На некоторое время оставим христианское мировоззрение и вернёмся к античным мыслителям.
Пожалуй, одно из самых созвучных теме управления собой направлений эллинской мысли — стоицизм. Если попытаться в одной фразе сформулировать его ключевую мысль, она может звучать так: «Главное — не изменить мир, а изменить своё отношение к нему, сохраняя спокойствие и ясность даже среди хаоса.»
Философия стоицизма представлена четырьмя мощными фигурами: Зенон Китийский (ок. 334–262 до н. э.) дал систему, Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) — эмоциональную глубину, Эпиктет (ок. 50–135 н. э.) — чёткую методологию, Марк Аврелий (121–180 н. э.) — личный пример.
Эпиктет — бывший раб, ставший одним из главных учителей стоицизма. Его главный принцип: «Не стремись, чтобы события шли, как ты хочешь, а желай, чтобы они шли, как идут — и будешь счастлив». Главное у Эпиктета: свобода — в принятии границ своего контроля. Если поймёшь, что управлять можешь только своими собственными решениями и реакциями, перестанешь быть заложником обстоятельств.
Вот ключевые тезисы его подхода.
1. Всё, что вне нашей власти, не должно управлять нами
Мир разделён на две категории: то, что зависит от нас, и то, что нет. Наши мысли, решения, реакции — подконтрольны. Погода, мнение других, экономические кризисы — нет. Тревожность возникает именно тогда, когда мы пытаемся контролировать неконтролируемое. Эпиктет говорил:
«Главная задача в жизни — разделять и правильно различать вещи, чтобы с ясностью понимать, что тебе подвластно, а что — нет»
(«Руководство», 1.1).
Мы часто путаем эти сферы, тратя силы на борьбу с внешним, вместо того чтобы научиться управлять внутренним.
2. Практика «разделения»
Эпиктет предлагал простое упражнение: при столкновении с любой ситуацией сразу спрашивать — «Это в моей власти?». Если нет — отпускать. Если да — действовать. Современная психология называет это «фокусом на решениях». Сложность в том, что наш ум цепляется за переживания, и для устойчивого результата нужна постоянная тренировка.
3. Почему мы так боимся отпустить неконтролируемое?
На мой взгляд — две причины. Первая — иллюзия, что тревога даёт хоть какую-то власть над ситуацией. Хотя беспокойство о курсе доллара не повлияет на биржу, а навязчивые мысли о здоровье близких не защитят их, нам кажется, что без этих эмоций мы совсем не удержим ситуацию. При этом, пытаясь «проконтролировать» внешнее, мы теряем контроль над внутренним.
Вторая — социальная. Мы часто проявляем определённые эмоции в определённых ситуациях, потому что так принято, потому что это посылает окружающим сигнал: «Я такой же, как вы».
Фактически — это двойное рабство: у своих собственных реакций/эмоций + зависимость от мнения других.
Как с такими ситуациями работаете вы?
* * *
Подпишитесь на этот канал, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и участвовать в обсуждениях!
или присоединяйтесь к ONTO ACADEMY в Telegram