Найти в Дзене
Александр Долгих

Про массовый переход американцев в православие

По телевизору и в СМИ на этой неделе буквально кричат о «массовом переходе американцев в православие», приходу православных церквей «трещат по швам». Но реальность, как обычно, тоньше и интереснее сенсаций. Я покопался в фактах и статистике и имею кое-что сказать вам по этому поводу.

Отрицать само явление было бы ошибкой: по всей Америке, от оживленных мегаполисов до университетских городков год от года всё больше людей, не имеющих ни капли греческой, русской или ближневосточной крови в жилах, находят духовный дом под сенью православных куполов. Одна о каком-то резком и массовом переходе речи не идёт. Это не лавина, но заметное, упорное течение. И с такими темпами, США не станут православной страной, если вдруг кто-то на это рассчитывал.

Для понимания масштабов, приведу немного статистики. Основная религия в Штатах — христианство (около 65% взрослого населения США идентифицируют себя как христиане). Но, как известно, христианство имеет множество ветвей.

Если у нас подавляющее большинство православных, то в США подавляющее большинство христиан — протестанты и католики. Если считать всех протестантов вместе, то их больше, чем католиков. Примерно 43% против 21%. Но если католицизм един во главе с с Папой и местными епископами, то у протестантизма куча фрагментов. Больше всего евангельских протестантов, которые, к слову, снова делятся, на баптистов, лютеран, методистов, пятидесятников, харизматов, неденоминационные евангельские церкви и других. Но есть ещё мейнстрим-протестанты и черные протестантские церкви.

Ещё примерно 26-29% населения считают себя религиозно неаффилированными. То есть сюда входят и атеисты, и агностики, и те, кто не говорит ничего конкретного. И что самое важное — количество таких людей стремительно растёт последнее десятилетие. Так что если и говорить о «массовом переходе» американцев, то уж точно не в православие, а в агностики и атеисты.

-2

Доля православных тоже растёт, но в целом, православие в США исповедуют около 1% населения. И, если темпы перехода останутся такими же, даже через 20 лет, их доля не достигнет и 2%. Куда активнее растут нехристианские религии во всём своём разнообразии: Иудаизм ~2%, Ислам ~1%, Буддизм ~1%, Индуизм ~1%, другие традиции и верования. Все вместе они составляют примерно 7-8%.

Если же смотреть глобальный тренд, то христианское большинство (в самом широком смысле с учётом всех делений) сокращается. Процент нехристианских религий увеличивается, но больше и быстрее всего растёт число неаффилированных.

Почему тогда пишут о том, что православные приходы «трещат по швам»? Потому что их изначально было мало и они распределены неравномерно. В основном православные церкви существуют на островках родной культуры в греческих, русских, антиохийских, сербских и других диаспорах.

Сегодня к ним присоединяются лица, чьи предки веками молились в протестантских церквях или католических соборах. Их истории обращения звучат как вариации на тему глубокой духовной жажды. Многих притягивает ощущение непрерывности, аутентичности – чувство прикосновения к «историческому христианству» в его, как им кажется, наименее измененном виде, уходящему корнями к апостолам и Вселенским Соборам, не затронутому поздними западными реформациями или модернизациями.

Но, как показали американские опросы, дело не только в интеллектуальном поиске корней. Часто первопричиной бывает встреча с Литургией. Для американца, привыкшего к кратким, вербально-центричным, а порой и развлекательным протестантским службам, или к воспринимаемому как чрезмерно рационализированному католическому обряду, православное богослужение – погружение в иной мир. Это мир, где время течет иначе, где дым кадила сплетается с пением хора на незнакомом, но вневременном языке, где мерцание свечей на иконах говорит о присутствии святых гостей, где каждое движение, поклон, каждое песнопение – часть единого священного действа, направленного не столько на проповедь к уму, сколько на преображение всего человека.

-3

Вероятно, на это влияют стремительно пересматриваемые под давлением социальных сдвигов доктрины и моральные устои западных конфессий, а православная твердость воспринимается иными как маяк стабильности. Не секрет ведь, что в западном мире есть те, кто придерживается традиционных ценностей. Люди просто ищут незыблемого фундамента в мире, где все зыбко.

Но ещё раз повторюсь, рост православия – факт неоспоримый, но говорить о «массовом переходе» пока рано. Протестантизм и католицизм остаются основными столпами американской религиозности. Возможно, на пересечении католицизма, протестантизма и православия появится вовсе что-то новое, чисто американское. Но массовым переходом в православие США пока точно не пахнет.

Если было интересно, подписывайся на мой Телеграм, а ниже я подобрал ещё несколько интересных статей: