Найти в Дзене
Госфильмофонд России

16. Плёночный фильм, показанный по телевизору - головная боль для кинооператора

Чтобы вы могли понять, насколько это ужасное зрелище - фильм, снятый на киноплёнке и демонстрируемый по телевизору - приведу несколько кадров из фильма "Холодное лето пятьдесят третьего..." ("Мосфильм", 1987 г.), который шёл по 1-му телевизионному каналу. Я даже записал на видеомагнитофон несколько минут.

В тот день на другом канале, Рен-ТВ, шёл фильм "Девятые врата" (1999 г.) с Джонни Деппом. Там всё было нормально.

Запись с телевизора на видеомагнитофон
Запись с телевизора на видеомагнитофон

Когда я переключился на 1-ый канал ТВ, шла уже 28-я минута фильма "Холодное лето пятьдесят третьего...", сцена в избе.

- Барон, вроде баба идёт, - сказал вошедший в избу бородатый мужик, обращаясь к вору в закону. В это время уполномоченный Зотов наливал у лестницы воду в чайник.

Зотов (актёр Юрий Кузнецов, в кадре слева) наливает воду в чайник
Зотов (актёр Юрий Кузнецов, в кадре слева) наливает воду в чайник

- Слышь, поди встреть! - сказал "Барон", обращаясь к Зотову. И добавил: - На крыльце. В дом не води.

Зотов открыл дверь и выглянул на улицу.

Навстречу к ограде подходила глухонемая Лидия Матвеевна (актриса Нина Усатова). За ней на фоне было видно тёмное вечернее небо.

Мать Шуры (Нина Усатова) подошла к калитке
Мать Шуры (Нина Усатова) подошла к калитке

Она открыла калитку и остановилась.

-Иди домой! - сказал Зотов, - у меня пузо болит.

Зотов отвечает
Зотов отвечает

Это вот типичный пример, что происходит с тёмными сценами фильма, когда они идут по телевизору. В то время как дневные сцены этого же фильма на экране телевизора смотрятся вполне прилично.

-5

Сейчас в интернете можно найти видеокопии, где можно понять, что происходило в вечерней сцене - там видно актёров: и Нину Усатову, и Юрия Кузнецова.

Нина Усатова у калитки
Нина Усатова у калитки
Юрий Кузнецов вышел за дверь
Юрий Кузнецов вышел за дверь

Но по телевизору шла другая "картинка", с полными провалами в тенях. Вот парень в бинокль наблюдает за девушкой. Детали в темноте практически не видны, можно различить только объекты, на которые падает сильный свет, в глубине же - всё в провале.

-8

А кадры с девушкой - слишком выбелены.

-9

Почему же раньше, до прихода цифрового телевидения, качество показа отечественных фильмов на экране телевизора было таким удручающе низким?

Чтобы это понять, нужно хотя бы схематично обрисовать технологию показа фильма по телевизору. В течение десятилетий фильмы демонстрировались в эфир прямо с киноплёнки. Посмотрите, как выглядела сама установка - телекинопроекция - вот фотография из экспозиции лаборатории электросвязи кафедры РОС МТУСИ (Московский технический университета связи и информатики).

Телекинопроекция для показа фильма по телевидению
Телекинопроекция для показа фильма по телевидению

По сути дела "телекино" - это плёночный кинопроектор, соединённый со стационарной телекамерой, которая переснимала кинокадры в режиме "макро" на скорости 25 кадров в секунду. Кинофильм без записи на видеоленту сразу демонстрировался в эфир. Когда подходила к концу одна 300-метровая бобина, через оптический коммутатор подключалась другая бобина.

А это вот - телекинопроектор для показа копий 16-мм кинофильмов с 600-метровой бобины.

Конец 50-х гг. ХХ века. Центральная аппаратная Владивостокской студии телевидения. Фото: ГТРК Владивосток
Конец 50-х гг. ХХ века. Центральная аппаратная Владивостокской студии телевидения. Фото: ГТРК Владивосток

Самым неприятным "сюрпризом" для кинооператора (и его операторской работы) был слишком узкий динамический диапазон телетракта. Чтобы охарактеризовать его, воспользуемся понятием "плотность", ведь по сути дела кинофильм - это набор светлых и тёмных объектов с разной плотностью. Итак, два слова о плотности.

За единицу плотности принимается такая непрозрачность, которая уменьшает свет в 10 раз. Представить единицу плотности довольно легко. Обычные очки от солнца имеют серые фильтры с плотностью единица. На следующей фотографии денситометр (прибор для измерения плотностей) показывает, что светофильтр солнечных очков уменьшает свет ровно в 10 раз, его плотность D=1,01.

Денситометр измеряет плотность светофильтра солнечных очков
Денситометр измеряет плотность светофильтра солнечных очков

Плотность "2" уменьшает свет в 100 раз. 100 - это 10 во второй степени. Денситометр устроен так, что отображает на дисплее показатель степени по основанию 10, или, другими словами - десятичный логарифм того значения, во сколько раз ослабляется свет.

Приведу такой пример. У фотографов в комплекте часто бывает 4-кратный нейтральный (серый) фильтр.

Чтобы понять какую плотность он имеет, на калькуляторе нужно найти логарифм этого числа, т.е десятичный логарифм "4". Калькулятор выдаёт значение "0,6".

-14

Такую же плотность выдаст и денситометр при промере светофильтра.

Если поток света уменьшается в 1000 раз, то денситометр покажет значение "3". 1000 - это 10 в 3-ей степени.

-15

Такую плотность имеют самые тёмные участки киноплёнки (чернота).

Замер самого тёмного участка фильмокопии
Замер самого тёмного участка фильмокопии

Чтобы контролировать правильность цветокоррекции, "Кодак" рекомендует применять девочку с эталонным серым полем. В этом кадре регламентируется лабораторно заданная плотность этого серого поля, LAD (Laboratory Aim Density). Серый квадратик в позитиве (см. левую фотографию) должен иметь плотность D = 1,03 - 1,08.

-17

При этом максимальная чернота приобретет значение от 2,5 до 3,0.

Теперь, когда вы примерно представляете диапазон плотностей, которые встречаются на плёночном позитиве, давайте попробуем разобраться, какой интервал плотностей способен передать телетракт.

Проведём простой эксперимент. Возьмём обычный сотовый телефон и сфотографируем им шкалу плотностей без включения хитрого режима HDR. HDR (High Dynamic Range) — технология, позволяющая увеличить передаваемый матрицей динамический диапазон (фотографическую широту).

Вот перед вами сенситограмма - ряд серых плотностей со значениями от 0,05 (плотность основы) до 3,95 (максимальная плотность). Денситометр различает все эти плотности.

Сенситограмма с промеренными плотностями
Сенситограмма с промеренными плотностями

А что же видит матрица сотового телефона? Плотности, выше значения 1,47 уже не различаются.

Вот примерно также "видит" и телетракт. Максимально различимая плотность это 1,6 - 1,8. Все плотности выше значения 1,8 - одинаково чёрные. В тёмных местах кинопленки есть детали, их плотность 2,0-2,3, но телетракт их не "видит", они вышли за предел динамического диапазона телетракта.

В эти выходные смотрел по телеканалу "Культура" фильм-сказку "Ученик лекаря" (1983 г.). Когда в кадре светлые объекты, всё смотрится ещё ничего, терпимо, но как только появляются тёмные одежды - то там полный провал.

-19

И уже не понятно, где кончается одежда и где начинается фон.

-20

Какая уж там работа художника над костюмами! Все тёмные ткани просто уничтожены, ушли в черноту. Повсеместно пропала фактура тёмных волос.

-21

Когда же по телевизору показывают американские фильмы, то такого "тихого ужаса" не наблюдается. И вот почему. В Америке давно поняли, что для телекинопроекции нужно готовить совсем другую фильмокопию, в которой не будет плотностей выше 1,6-1,8. Обычная фильмокопия, приготовленная для кинотеатра, для этого не годится. Нужна специальная малоконтрастная копия, в которой самые тёмные места будут тёмно-серыми. И для этих целей "Кодак" придумал киноплёнку, которая называлась - "теле-принт", Кодак 2395 (Teleprint Film).

Это цветная позитивная малоконтрастная киноплёнка, на которой печатается копия для показа по телевидению. Её коэффициент контрастности в 2 раза ниже, чем у классической киноплёнки для кинотеатров, Кодак 2383.

-23

Коэффициент контрастности - это тангенс угла наклона характеристической кривой. Чем выше наклон ХК, тем контрастнее киноплёнка.

Максимально возможные плотности на позитиве "Кодак 2395" находятся в районе "2,0". В то время как на стандартной киноплёнке "Кодак 2383" можно получить максимальные значения "3,6".

На стандартной кинопленке печатались сотни и тысячи фильмокопий для кинотеатров.

А на малоконтрастной плёнке нужно было напечатать всего одну копию. Но зато эту копию смотрели по телевизору сразу 20 или 40 миллионов человек.

В Советском Союзе и в России такая технология - печать малоконтрастной копии для телевидения - (насколько я знаю), не применялась. Фильм шёл в прокате, и его же привозили в телецентр для перегона. Часто это были уже изрядно зацарапанные, выцветшие фильмы, со скотчевыми склейками в местах разывов. Таким фильмам место уже в мусорной корзине, а их везли на телевидение, чтобы сделать перегон, записать на широкую магнитную ленту, а потом эту зацарапанную бурую копию каждый год показывать телезрителям.

Посмотрите, например, фильм "Семь шагов за горизонт" (1968) - зацарапанное выцветшее изображение буро-коричневого цвета с неестественным голубым цветом лица:

С появлением компьютерных технологий ситуация стала в корне меняться в лучшую сторону. И об этом будет рассказ впереди.

Итак, при просмотре кинофильма по телевизору мы чаще всего наблюдаем картину, в которой тёмные объекты проваливаются в полную черноту. Тем самым уничтожается профессиональная работа кинооператора по проработке деталей.

За предыдущие годы было переведено большое количество плёночных кинофильмов аналоговым способом на магнитную ленту. Сейчас фильмы постепенно оцифровывают другим способом, с негатива. Но этот процесс медленный и пока оцифровали только самые известные фильмы и мультфильмы. Так что ещё много лет по телевизору на разных каналах нам будут показывать отечественные фильмы в плохом, непрофессиональном, качестве.

*

Леонид Коновалов – ведущий технолог Госфильмофонда, начальник лаборатории и заместитель директора производственного департамента ГФФ

*

P.S.

Более подробно про телекино я рассказываю вот в этой статье:

44. Почему пропали ОРИГИНАЛЫ лунной высадки?
Кинооператор рассказывает23 февраля 2021