Сможет ли МС-21 заменить Boeing и Airbus, или мы просто тратим время зря?
Столько лет подряд нам подсовывают красивые рендеры, пускают громкие заявления о прорывах, но если вы решите купить билет на отечественный “инновационный” МС-21 — увы, шансы его найти примерно как встретить динозавра на Невском проспекте. Вот и очередная весна не стала исключением: снова новости, снова обещания, снова захватывающие планы и комментарии экспертов. Но где же тот самый серийный самолет?
Вроде бы, на дворе 2025 год, а МС-21 всё еще с трудом выкарабкивается из бесконечных “испытаний”, “импортозамещений” и “финальных шагов”. Такой атмосферы ожидания в авиации давно не было. У кого-то терпение уже кончилось, у кого-то — моральные силы на радость по поводу очередных “завершающих этапов”. Ирония в том, что за столькими красивыми словами по сути снова и снова пустота.
Из года в год: те же грабли, тот же “финальный прорыв”
Смешно и грустно: если верить заявлению разработчиков, мы каждый год “почти у цели”. Уже который раз — прямо вот уже-уже будет первый полет с полностью отечественными системами! Вот только эта сказка тянется уже лет десять. Неудивительно, что теперь даже глухие слышат: очередные испытания, сертификации, доработки, “запуск в серию”. Люди уже не верят, а скорее пожимают плечами.
Все началось, казалось бы, ярко: когда-то МС-21 обещал стать символом отечественного технологического прорыва, самолетом, который затмит модные(и проверенные временем) Boeing и Airbus. Но вот незадача — пока старые добрые “боинги” и “эйрбасы” возят миллионы людей по всему миру, наш “молодняк” всё бредет по конструкторскому полю, оступаясь на каждом шагу.
Легенды об “импортозамещении” и нечеловеческих подвигах инженеров
Особенно забавно читать комментарии специалистов: дескать, работа ведется “героически”, строятся заводы, завозится оборудование, гибко реагируют на трудности. Всё круто — только вот не хочется летать на истории про героизм, хочется летать на реально существующем и доступном самолете. Красивые отчеты и презентации уже совершенно не впечатляют. Люди устали от лжи.
Где-то еще пару лет назад мы слышали: “вот-вот запустим серию, осталось только детали довести”. И вот новые даты: 2025, 2026… Не шпионский ли это способ борьбы с усталостью публики от бесконечных обещаний? А если сильно присмотреться, сами “герои” прекрасно понимают — это просто очередная затяжка сроков, а не реальный техпроцесс.
Лизинг, стоимость и… вопрос — кто купит?
Особенно веселит тот момент, где рассказывают о “дешевизне” МС-21 для авиакомпаний. По версии аналитиков, для перевозчиков главное — не фактическая цена, а условия лизинга. Может, это и так, но кто вообще рискнёт взять такой самолет, который даже не летает толком и не доказал свою надежность? Учитывая к тому же, что привычные Boeing и Airbus давно обкатаны и признаются стандартом мировой гражданской авиации. И запчасти на них можно достать везде.
Попробуйте себе представить: вас пригласили на тест-драйв эксклюзивной “Лады”, которая все еще экспериментальная. Вокруг одни “Мерседесы”, все понимают, что есть риск, но вам настойчиво объясняют: “наша Лада уникальная, потерпите чуть-чуть, вот-вот уже…” Ну, вы бы рискнули? Никогда. Вот и тут так же.
И снова про “молодой проект” и пресловутую инновационность
Сколько можно убеждать, что МС-21 “опережает время”, когда у него под капотом — технологии, которые устарели морально лет за десять? Всем уже понятно: пока настоящие самолеты летают по 10 и более часов в день по всему миру, наш многострадальный проект тоскливо стоит на заводе. Даже статистика говорит сама за себя — ни одна авиакомпания не получила и близко ни единого серийного самолёта. Ни. Одна. Точка.
Интересно, кому этот “молодой”, вроде бы “перспективный” и “продвинутый” агрегат вообще нужен? Обычный пассажир давно хочет стабильности и безопасности, а не репетиций и побед в номинации “разговор года”. Увы, ощущение, что уж слишком долго этот проект паразитировал на идее “импортозамещения”, и результат — больше для отчетов, чем для реальной жизни.
За пределами России: кто-то поверит, купит, полетит?
Периодически в медиапространстве мелькают “сенсации”, что якобы чуть ли не Египет, чуть ли не Танзания с Перу(какие огромные рынки, прям мировая экспансия, ага) готовы закупить МС-21 партиями. Пустые заявления, которые слышны с самого начала проекта. На практике все очевиднее: у зарубежных перевозчиков хватает самых разных самолетов, которые не надо годами ждать и которых не приходится “дооснащать” и “импортозамещать” по ходу игры.
Свалка истории или прорыв?
Но самое досадное — сколько денег, времени, ресурсов уже улетело в это “перспективное” облако. Когда видишь, что самолёт давно должен был летать, а его всё еще собирают неделями — хочется плеваться. Народ уже устал от МС-21: вместо обещанного будущего общество видит стареющий конструктор, который скоро уступит только музею авиации.
Вряд ли этот отечественный “шедевр” когда-нибудь сравняется по одним только продажам с Boeing и Airbus — выходит, просто ещё один бесполезный, затянутый эксперимент, которому пора на свалку истории. Ведь даже когда (если!) МС-21 наконец взлетит, наверняка билет на него купят только самые экстремальные искатели ощущение по острее...
А вы бы рискнули полететь на таком самолете, который только на бумаге “инновационный” и “безопасный”? Расскажите, почему МС-21 по-вашему так долго не удаётся? Что вообще делать с этим проектом — продолжать ждать или забыть навсегда? Оставьте комментарий — ваша точка зрения важна!
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!