Алла Чернова – актриса, чьи образы сияли на экранах в золотую эпоху советского кино, однажды внезапно исчезла из поля зрения публики. Её любили зрители, ею восхищались высокопоставленные поклонники, среди которых был и сам Леонид Брежнев. Но в 40 лет она словно ушла в тень. Что стало причиной этого решения, кто были мужчины рядом с ней, и почему её сын оказался за решёткой – всё это требует рассказа.
Сценическим искусством Чернова заинтересовалась ещё в школьные годы. В общеобразовательной школе на Серебряном переулке она стала участницей театрального кружка и впервые ощутила магию сцены, сыграв Татьяну в чеховском «Юбилее». Переломным моментом стало приглашение Сергея Шакурова на кастинг в любительскую студию при Центральном детском театре, где преподавал актёр Валентин Захода. Именно там Чернова впервые почувствовала себя частью настоящего театра.
Попытка поступить в Школу-студию МХАТ не увенчалась успехом, но двери Щукинского училища открылись с первого раза. Там она снова встретила Валентина Смирнитского – знакомого по детской студии. Учёба давалась легко, а успех пришёл рано: уже на втором курсе Чернова стала известна благодаря роли в фильме «Коротко лето в горах». Её портреты украсили афиши по всей столице, а почтовое отделение училища ежедневно заваливали письмами от поклонников.
«Москва была увешана моими портретами. Меня приглашали выступать на заводы, журналисты брали у меня интервью. Приходили письма со всего Советского Союза, их оставляли на вахте: люди писали на адрес училища, не зная моего домашнего», — вспоминала артистка.
Во время учёбы она попала в труппу театра им. Вахтангова, где ей довелось работать бок о бок с легендами: Юлией Борисовой, Михаилом Ульяновым и Василием Лановым. После окончания вуза она приняла приглашение Валентина Плучека в Театр сатиры, где встретила Андрея Миронова. Они репетировали вместе постановку Марка Захарова «Восьмой цвет радуги», которая так и не увидела свет, но именно тогда состоялось судьбоносное знакомство с драматургом Иосифом Ольшанским.
Именно он предложил ей главную роль в фильме «Не забудь… станция Луговая». Этот проект стал началом новой главы — как в карьере, так и в личной жизни. Во время съёмок актриса сблизилась с режиссёром Леонидом Менакером. Их роман развивался стремительно и привёл к разрыву с первым супругом — Всеволодом Абдуловым. Хотя расставание было болезненным, семья Абдулова сохранила тёплое отношение к актрисе даже после развода.
«Брак наш был студенческим, беззаботным, легким. Мы ни о чем не думали. Правда, Сева несколько раз заводил речь о ребенке, но я не была готова родить», — делилась актриса.
Менакер не отличался внешней броскостью, но обладал мощной харизмой. Сначала он держался отстранённо, но после съёмок признался в чувствах. Алла, осознав, что влюблена, решилась оставить прежнюю жизнь. В Москве она прямо сказала мужу о своих чувствах к другому мужчине, собрала вещи и переехала в Ленинград, где её ждал Менакер. Они поженились без пышной церемонии, в кругу родных.
«Между нами словно протянули невидимую нить. Мы чувствовали друг друга, расстаться больше не могли», — не скрывает Алла Иосифовна в своих воспоминаниях.
В северной столице Чернова продолжила театральную карьеру в Театре комедии, где к ней благосклонно относился Николай Акимов. Через два года она стала матерью — родился сын Алексей. Но актриса не ушла с головой в быт: почти сразу после родов вернулась на сцену и активно снималась. В фильмах мужа она играла редко, лишь когда образы по-настоящему совпадали с её амплуа, например, в картинах «Никколо Паганини» и «Ночная смена».
Семейная жизнь с Менакером была гармоничной: он принимал важные решения, но уважал мнение жены. Их дом стал местом встреч творческой интеллигенции, здесь бывали известные актёры, поэты, в том числе Иосиф Бродский.
Последние фильмы с участием Аллы Черновой вышли в 1983 году: «Тайна чёрных дроздов» и «Требуются мужчины». Через пару лет актриса тяжело заболела — её здоровье всерьёз тревожило близких. Менакер делал всё, чтобы спасти супругу: находил дефицитные лекарства, консультировался с лучшими врачами. После выздоровления Алла поняла: на сцену она больше не вернётся.
Она перешла к педагогической деятельности, преподавала на режиссёрском факультете Академии культуры. Впоследствии полностью посвятила себя этой работе, постепенно отошла от публичной жизни.
С началом перемен в стране и Леонид Менакер отказался от работы в кино: вместо компромиссов с новым кинорынком он выбрал преподавание. Он даже открыл собственную студию, но быстро понял: бороться за финансирование — не его путь. До последнего дня он обучал студентов, писал книги, и, даже будучи прикованным к постели, продолжал работать.
Когда в 2012 году Менакера не стало, для Черновой это стало огромной утратой. Первые годы она часто навещала его могилу, а затем утешение нашла в семье сына и особенно — внуках Леониде и Анфисе. Именно с ними она теперь отмечает день рождения Леонида Менакера — за чайным столом, вспоминая счастливые времена.
Тема сына остаётся для неё болезненной. Алексей Чернов, бывший замглавы Республики Коми, в 2015 году был осуждён за участие в коррупционной схеме. Алла редко говорит об этом. Единственное, что она ждёт сейчас — это день, когда сможет снова обнять его.
Сегодня имя Аллы Черновой редко звучит в медиа, но её вклад в культуру не подлежит сомнению. Её роли в «Не забудь… станция Луговая», «Тысяча окон», «Тайна чёрных дроздов», «Рассказ о простой вещи» — настоящие жемчужины советского кино.
Также смотрите: