танка наклонно в специальных стальных шахтах, вваренных в корпус танка. Винтовые пружины (наружный диаметр пружины 132 мм, диаметр прутка 27 мм) располагались в шахте одна над другой и соединялись между собой с помощью центрирующей втулки. Внутри пружин находился шток (направляющий стержень), в верхней части которого имелся регулировочный стакан, а в нижней – опорная подушка с втулкой, в которую входила цапфа балансира. Связующей деталью между упругим элементом узла подвески и опорным катком являлся балансир, представлявший собой полую стальную деталь и размещавшийся в корпусе танка, в нижней части шахты узла подвески. На концах балансира имелись отверстия, в которые были запрессованы и вварены ось балансира, ось опорного катка и цапфа, соединявшаяся со штоком узла подвески. Крепление балансиров вторых – пятых узлов подвески в корпусе танка А-32 было таким же, как и у танка А-20.

Узлы подвески первых опорных катков по своей конструкции отличались от остальных узлов подвесок – пружины имели разный диаметр и располагались одна в другой. Наружный диаметр внешней пружины составлял 178 мм (диаметр прутка 30 мм), наружный диаметр внутренней пружины – 112 мм (диаметр прутка 22 мм).

Динамический ход (вверх) каждого опорного катка танка А-32 составлял 150 мм, статический ход (вниз) – 90 мм, а клиренс, при отрегулированной установке вылета стаканов узлов подвесок, равнялся 385 – 400 мм.

Заключение

Проект А-32 стал важной вехой в процессе перевооружения советских танковых сил - он фактически определил конструкцию будущей “тридцатьчетвёрки”, самого массового отечественного танка. Но прототипу не хватило всего чуть-чуть - если бы не самоотверженный “рывок” Кошкина на Москву, А-20 так и встал бы на вооружение с небольшими изменениями. Но история сослагательного наклонения не терпит, посему мы имеем лишь то, что имеем.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.