Войско княжеское скоро выдвинулось в поход На сей раз три сына сопровождали отца. Юрий чувствовал их поддержку и радовалось сердце, заходилось от гордости. Сыновья! Это ли не богатство?! Среди всех многочисленных родственников, включая кровных братьев, сыновей у Юрия было больше, намного больше! Ростислав, Андрей и Иван, уже настоящие мужи, не тушующееся перед бывалыми дружинниками, отпускавшие наравне со всеми шутки, не предназначенные для женских ушей, лихо восседали на своих жеребцах. Глеб и Борис, тоже достигли того возраста, когда пора сыновьям выступать с отцом в походы и если бы не спешка, то взял бы он и их, но решил повременить до следующего раза. Глебу оставил на попечение Суздаль, Бориса послал за место Андрея в Ростов. Спокойнее людям, когда знают, что князь не покинул их, оставив без защиты, а оставил с ними самое дорогое, что есть у него самого - сыновей своих!
Шли весело, с бравадою, но под Козельском узнали, что и князь Изяслав не сидел сложа руки, ожидая когда воссоединятся два сговорившихся против него противника. Покуда князь Юрий спешит на помощь князю Святославу, повелел Изяслав разорить княжество суздальское муромскому князю Ростиславу Ярославичу. Войско остановилось. Крепко задумался Юрий. Оставить на поругание родные земли, дом, где оставались дети и любимая жена он не мог. Но и нарушить слово, данное Святославу, тем самым упустив единственный шанс склонить удачу на свою сторону, не мог.
Ясно было, что часть войск надо отправить обратно, а с другой воротиться в Суздаль и разбить муромского князя на подходе. Только кого послать к Святославу? Ростислав был самым опытным, однако прежнее их соперничество со Святославом могло сыграть злую шутку. Ростислав был вспыльчив, не ровен час скажет что-то такое, что Святослав сочтет за оскорбление и разорвёт союз. Юрий планировал помирить бывших противников, но не был уверен, что без его присмотра им самим это удастся. Андрей вызвался вернуться обратно сам. Не иначе, хотел быть поближе к Улите, которая явно запала ему в сердце. Иван же слишком молод и неопытен, зато отважен.
Услышав решение отца, отправить Ивана дальше к Святославу, а самому, вместе с Ростиславом и Андреем возвращаться назад, Ростислав взорвался:
-Войско должен вести я! - вскричал он, нарушая незыблемый завет во всем слушать отца и повиноваться его воле.
-Я решаю, как быть! - ответил Юрий сурово.
Поведение старшего сына и раньше бывало негожим, но перечить при младших братьях и воеводах он до этого дня себе не позволял.
-Это ошибка, отец! Иван не имеет опыта...
-Я сказал свое слово! - отчеканил Юрий, в упор глядя на сына, - В путь отправляемся немедля!
Ростислав выскочил из походного шатра отца. Раздосадованный пнул лежащую у входа собаку и та заскулила жалобно, не понимая, чем заслужила подобное отношение. Он кликнул своих дружинников, сел на коня и велел им следовать за собой.
-Княжич Ростислав ушел! - сообщили выходящему из шатра Юрию.
-Ушел? Волю отца нарушил?!
-Отец, я догоню его...- предложил Андрей.
-Нет! Пусть поступает как знает, но на прощение не рассчитывает!
Впервые Юрий так злился на сына. Мало ему забот, так еще и первенец, надежда и опора, бунтовать вздумал в самый неподходящий момент!
Разъезжались войска в тягостном настроении. Юрий обнял и благословил Ивана, дал последние наставления. Вместе с Андреем отправились назад. Андрей чувствовал себя виноватым. Он знал, как оскорбляет брата то, что он, Андрей, княжит в Ростове, пусть и именем отца, но все же. Тогда как сам Ростислав, словно не старший, а кто-то из меньших, живет в отцовском терему, под его приглядом, да еще и рядом с ненавидимой им мачехой.
Проехав несколько верст, они увидели войско Ростислава, поджидающее их в поле. Юрий, словно не замечая, проехал мимо. Ростислав нагнал его, пустил коня рядом с отцовским большим мерином.
-Прости, отец! - сказал так, что кроме Юрия никто не мог услышать его слов.
Юрий кивнул, на душе сразу стало легче.
В Суздале уже тоже знали о надвигавшейся опасности. Ярина вышла на княжеский двор, куда стекались толпы людей, не знающих где еще искать защиты. Княжич Глеб, едва получив весть о подходе вражеского войска, уехал расставлять дозорные отряды. Ярине пришлось самой выйти к гудящей толпе, народ надо было успокоить. Но ей с утра нездоровилось. Бросало то в жар, то в холод. "Только не сейчас!" - молила она, заклиная хворь отступить -"Сейчас я нужна людям!"
Собрав остатки сил, она подняла тонкую, худую руку, призывая к тишине.
-Слушайте, княгиня говорить будет! - зычным голосом прокричал епископ, известивший ее о народном сборе.
-Не бойтесь! - заговорила Ярина, как можно громче и надеясь, что голос ее звучит уверенно, - Ворота будут закрыты, как только мы узнаем, что враг близко! Мы можем выдержать долгую осаду - в закромах достаточно припасов!
-А если супостаты подожгут нас? - выкрикнул кто-то из толпы.
Пожаров, уничтожающих все и всех боялись больше всего. А когда вокруг враг и укрыться будет негде.
-Уже сегодня стены и крыши домой начнем поливать водой! - ответила Ярина.
-Бог нам поможет! - вставил свое епископ, но никто не обратил внимания на его слова.
-Кто в чем нуждается, обращайтесь сразу ко мне! Кто желает может уйти в леса, переждать опасность там!
-А ты с детьми тут останешься или тоже в леса подашься? - крикнула женщина с ребенком на руках.
-Я не покину Суздаль и дети князя тоже! - ответила Ярина.
По толпе прошелся одобрительный ропот.
-А княжич Глеб где? Его ведь князь наш оставил защищать нас! - снова раздался вопрос.
-Княжич Глеб расставляет дозорных, чтобы враг не застиг нас врасплох!
-Расходитесь! - продолжил епископ, с опаской косясь на Ярину. Он видел, что княгине плохо, - Начинайте готовиться, пролейте крыши, запаситесь водой впрок!
Устинья, по такому тревожному случаю прервавшая свое затворничество после смерти мужа, змейкой протиснулась к Ярине, взяла под руку.
-Что с тобой? - шепнула она на ухо, почувствовав, как подруга пошатнулась.
-Худо мне! Только никто знать не должен! - так же тихо ответила Ярина.
Устинья повела ее обратно в терем. Как только скрылись от глаз толпы, ноги у Ярины подкосились и она осела на первую попавшуюся скамью.
-Не брюхата ли ты часом? - спросила Устинья, промакивая пот выступивший на лице Ярины своим чистым, пахнувшим свежестью платком.
-Нет, что-то другое! - выдохнула Ярины, - Угораздило же сейчас захворать!
-Матушка! - к Ярина бежала Ольга.
За ней следом подбежала Улита, а позади Ефросинья, с сыном на руках. Все испуганные, желающие получить ответы, которых у Ярины не было.
-Тише вы! - осадила их Устинья, - Видите - плохо княгине!
Ефросинья тут же отпрянула, словно боялась заразы, отступила на несколько шагов.
-Все будет хорошо! Идите к себе и не бойтесь ничего! - слабым голосом произнесла Ярина.
По приказу Устиньи для Ярины наготовили морсов и взваров. Жара не было и никто не мог понять, что с ней такое. Скоро вернулся Глеб, рассказал, о том что сделал. Ярина мало что понимала, но внимательно слушала пасынка. Он и Борис относились к ней почтительно и она привязалась к ним, как к собственным сыновьям. Слушая подросшего Глеба, она испытывала поистине материнскую гордость.
-Хорошо, Глеб! Тебе теперь оборону держать, на тебя все полагаются!
Юноше похвала мачехи была приятна. Он справился не надо ли ей чего, приказал смотреть за княгиней и исполнять все ее пожелания, умчался дальше, готовиться к осаде.
Ярина провалилась в сон.
-Идут, идут! - разбудил Ярину крик и кто-то затормошил ее за плечо.
Она разлепила тяжелые веки. Перед ней стояла Ефросинья. Бледная, растрепанная, губы трясутся. Ярина услышала тревожный перезвон колоколов, возвещающих о приближении врага. Даже удивительно было, настолько крепко она спала, раз не услышала этого.
-Что нам делать! Они убьют моего сына!
-Тише! Мои сыновья тоже здесь и со всеми все будет хорошо! - попыталась успокоить невестку Ярина.
-Не будет! С тех пор, как я вышла за Ростислава, кругом одни беды! - паника так и била из молодой женщины.
-Замолчи, детей перепугаешь! Сюда они не ворвутся!
-Ты же ведьма, сделай же что-нибудь! Нашли туману или еще чего, чтобы враги заблудились!
Ярина смотрела на Ефросинью не понимающе.
-Ты что говоришь?! Какая еще ведьма? - спросила она.
-Сама знаешь какая, мне Ростислав все рассказал!
-Ты хоть понимаешь в чем и кого обвиняешь!?- резко осадила она невестку.
Ефросинья захлопнула рот и уставилась на Ярину, словно у той изо рта вылезла змея. Она никогда не слышала, чтобы мачеха Ростислава так говорила, считала ее мягкотелой и покладистой, несмотря на россказни Ростислава. Дурацкое предложение, которое она озвучила Ярине, было навеяно страхом и теперь Ефросинья не знала, как выпутаться.
-Ну я...Я просто...
-Просто иди к своему сыну и следи за ним! Княжич Глеб делает все, чтобы защитить нас! Ты жена княжича Ростислава, вот и веди себя соответственно!
Ефросинья поспешила выполнить приказание. "Наверное думает, что я теперь наведу порчу на нее!" - подумала Ярина, - "Значит вот кем меня считает Ростислав!"
Размышлять над этим не было времени. Колокола трезвонили все яростней. Ярина кликнула прислужниц.
-Одеваться!
Ей принесли нарядное платье и она поморщилась.
-Темное давайте, легкое! Не до нарядов теперь!
Одеваясь она чувствовала, как в голове пульсирует, бьется, словно птица клювом стучит. Она вышла на воздух. На улице было людно. Кто-то тащил бадейки с водой, кто-то тянул за собой козу, у которой на рога была накручена веревка. Коза упиралась и блеяла, не желая повиноваться хозяину. Глеб уже стоял на смотровой башне, всматривался в даль. Дозорные упредили вовремя, задолго до появления врага на горизонте.
-Идут! - закричал он, - Бабы прочь отсюда!
Женщины, помогавшие таскать воду бросились наутек. Ратники на стенах обнажили луки и пики. Ярина уходить не собиралась. Чтобы никому не мешать прижалась к одной из стен. Она не знала сколько прошло времени, пока снова не услышала голос Глеба: "Готовсь! Враг близко!"
Вражеское войско остановилось на таком расстоянии от стен, куда не могла долететь стрела. Несколько всадников отделились от основного войска и подъехали ближе.
-Открывайте ворота! Всех, кто успеет выйти до утра, мы пощадим!
Ярина попыталась подняться. "Нельзя соглашаться!" - хотелось крикнуть ей подсказку Глебу, но слабость снова накатила. Она почувствовала, что ее подхватывают и несут куда-то.
Очнулась снова в своей горнице.
-Что там? Что ответил им Глеб!
-Сказал что к утру даст ответ! Тебя хотел видеть!
-Позовите! Скажите что я не сплю!
Глеб пришел очень скоро, видно ждал за дверью.
-Ты как?!
-Это не важно! Что ты им ответил?
-Сказал, что если кто захочет уйти - неволить не стану!
-Кто-то захотел?
-Нет! Но утром они начнут штурм!
-Штурма не будет! - заявила Ярина и сама себе удивилась.
Ей было непонятно, откуда взялась такая уверенность. Глеб тоже выглядел озадаченным.
-Откуда ты знаешь?
-Не знаю, просто чувствую!
-Что ж, увидим... - задумчиво произнес Глеб и вышел.
Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Рекомендую также подписаться на канал в Телеграмме, чтобы быть в курсе последних событий.
Поддержать автора можно переводом на карты:
Сбербанк: 2202 2002 5401 8268
Юмани карта: 2204120116170354 (без комиссии через мобильное приложение)