Уже четыре десятилетия картина Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984), снятая по мотивам пьесы Александра Островского, остаётся одной из самых запоминающихся и эмоционально насыщенных драм отечественного кинематографа. Этот фильм давно стал классикой, которую хочется пересматривать.
И всё же путь «Жестокого романса» к зрительскому признанию был отнюдь не гладким. В момент выхода на экраны картина вызвала неоднозначную реакцию: критики буквально растерзали ленту, обвинив её в чрезмерной театральности, мелодраматизме и излишней вольности по отношению к тексту Островского.
А исполнительница главной роли — Лариса Гузеева — и вовсе спустя годы признавалась, что старается не вспоминать об участии в этом проекте. Тем более, что Рязанов ее переозвучил (ее героиня говорит голосом Анны Каменковой), и не позволил самой исполнить романсы - за кадром их поет профессиональная певица Валентина Пономарева.
Между тем именно роль Ларисы Дмитриевны Огудаловой стала для молодой актрисы как стартом в кино, так и её творческой визитной карточкой. Рязанов долго сомневался, стоит ли доверять начинающей артистке столь сложный и многогранный образ.
«У неё эффектная внешность: выразительные глаза, точёные черты, изящество, — вспоминал режиссёр. — Но с профессиональной точки зрения я сильно колебался. Она была зелёной, неопытной, временами упрямой. Поначалу её дилетантство было почти абсолютным. Но со временем, к финалу съёмок, работать с ней стало не только легче, но и приятно».
К слову, в СССР уже снимали "Бесприданницу" в 1936 году (режиссёр Яков Протазанов). Любопытно, что Эльдар Рязанов неоднократно связывался с исполнительницей роли Ларисы Огудаловой Ниной Алисовой, и советовался по некоторым вопросам. А оператором картины стал сын этой актрисы — Вадим Алисов, который уже работал с Рязановым в "Вокзале на двоих".
Съёмки «Жестокого романса» проходили в Костроме и её окрестностях — именно там создатели картины нашли нужные архитектурные декорации, пейзажи и атмосферу, соответствующую эпохе, описанной Островским. Один из ключевых эпизодов — прибытие Паратова — был снят на площади перед Костромским театром кукол, которую преобразили в сценическое пространство купеческого города.
Никита Михалков позже тепло вспоминал:
«Фильм снимался на Волге, в Костроме — и это был поистине особенный период. Именно там, в этих краях, я вдруг очень чётко почувствовал связь с родовыми корнями по отцовской линии. И хотя мне по графику отводилось три недели на участие, я остался на два месяца — просто не смог уехать».
Хотя сам Михалков предпочитает не распространяться о деталях своей костромской эпопеи, в памяти съёмочной группы остались куда более живые и колоритные эпизоды. Рассказывают, что Никита Сергеевич устраивал щедрые, на по-настоящему барские застолья, угощая коллег и приглашая местных жителей, из-за чего однажды даже пришлось вмешаться милиции. Пел под гитару, заряжал съёмочные дни хорошим настроением, а однажды, когда задержали выплаты, достал лицензию, и неожиданно ушёл в лес с охотничьим ружьём. Вернулся с медведем — и команда питалась мясом несколько дней.
К слову, Михалкова Рязанов изначально видел в роли Паратова.
«Рязанов прислал мне сценарий, к которому была приложена записка: “Если ты и Андрей Мягков будете сниматься, я буду снимать картину, а если нет, то не буду”, — рассказывал Никита Сергеевич.
Без происшествий на съёмочной площадке «Жестокого романса» не обошлось — и некоторые моменты едва не закончились трагедией. Особенно часто в опасные ситуации попадал Никита Михалков, исполнявший роль Сергея Паратова.
Один из таких инцидентов произошёл во время съёмок дуэли между героями Михалкова и Александра Панкратова-Чёрного. По сценарию, Паратов, демонстрируя хладнокровие, ставит стакан на собственную голову, а его соперник должен попасть в мишень. В реальности стрелять, конечно, никто не собирался: стакан был снабжён небольшой пиротехнической закладкой, и после холостого выстрела он должен был разлететься в дребезги.
Всё шло по плану — хлопок, осколки, эффектный кадр. Но вдруг Михалков схватился за голову и застонал. Выяснилось, что пиротехники забыли положить защитную прокладку в шляпу актёра, и взрыв пришёлся прямо по темени. К счастью, обошлось без серьёзных последствий, но испуг был нешуточный. Рязанов, не простив халатности, уволил пиротехника, но сцену — поразительно реалистичную — оставил в финальном монтаже.
Это был не единственный случай, когда Михалков рисковал собой ради кадра. В начале фильма его персонаж скачет к пристани на белой лошади. Несмотря на то, что Никита Сергеевич уверенно держался в седле, проход между берегом и рекой оказался настолько узким, что любая ошибка могла закончиться падением в воду.
Рязанов, понимая риск, просил актёра ехать медленнее, но тот не стал слушать — настоял на полном галопе. В какой-то момент съёмки были остановлены, чтобы сделать паузу. Но стоило Михалкову слезть с лошади, как неподалёку громко загудел пароход. Испуганное животное сорвалось с места и понеслось в сторону собравшейся толпы. Только чудом никто не пострадал.
Во время съёмок «Жестокого романса» на экране появились настоящие старинные речные красавцы — пароходы «Спартак» и «Достоевский». Ради фильма они сделали исключение: во время плановых рейсов суда специально остановились в Костроме, а пассажиров вежливо попросили перейти на противоположную сторону палубы.
Во время съемок также чуть не погиб Андрей Мягков. В это время снимали одну из самых эмоциональных сцен картины — эпизод, где Карандышев на лодке плывёт к весёлому, праздничному пароходу, где его невеста наслаждается обществом богатых поклонников.
По сценарию герой должен преодолеть большое расстояние, но на деле режиссёр Эльдар Рязанов распорядился остановить судно в 40 метрах от берега — достаточно близко для камеры, но и не слишком далеко для безопасности съёмок. Однако и тут ситуация едва не закончилась трагедией.
Андрей Мягков, исполнявший роль Карандышева, подплыл на лодке слишком близко к корме, попал в зону водоворота, созданного движением лопастей, и оказался между ними. Лодку буквально размололо в щепки, а актёр ушёл под воду. Съёмочная группа в ужасе замерла — многие уже мысленно попрощались с коллегой.
Но через несколько минут из воды спокойно показалась голова Мягкова. Он подплыл к пароходу и совершенно невозмутимо произнёс: «Нашлёпку потерял, а очки — в карман спрятал». На нём не оказалось ни единой царапины.
Как упоминалось выше, для исполнения романсов в фильме «Жестокий романс» Эльдар Рязанов пригласил известную цыганскую певицу Валентину Пономарёву. Однако артистка не сразу согласилась: подобный репертуар оказался для неё в новинку, и были сомнения, сможет ли она передать нужное настроение. К тому же накануне записи Пономарёва сильно заболела — высокая температура буквально свалила её с ног. Тем не менее она всё же приехала в студию: не хотелось подводить команду и срывать сроки.
К сожалению, её имя так и не появилось в финальных титрах картины. Для Пономарёвой это стало настоящим ударом: она обиделась на Рязанова и на долгое время прервала с ним всякое общение. Многие зрители до сих пор уверены, что романсы исполняет Лариса Гузеева, настолько органично музыка вписалась в образ её героини.
Тем не менее следует учитывать: в те годы указывать исполнителей песен в титрах было вовсе не обязательным. Вероятнее всего, Рязанов вовсе не преследовал цели умалить вклад Пономарёвой — просто таковы были реалии кинопроизводства того времени.
В первый год проката "Жестокий романс" посмотрело 22 млн. зрителей.
Хоть критики и нелестно отзывались о фильме, "Советский Экран" на основании опроса назвал "Жестокий романс" лучшим фильмом 1984 года, а Никиту Михалкова — лучшим актёром.
Также смотрите: