- Нина, ты вить и энтих-то ребятишек не видишь. Всё по больницам да по больницам. Куды тебе четвёртый ишшо? Сам вон больной какей. Выраститя разве их? Я уж вам не помощница. Того и гляди вона в березнячок впрёд ногами снесут, - причитала бабка Фёкла, сидя напротив дочери в кухне.
А Сонька с улицы только заскочила домой и остановилась, сообразив, что не для неё разговор тот - не маленькая уже.
- Ну как быть-то? Он же есть уже. Не убивать же малыша, - утирала слёзы мама.
- А чего ж не думала ране-то? Не прежни времена поди ж. Кому кинешь дитя, коль в больницу опять? На бабку стару да на Соньку-бедолагу, что день-деньской всю работу, котора и взрослому не по силе, тАщить.
Сонька сначала и не понимала, про что это они. А потом зарделась и прочь подалась. Поняла - не для её ушей разговоры. Только уж никаких бесед с подружками на улице не получилось. Думалась думка про другое - в их семье ожидалось нежданное пополнение.
***
В доме третий день было мрачно и тихо. Отец с матерью переговаривались тихонько, бабка угрюмо молчала, перестав хозяйничать на кухне. Выходила только поесть немного. Всю работу по дому теперь выполняла мать при помощи жалостливой Соньки. Дочка видела, как мать часто останавливалась , задумавшись, утирая краем фартука непрошеную слезу. Ей было её очень жалко, но и бабу Фёклу она понимала тоже. Помнила уже, как нянькались они с маленьким Андрюшкой, когда ни матери, ни отца не было дома. Да и денег в их семье в последнее время не хватало. Работал постоянно один отец, а у мамы вечные больничные. Да и у отца теперь здоровье не богатырское. Куда им ещё один малыш?
А бабка ещё и в комнате ворчала, разговаривая сама с собой:
- Надумали. Всё на старОго да малОго кинуть. ДобрО бы, богаты были. А то с хлеба на квас, а всё туды же. На Бога надейся, да сам не плошай. Думать же головой надобно. Эх-маа, - горестно сокрушалась она.
***
И потекла жизнь своим чередом. Минула осень. Мама переодически лежала в больнице - астматические приступы дома не снимались. Когда приезжала домой, дарила ребятишкам игрушки, сплетённые ею из использованных капельниц, читала Андрюшке сказки, делала с детьми уроки, крутилась по дому. К весне должен был появиться новый член семьи.
- Хоть бы это была сестрёнка, - думала Сонька, - пусть она и маленькая, но вырастет же когда-нибудь и станет по дому помогать. А может, и подружкой будет. Как знать?
***
Не суждено было исполниться Сонькиным мечтам - в конце февраля, чуть раньше срока, на свет появился маленький Мишка, крикливый, с чёрными глазками, похожими на угольки, упитанный и пухленький. Бабка чуть глянула на него и поджав губы отошла:
- Весь в деда Ивана. Такей же чернявый и горластый.
А Сонька с Андрюшкой крутились рядом с мамой. Смотрели, как она пеленает братишку, кормит, укачивает.
Бабка всё своё:
- Учитися, учитися. Пригодится теперя наука. В вечных няньках будете.
Как же она была права.
***
В июне, когда маленькому Миньке было всего четыре месяца, маму положили в местную сельскую больничку. Малого увезли вместе с нею, потому как ещё грудь сосал - нельзя было от мамки его отлучать. Да и заведующая больницы, Нина Васильевна, разрешила им отдельную палату выделить, потому как мама работала там няней.
Казалось бы, радуйся - тише в доме стало, не слышно крикуна... Но повезло не всем. Соньке в разы работы прибавилось. Теперь Санька утром приносил грязные пелёнки, а сестре приходилось их стирать, сушить и вечером относить маме в больницу. Дело это было нелёгкое: застирай, замочи на час -полтора, а потом шаркай на доске стиральной, с вонючим хозяйственным мылом. Полоскать в воде холодной потом долго, чтобы мыло всё выполоскать - та ещё работа. Руки от этого становились грубыми и корявыми. Как же надоела эта вечная стирка Соньке. Тут она окончательно поняла, о чём предупреждала ещё до рождения братишки бабка Фёкла. И отец, и бабка, и даже Санька смотрели на неё с жалостью. Ну что ж тут поделаешь! Тут уж ворчи не ворчи - дело без неё не делалось.
***
А осенью маму с приступом увезли уже в район. А Минька дома остался. Без мамы шестимесячный малыш голосил трое суток. Бабка кипятила коровье молоко, совала ему бутылочку. Сначала он соску плевал, никак не хотел принимать замену маминого молочка, но голод не тётка.
- Куды ж ты денишьси, болезный. Жить захочешь, и эту мачеху примешь, - горестно вздыхала бабушка.
А днём совала ему из ложки кашку, размятую картошку из супа и даже порою измельчённое мясо. Ел голодный мальчонка, только ротик разевал.
Днём приходилось с внучком сидеть бабке. А ночью у неё уже сил не было. И спать укладывался малыш рядом со старшей сестрой. Бабка наводила на ночь ему две бутылочки с молоком, ставила их на табуретку рядом с кроватью.
- Хошь ночью тебе, Сонюшка, не вставать. Умаешься, как станешь учиться? Ох, горе-горькое, не думають родители, а дитям расхлёбывай.
Спала нянька урывками. И покормить надо было голодного брата, и пелёнки поменять, когда требовалось, и животик у него болел от непривычной пищи. Утром вставала с трудом и плелась в школу. И так целый месяц.
***
Соньке в школе туго в те дни приходилось. Спать хотелось отчаянно. Она трясла головой, бегала умываться на переменах - не помогало ничего.
- Соня, я тебя спрашиваю! Ты что спишь? - вырвал из небытия спящую красавицу сердитый голос учительницы химии, Людмилы Владимровны.
Сонька вздрогнула и проснулась...
- А она в няньках теперь. Нищету плодят. Мать бросила сыночка, а Соньке его подкинула, как кукушка, - услышала девчонка ехидный голос Таньки с задней парты.
Впрочем, он тут же смолк. Неизменный оруженосец Соньки, Ванька Фирсов, зарядил вредине по голове толстенным учебником, за что тут же был выдворен из класса.
Урок покатился своим чередом. Сонька старалась не дремать больше.
***
Спасение пришло, откуда не ждали. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Минька начал кашлять, и бабка Соньку дома оставила с ним. Не успевала она и по хозяйству, и за ребёнком больным смотреть.
Минька кашлял лающе с надрывом, задыхаясь, губёнки его синели. Успокаивался только тогда, когда Сонька его носила по комнате. Он дремал на её плече, обнимая сестрёнку за шею. Ей было жалко малыша. Только присядешь - кашель. К вечеру Сонька поняла, что что-то не так: Минька перестал кашлять, широко открыв глазёнки, хрипел и на лбу его выступили крохотные капельки пота:
- Ба, баба, - испуганно позвала она бабку Фёклу.
Та подскочила к ним, глянула на малого, схватила воды из кружки, обмыла ему личико. Не помогало ничего. Минька хрипел и тихо-тихо хныкал.
Сонька схватила одеяло с кровати, быстро завернула в него братишку, и, как была в кофте, выскочила на улицу. Она неслась в горку, где находилась больница, бегом, останавливаясь только для того, чтобы перехватить поудобнее тяжёлую ношу. Дорога казалось бесконечной.
- Только б успеть. Не умрёт он, не умрёт, - шептала она.
Двери закрыты. Она в панике стала барабанить в окно. Только тогда открыли ей и Миньку куда-то унесли.
А забытая всеми Сонька сидела на лавочке в коридоре и тихонько плакала.
- Сонюшка, пойдём домой. Всё хорошо уже. Минька здесь побудет. С ним быть должен взрослый кто-то, а не ты. Придумаем что-нибудь.
Нина Васильевна укутала Соньку в какую-то больничную куртку и повела девчонку домой.
Нина Васильевна осталась у них пить чай. А Сонька умылась только и сразу пошла спать. Сквозь сон она слышала, как пришёл со смены отец, как что-то строго говорила Нина Васильевна ему, как ругалась баба Фёкла. Потом всё затихло. Сонька спала.
И утром её никто не разбудил. Она проснулась сама. Бабка в кухне пекла блины.
- Баба, а в школу? Санька и Андрейка ушли уже? Ты почему меня не разбудила?
- Отдыхай ужо, моя хорошая. Можно школу и пропустить. Ежели можешь, так снеси блинков в больницу. Там с Минькой отец теперича. Можа, матерь приедет скоро. Всё полегче нам с тобою станеть.
Кто ещё не читал о приключениях Соньки и Саньки, подписывайтесь на канал и знакомьтесь со сборником "Неслухи"
Продолжение рассказов о Соньке и Саньке в подборке "Другое детство" и новая подборка "От судьбы не уйдёшь"
Добро пожаловать на канал.Читайте, подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Это помогает развитию канала.
Для связи и сотрудничества: svekrupskaya@yandex.ru
Грубость, ненормативная лексика на канале запрещены.
Копирование текста без разрешения автора запрещено.
Теперь меня можно поддержать донатами. Буду благодарна.