"Девчата" (1961)
Как и во многих сказках, в хорошей любовной истории должны быть, по крайней мере, три вещи: драматургия, то есть особое построение сюжета, сложности и трудности, которые надобно преодолевать, и хэппи-энд с воссоединением возлюбленных, после которого они будут жить долго и счастливо.
Здравый смысл иногда ворчит и пытается высказать своё мнение, что так, мол, в жизни не бывает, но тяга к иллюзиям зачастую побеждает: да, не бывает, но разве нельзя помечтать хотя бы?! И вообще. Надо верить в лучшее. В светлое, доброе. В любовь, наконец.
Мой здравый смысл говорит о том, что хэппи-энд в "Девчатах" – вещь столь же иллюзорно-заманчивая, что и ощущение чуда под Новый год. И даже когда желание под бой курантов загадываешь, прекрасно понимаешь, что вот уже примерно 30 раз в сознательной жизни такое желание не сбылось. Но всё-таки. Может, в 31-й...
Драматургия отношений Тоси Кислицыной и Ильи Ковригина такова, что я просто-таки не могу в очередной раз не заговорить о пресловутом треугольнике Карпмана – отношениях, в которых каждый играет роли Преследователя, Спасателя, Жертвы, отношениях, которые сегодня принято называть "токсичными" и манипулятивными.
Сначала Илья берет на себя роль Преследователя, объявляя охоту на жертву-Тосю и преследуя эмоционально-корыстную цель выиграть пари. Потом охотник сам попадается на крючок, и теперь уже Тося в роли Преследователя стремится восстановить справедливость, проучить и перевоспитать негодника.
Есть такая популярная женская фантазия из разряда "сказочных": как было бы романтично, если бы "ради нее и только ради нее" какой-нибудь бабник, ловелас, сердцеед и непокорный красавец "стал человеком", отрекся от своего беспутного образа жизни и встал на путь добродетели, порядочности и верности.
Перевоспитать, исправить, заставить измениться – об этом, как правило, мечтают те женщины, что сами склонны к роли Спасателя и Преследователя. Они прикидываются "жертвами", заманивают мужчин в отношения, провоцируют на роль Преследователя, а затем ловко переобуваются в воздухе, меняясь с непутевым возлюбленным ролями.
Не стоит обманываться насчет Тоси: я уже писала о том, что она достаточно сильная девочка, чтобы противостоять детским выходкам Ильи (ссылка на предыдущую статью – ниже). Тося не задерживается в роли "жертвы", ей она не близка. Тося органичнее в роли "преследователя". Это та самая роль, которая побуждает наказывать, карать, восстанавливать справедливость, бороться за права, защищать от плохишей... весьма полезная и социально востребованная, надо сказать, роль.
Тося самолично проследила за тем, чтобы Филя отдал Илье шапку, коли уж проиграл пари.
Вере Тося говорит:
– Ух эти Анфиски! Ой, мама Вера, как хочется быть красивой! Я бы тогда за всех обманутых девчат отомстила!
Анфисе, размахивая кулачками, заявляет:
– Мы таким, как ты, в детдоме темную делали! Накрывали одеялом и давали!
Во все красе, словно Валькирия, Тося предстает перед нами (и Ильей) в сцене с часами:
– А ты чего расселся? Чего улыбаешься? А ну встань! Вот, забирай и уходи!.. Уходи, а то закричу! Уходи! Постой! Забери их отсюда, чтобы они тут не тикали!
И это при том, что Илья пришел с миром и подарком, был настроен доброжелательно, вел себя до какого-то момента по-взрослому и без выкрутасов. Лишь когда Тося уж совсем без меры заигралась в своего "преследователя-агрессора", он тоже разозлился:
– Дуришь? Издеваешься? Всю душу ты мне вымотала!
И хотя бросить часы на пол и растоптать их далеко не взрослый поступок, Илью в этот момент понять можно. Тося кого угодно выведет из себя.
Естественно, любовь (или треугольник Карпмана) побеждает, влюбленные мирятся, а мы видим на экране счастливую пару. Вот только надолго ли?
Будучи сама психологом и имея за плечами 11-летнюю частную практику, я порой с удовольствием открещиваюсь от знакомства с психологами. Мне порой кажется, что с некоторыми из них явно не всё ладно: как будто, став психологами, они в миг забыли, что значит быть человеком. О да, всё человеческое им чуждо. Особенно ошибки, манипуляции и эмоции. Их идеал – психологически зрелый, взрослый, ассертивный робот, живущий исключительно по одобренной ими инструкции. Всё, что в эту инструкцию не вписывается, объявляется токсичным, незрелым, неправильным и нездоровым.
Сегодня очень любят говорить по абьюз и "нездоровые отношения". Но при этом кое о чем забывают. Психологи – не психотерапевты и тем более не психиатры. Психологи априори работают только с психически и психологически здоровыми людьми. Без диагнозов. У этих людей могут быть сложности, трудности, непонятки какие-то, сомнения, ошибки и путаница в голове, но вот нездоровых отношений у них по определению быть не может. У здоровых людей отношения здоровые. А если они не соответствуют чьим-то личным предпочтениям, это точно не повод говорить о том, что это надо срочно "лечить".
Да, многим людям скучно, многим не хватает более конструктивных эмоций, поэтому их хлебом не корми дай устроить какую-нибудь драму. А почему нет? Это не катастрофа.
Можно ли сказать, что отношения Ильи и Тоси взрослые, зрелые и неманипулятивные с точки зрения психологии? Пожалуй, нет. Скорее, этих двоих характеризует инфантильность и психологическая незрелость. И так бывает. Никто не обязан соответствовать представлениям психологов о психологической зрелости.
– Сидим прямо как взрослые, – говорит Тося в финале.
Думаю, Тося и Илья будут еще очень долго играть в свои игры. Он иногда будет виноваться, она будет строго грозить пальчиком и кричать командным голосом: "Встань! Уйди! Останься! Погоди! Чего стоишь? Уходи!".
Они оба не злые, не черствые. В них много светлого и доброго, так что до серьезных игр с физическим насилием и до реального абьюза там вряд ли дело дойдет. Они будут браниться и тешиться, мириться и миловаться. Им нравится, это раскрашивает их жизнь яркими красками, добавляет острых ощущений, они в этом чувствуют себя счастливыми. Может, это продлится пару лет, а может до последнего вздоха.
Мне кажется, только непринятие одиночества и собственная несчастливость заставляют людей говорить о том, что такие отношения "нездоровые" и счастье в них "ненастоящее", ибо там нет близости, а только игры.
Лучше играть и плакать, чем уподобляться бесчувственному роботу, который пытается построить "идеальные" отношения, но за неимением идеальности не строит вообще никаких или же создает вокруг себя мир из образцовой антиутопии.
Еще о фильме:
Статьи о роли Преследователя: