Найти в Дзене
Дотянуться до звёзд

Фильм вопреки всему: как создавали «Собаку на сене»

Премьера музыкальной комедии «Собака на сене» состоялась 1 января 1978 года — и сразу же завоевала любовь миллионов. Лёгкий, искромётный фильм по пьесе Лопе де Вега стал настоящим праздничным подарком для советской публики. Прошло более 45 лет, а зрители по-прежнему с удовольствием возвращаются к этой классике. Сценарий картины режиссёр Ян Фрид написал сам, вдохновившись испанской драматургией и добавив в сюжет динамичные музыкальные номера. На экране разворачивались бурные страсти, но немало эмоций кипело и за кадром — съёмочный процесс был отнюдь не безоблачным. Конфликты между участниками съемочной группы были почти постоянными. Актёры спорили с режиссёром, между собой, а обстановка порой становилась настолько напряжённой, что казалось — проект вот-вот развалится. На роль Теодоро рассматривались Олег Даль, Олег Янковский и латвийский актёр Гирт Яковлев, но ни один из них не впечатлил Яна Фрида. В итоге он сделал неожиданную ставку — утвердил тогда ещё малоизвестного Михаила Боярск

Премьера музыкальной комедии «Собака на сене» состоялась 1 января 1978 года — и сразу же завоевала любовь миллионов. Лёгкий, искромётный фильм по пьесе Лопе де Вега стал настоящим праздничным подарком для советской публики. Прошло более 45 лет, а зрители по-прежнему с удовольствием возвращаются к этой классике.

Сценарий картины режиссёр Ян Фрид написал сам, вдохновившись испанской драматургией и добавив в сюжет динамичные музыкальные номера. На экране разворачивались бурные страсти, но немало эмоций кипело и за кадром — съёмочный процесс был отнюдь не безоблачным.

-2

Конфликты между участниками съемочной группы были почти постоянными. Актёры спорили с режиссёром, между собой, а обстановка порой становилась настолько напряжённой, что казалось — проект вот-вот развалится. На роль Теодоро рассматривались Олег Даль, Олег Янковский и латвийский актёр Гирт Яковлев, но ни один из них не впечатлил Яна Фрида. В итоге он сделал неожиданную ставку — утвердил тогда ещё малоизвестного Михаила Боярского, который, между прочим, изначально должен был играть совсем другую роль — Рикардо.

Маркиза Рикардо сыграл, в итоге, Караченцов
Маркиза Рикардо сыграл, в итоге, Караченцов

Значительную роль в этом выборе сыграла Маргарита Терехова, исполнительница главной женской роли. Она была не просто актрисой на площадке — многие считали, что именно она фактически руководила процессом.

"Маргарита Борисовна на площадке была женщиной очень строптивой, такой необъезженный мустанг. Ее никому не удавалось оседлать. В дальнейшем, конечно, результат налицо, и тут победителей не судят. Она выиграла этот бой у всех: и у режиссера, и у партнеров" - вспоминал потом Боярский.

К слову, на эту роль пробовалась и актриса Ирина Мирошниченко, но не смогла показать достаточно аристократической заносчивости., необходимой для создания образа. А Людмила Чурсина, по мнению режиссера, была кадре слишком строгой и серьезной, ей не хватало чувственности.

-4

Терехова не стеснялась вмешиваться в творческие решения, даже ставила ультиматумы режиссёру. Если ей что-то не нравилось — будь то реквизит, свет или даже куст в кадре — она отказывалась работать. В её глазах стиль Фрида казался слишком легковесным, и она не верила в успех фильма.

«С «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война… И Ян Борисович смирился. И наши предложения стали приниматься, мы даже выстроили мизансцену самого решающего эпизода, в котором объясняются Диана и Теодоро», — вспоминала потом Терехова.
-5

Боярскому, оказавшемуся рядом с опытными звёздами вроде Армена Джигарханяна и Маргариты Тереховой, поначалу было нелегко. Он чувствовал себя неуверенно, и это сразу отразилось на игре. Уже спустя несколько съёмочных дней вопрос об его замене был вполне серьёзным — говорили о «профессиональной несостоятельности».

Но, несмотря на тревожное начало, фильм в итоге оказался не просто успешным, а культовым. «Собака на сене» принесла Михаилу Боярскому популярность, а зрителям — радость и легкость, к которым хочется возвращаться снова и снова.

-6

Маргарита Терехова была убеждена: комедия по пьесе Лопе де Вега должна быть не просто легким зрелищем, а иметь драматическую глубину. В каждой сцене она стремилась к максимальной правде. Даже если для этого приходилось применять силу — например, в одном из эпизодов, где героиня Диана бьёт Теодоро по лицу, она настолько вжилась в роль, что действительно разбила Михаилу Боярскому нос.

"В "Собаке на сене" снимали эпизод, где Диана дает пощечину Теодоро. Я тогда понял, что Терехова – самая сильная актриса в мире, - рассказывал потом артист. – Она так ударила, что у меня весь текст из головы вылетел.

Стали делать второй дубль. Режиссер кричит: "Не годится! Что ты в боксерскую позицию встал?". Зато когда в "Трех мушкетерах" снимали сцену, где Д'Артаньян бьет Миледи-Терехову вожжами, я был отмщен. Девять дублей делали!"

Режиссёру Яну Фриду приходилось нелегко. Не только с Тереховой у него возникали творческие столкновения — постоянные споры происходили и с оператором Евгением Шапиро. Чтобы не доводить до открытых конфликтов на глазах у актёров, они обменивались колкими посланиями через ассистентов, при этом иронично называя друг друга «многоуважаемыми» — несмотря на то, что смысл их посланий был, мягко говоря, нецензурным.

-7

Интересным и неожиданным оказался выбор актёра на роль графа Лудовико. Её исполнил Эрнст Романов, которому на момент съёмок едва исполнилось сорок. Это вызвало удивление у многих, ведь ему предстояло играть пожилого дворянина. Первоначально в этой роли Фрид хотел видеть Георгия Вицина, а в роли слуги Камило — Евгения Моргунова, но по ряду причин от этого дуэта пришлось отказаться.

-8

Не менее запутанной была судьба роли Тристана. Изначально на неё претендовал Леонид Каневский, но по правилам советского кино ему не позволили сыграть комического авантюриста, ведь он уже был узнаваем как следователь в сериале «Следствие ведут знатоки». По тем временам кинематографическое амплуа должно было быть единым — нельзя одновременно быть и плутом, и служителем закона. Так роль Тристана досталась Армену Джигарханяну, который прекрасно справился с образом остроумного слуги.

-9

Любопытно, что несмотря на свою музыкальность и прекрасный слух, Джигарханян в фильме спел сам лишь одну песню — куплеты о женщинах. Все остальные музыкальные фрагменты за него исполнили профессиональные вокалисты. Это было общее правило многих музыкальных фильмов того времени — даже артист с хорошим голосом не всегда пел сам, если нужно было соблюсти определённые стилистические или технические стандарты.

-10

Во время съёмок «Собаки на сене» Армен Джигарханян переживал настоящий творческий бум — он работал одновременно над несколькими проектами, буквально разрываясь между площадками. Такой напряжённый график не позволил ему лично озвучить своего героя — за Тристана в финальной версии фильма говорит голос Игоря Ефимова. Более того, в некоторых эпизодах, снятых «со спины» или в движении, Джигарханяна заменял дублёр — актёр просто физически не успевал присутствовать в кадре.

-11

И всё же, несмотря на все эти нюансы, картина покорила зрителей своей зрелищностью. Критики единогласно признали: работа художников и костюмеров в этом фильме — это настоящий подвиг. Татьяна Острогорская, художник по костюмам, стояла перед почти невыполнимой задачей — воссоздать образы испанской знати начала XVII века, имея в распоряжении исключительно материалы советского производства. Парча, бархат, фурнитура — всё доставалось «по знакомству», через блат и чудеса находчивости.

-12

Вместо бриллиантовых пуговиц — галантерейные запонки. Перстни с «драгоценными» камнями — всего лишь ловко обработанные пуговицы или жестяные кружки, превращённые в кольца. Но эффект был убедительным. Интересно, что камзол Рикардо, яркий и броский, спустя год появится снова — на этот раз в фильме о мушкетёрах, на плечах Атоса в исполнении Вениамина Смехова. А чёрный колет, в котором щеголял Теодоро-Боярский, до этого «сыграл» в другом знаменитом фильме — «Гамлет», где в нём выступал Иннокентий Смоктуновский.

-13

Несмотря на усилия команды, добиться полной стилистической и исторической целостности не удалось. Наряды в кадре порой представляли собой смесь эпох и стилей — но не по ошибке, а по умыслу. Фильм прежде всего должен был быть красивым, ярким, эстетически привлекательным — это и стало главным ориентиром.

-14

Особое внимание было уделено образу главной героини. Испанская мода конца XVI — начала XVII века была далека от представлений о женственности: плотные воротники-рафы, каркасные юбки, закрытые платья подчёркивали статус, но скрывали силуэт. Такая одежда вряд ли вызвала бы зрительский восторг. Поэтому Диану — вопреки исторической точности — нарядили по-другому. Мягкие линии, открытые плечи, лёгкое декольте — образ, скорее, вдохновлённый модой Франции или Италии тех лет, чем строгой испанской традицией. Но именно он сделал героиню столь чарующей и живой в глазах зрителей.

-15

Несмотря на испанский колорит сюжета, значительная часть съёмок фильма проходила... в Крыму. Основной съёмочной площадкой стал Ливадийский дворец — памятник архитектуры царской эпохи, с его колоннами, террасами и живописными садами, прекрасно вписавшийся в образы неаполитанской знати. Договориться о съёмках с администрацией дворца было непросто — объект был действующим музеем, и экскурсии не прерывались даже во время съёмочного процесса. Туристы становились случайными зрителями киномагии, а местные жители нередко участвовали в массовке.

-16

Так, например, в сцене серенады, которую маркиз Рикардо (в исполнении Николая Караченцова) поёт под окнами прекрасной Дианы, зритель может заметить певцов из местной самодеятельной оперы. Среди них — невысокий пухлый мужчина, вытягивающий за героя сложные вокальные партии. Этот артист, как и другие, был подобран на месте — костюм нашёлся быстро, а вот обувь подобрать не успели. В результате он вышел в кадр... в женских туфлях на шпильках. Кадр этот, к слову, вошёл в финальный монтаж.

-17

Любопытная деталь: несмотря на богатые интерьеры Ливадийского дворца, подходящего балкона для сцены серенады на его территории не нашлось. Поэтому в кадре Рикардо поёт не под балконом, а, по сути, «в небо». Сам же балкон позже был отснят в другом месте — в ялтинском санатории «Днепр», и уже при монтаже сцены были сшиты воедино.

-18

Музыкальное оформление стало ещё одной драгоценной гранью фильма. Композитор Геннадий Гладков создал яркий, запоминающийся саундтрек. Маргарита Терехова и Елена Проклова не пели сами — за них это сделала талантливая певица и актриса Елена Дриацкая, чьё имя зрителю тогда было мало знакомо. Зато Николай Караченцов исполнял вокальные партии лично. Именно в этом фильме публика впервые услышала его певческий голос — и была приятно удивлена.

Также смотрите: